понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Арман Баймуратов: «Искусство начинается с себя»

Арман Баймуратов - художник-экспериментатор. Поиску собственной стези в искусстве посвятил годы, блестяще заявляя о себе в каждой избранной ипостаси как скульптор, живописец, дизайнер-проектировщик, а теперь еще и кинорежиссер. Первая персональная выставка художника в прошлом году в ГМИ им. Кастеева стала заметным явлением художественной жизни Алматы. Родился в 1972 году, Восточный Казахстан. Окончил Национальную академию искусств им. Жургенова, специальность «Театральная живопись» и университет «Туран», специальность «Режиссура».

 

«Дудка»

  • 1 место, конкурс «Город и дизайн» Союза Дизайнеров Казахстана, «Азиада 2011», Фонд Первого Президента РК, Алматы, 2011   
  • 1 место, конкурс дизайнеров и архитекторов, выставка Design Week Expo, Санкт-Петербург, 2015
  • 2 место, конкурс казахстанского сувенира «Кен дала» Министерства культуры и спорта РК, Алматы, 2016

 

Арман, ваше творчество многогранно –живопись, скульптура, дизайн, кино. Чему отдаете предпочтение?

Больше всего моё сердце лежит к живописи. Для меня это начало начал. С детства не расстаюсь с ручкой и карандашом, люблю графику: всего два цвета, а получается живописно.

На ваших полотнах нет батыров, коней, степей… Волнует ли вас столь популярная у нас идея национальной самоидентичности?

Конечно. Я здесь родился и наделен национальным почерком и самобытностью места, где живу. Казахстан отражается в моем сердце, душе, мышлении.

Нужен ли вам, художнику, лейбл «казахстанское искусство»?

Гении не старались быть национальными. Произведения Леонардо да Винчи и Вивальди мы смотрим и слушаем не как итальянские; постановки Чехова идут по миру на всех языках. Может, моему искусству тоже суждено оказать влияние на мировую культуру, но ради этого специально рядиться в этническую шкуру, думаю, не стоит. Чтобы произведение трогало зрителя, его надо делать с хорошим замыслом и от души. Это как разговор с самим собой, в котором главное - не обмануть себя, а будущее покажет.

 

«Меценат»

Пока что национальная самоидентичность заметна не столько в вашей живописи, сколько в скульптуре.

Моя установка в том, чтобы национальная самоидентичность не была вычурной, присутствовала как намек, капля. В скульптуре такое изящество достигается легче. Как художник люблю стилизовать, прятать, устраивать загадку, а не специально, «в лоб» изображать степь, юрту, батыров. Мне хочется, чтобы идея была ненарочита, чтобы зритель не просто считывал мой национальный колорит, а привносил что-то своё. У нас принято красиво рисовать лошадей, батыров, но за этой красивостью ничего не стоит, поэтому наше искусство становится плакатным. Через год-два сделаю выставку в национальном стиле, и вы увидите иную презентацию, иной почерк, колорит, настроение. Будет не вычурно, но стилизовано и действительно красиво, музыкально. Для воплощения этой задумки требуется время. В 70-х годах был один график: за его рисунками чувствуется трепет души, опасность или доброта. По мне, если доведется рисовать батыра, то так, чтобы в нем звенел клич Курмангазы, будто ураган по степи пронёсся.

 

Композиция «Звук»

Видите ли вы себя интернациональным художником в будущем? 

Конечно, для того и работаю. Кто-то сказал: «Я полжизни отдал на то, чтобы создать имя, теперь имя работает на меня». Это, конечно, бренд. Тут и деньги, и больше возможностей проявить себя. Закрывшись в углу, кричать, что ты есть – все равно, что мудрый пескарь из басни Крылова, который боялся выходить в свет, а в конце жизни выполз и его съели. Чего стесняться? Надо выходить, пиариться, становиться узнаваемым.

 

Композиция «Птица»

Расскажите о своем художественном становлении. Кто или что повлияло на то, что вы стали художником?

В детстве до школы я воспитывался в Семипалатинске у дяди, который заменил мне и отца, и брата. В доме на стене висела чеканная работа: мать с ребёнком на фоне луны и берёзы. Однажды я срисовал ее ручкой на бумаге, но от дяди услышал: «Зачем выдаешь чужую работу за свою?» Я не обиделся, наоборот, обрадовался: если бы он похвалил, может, и не стал бы дальше рисовать, но его подзатыльник послужил признанием таланта и я начал рисовать всех родственников подряд. Когда семья переехала в Алма-Ату, тайком от мамы стал ходить в открытую художественную школу. Чтобы положить конец моему рисованию, она однажды порвала рисунки и выбросила, хотела, чтобы я стал писателем. Ночью я достал из мусорного ящика обрывки и склеил их аккуратно. Увидев такое, мама сдалась и больше не препятствовала, покупала мне книги по искусству. В 14 лет я рискнул поступать в художественное училище им. Гоголя и, несмотря на жесточайший в то время конкурс, был принят!  Затем окончил художественную академию.  Как любознательный Близнец по знаку Зодиака, так и иду по жизни: у меня было много хороших учителей и каждый день я чему-то учусь у коллег, друзей, книг и не перестаю удивляться.

 

Композиция «Лебедь»

Какова ваша мотивация в том, что делаете?

Искусство начинается с себя. Ты меняешься и твое творчество меняется. Это происходит не автоматически, но чем дальше идешь, дышишь - может, невидимые вирусы! - но в мозгу, душе что-то меняется. В этом процессе главное сначала удивлять, исследовать самого себя. Когда исследуешь себя, хорошие произведения получаются, тогда и другие удивляются. Один мой учитель сказал: «От себя добавляй только 1 процент, изменить на все 100 жизни не хватит». Вот и стараюсь удивлять себя, добавляя по 1 проценту: ищу новый подход, направление. Не люблю в одном стиле долго копаться, у меня много стилей. Всегда знал, что я талантлив, но хотел отличаться, ведь второго Айвазовского, как и второго Шишкина или Тельжанова, не будет. И когда люди говорят: классная работа получилась, необычная, странная, для меня это самый большой подарок.

 

«Ароматная зима»

В чем особенность вашего метода или техники живописи?

В стилизации - беру одну форму и делаю из нее другую, чтобы она смотрелась интересно в новой трактовке, которую чувствую. У меня скопилось около 255 графики эскизного характера, всё - будущие картины. Они вообще как-бы бесплотны – ни глаз, ни рук - формы из одной в другую перетекают. В этом мой стиль, мой путь: что-то между импрессионизмом и сюрреализмом. Это в детстве я старался рисовать хорошо, по рисунку всегда пятёрки имел. У художника другая задача, всегда сперва решаю вопрос: какой должна быть пластика? Форма должна быть простой, понятной, чтобы было общение со зрителем как в работе «Букет».  Или взять картину «Дудка» - образ стилизован, формы деформированы, утрированы, в скошенном лице есть что-то от зародыша или демона. То же с цветом, экспериментирую выбирая, например, синий или сиреневый. Мне нравится картина Сыдыханова «Пустая лодка», вся белая. Люди удивляются: где картина? - Образ просматривается на расстоянии от 50 метров. Если бы он написал картину в темных тонах, она бы несла совсем другое настроение.

 

«Букет»

Над чем работаете сейчас?

От скульптуры и живописи немного отдыхаю, ударился в кино. Окончил сценарно-режиссерское отделение университета, выиграл тендер на Казахфильме и собираюсь снимать короткометражный фильм.

У кого из художников, по вашему мнению, следует взять интервью?

В 70-х годах взял бы интервью у Шарденова, Кисаметдинова, Тельжанова. Тонкий художник - Мамбеев: в подаче какой интересный цвет, и форма - вроде и есть, и нет. Из нынешних взял бы у Досбола Касымова. Есть художники, которые просто штампуют, а он на месте не стоит, экспериментирует, ищет. Есдаулетов также исследовательски к себе относится, свой стиль преображает, меняет. Интересны молодые художники, которые только-только вступают на это поприще, в этот сказочный мир. Они еще не открыты, я их не часто вижу, но у них есть свой почерк, стиль, новое видение.

 

«Молодец»

Есть что-то, без чего не можете обойтись как художник?

Да, есть. Я вообще человек информационный. Мне обязательно нужно смотреть, изучать, исследовать, задавать вопросы.  Не важно, живопись это или нет. В академии изучал театрально-декорационную живопись, а после ее окончания смотрел больше фильмы, ювелирные изделия. Идти по одной тропинке мне скучно. Когда человек в одном направлении движется, он становится сухим. В советское время какие золотые программы были! - композиторы, писатели, художники в одном кругу общались, шёл обмен идеями, а сейчас писатели отдельно, художники отдельно, музыканты отдельно. Общения не хватает, такого как раньше, сейчас нету. Художники заперлись, каждый в своем мирке. В Казахстане много талантливых людей и, если бы денежных средств выделяли больше, было бы больше галерей, музеев. Возникли бы невидимые мосты и художники прочно, стопроцентно стояли бы этих мостах. Желаю себе и вам такого общения!..

 

«Арман Баймуратов»

Большое спасибо за интервью.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33