Арман Баймуратов: «Искусство начинается с себя»
Арман Баймуратов - художник-экспериментатор. Поиску собственной стези в искусстве посвятил годы, блестяще заявляя о себе в каждой избранной ипостаси как скульптор, живописец, дизайнер-проектировщик, а теперь еще и кинорежиссер. Первая персональная выставка художника в прошлом году в ГМИ им. Кастеева стала заметным явлением художественной жизни Алматы. Родился в 1972 году, Восточный Казахстан. Окончил Национальную академию искусств им. Жургенова, специальность «Театральная живопись» и университет «Туран», специальность «Режиссура».
«Дудка»
- 1 место, конкурс «Город и дизайн» Союза Дизайнеров Казахстана, «Азиада 2011», Фонд Первого Президента РК, Алматы, 2011
- 1 место, конкурс дизайнеров и архитекторов, выставка Design Week Expo, Санкт-Петербург, 2015
- 2 место, конкурс казахстанского сувенира «Кен дала» Министерства культуры и спорта РК, Алматы, 2016
Арман, ваше творчество многогранно –живопись, скульптура, дизайн, кино. Чему отдаете предпочтение?
Больше всего моё сердце лежит к живописи. Для меня это начало начал. С детства не расстаюсь с ручкой и карандашом, люблю графику: всего два цвета, а получается живописно.
На ваших полотнах нет батыров, коней, степей… Волнует ли вас столь популярная у нас идея национальной самоидентичности?
Конечно. Я здесь родился и наделен национальным почерком и самобытностью места, где живу. Казахстан отражается в моем сердце, душе, мышлении.
Нужен ли вам, художнику, лейбл «казахстанское искусство»?
Гении не старались быть национальными. Произведения Леонардо да Винчи и Вивальди мы смотрим и слушаем не как итальянские; постановки Чехова идут по миру на всех языках. Может, моему искусству тоже суждено оказать влияние на мировую культуру, но ради этого специально рядиться в этническую шкуру, думаю, не стоит. Чтобы произведение трогало зрителя, его надо делать с хорошим замыслом и от души. Это как разговор с самим собой, в котором главное - не обмануть себя, а будущее покажет.
«Меценат»
Пока что национальная самоидентичность заметна не столько в вашей живописи, сколько в скульптуре.
Моя установка в том, чтобы национальная самоидентичность не была вычурной, присутствовала как намек, капля. В скульптуре такое изящество достигается легче. Как художник люблю стилизовать, прятать, устраивать загадку, а не специально, «в лоб» изображать степь, юрту, батыров. Мне хочется, чтобы идея была ненарочита, чтобы зритель не просто считывал мой национальный колорит, а привносил что-то своё. У нас принято красиво рисовать лошадей, батыров, но за этой красивостью ничего не стоит, поэтому наше искусство становится плакатным. Через год-два сделаю выставку в национальном стиле, и вы увидите иную презентацию, иной почерк, колорит, настроение. Будет не вычурно, но стилизовано и действительно красиво, музыкально. Для воплощения этой задумки требуется время. В 70-х годах был один график: за его рисунками чувствуется трепет души, опасность или доброта. По мне, если доведется рисовать батыра, то так, чтобы в нем звенел клич Курмангазы, будто ураган по степи пронёсся.
Композиция «Звук»
Видите ли вы себя интернациональным художником в будущем?
Конечно, для того и работаю. Кто-то сказал: «Я полжизни отдал на то, чтобы создать имя, теперь имя работает на меня». Это, конечно, бренд. Тут и деньги, и больше возможностей проявить себя. Закрывшись в углу, кричать, что ты есть – все равно, что мудрый пескарь из басни Крылова, который боялся выходить в свет, а в конце жизни выполз и его съели. Чего стесняться? Надо выходить, пиариться, становиться узнаваемым.
Композиция «Птица»
Расскажите о своем художественном становлении. Кто или что повлияло на то, что вы стали художником?
В детстве до школы я воспитывался в Семипалатинске у дяди, который заменил мне и отца, и брата. В доме на стене висела чеканная работа: мать с ребёнком на фоне луны и берёзы. Однажды я срисовал ее ручкой на бумаге, но от дяди услышал: «Зачем выдаешь чужую работу за свою?» Я не обиделся, наоборот, обрадовался: если бы он похвалил, может, и не стал бы дальше рисовать, но его подзатыльник послужил признанием таланта и я начал рисовать всех родственников подряд. Когда семья переехала в Алма-Ату, тайком от мамы стал ходить в открытую художественную школу. Чтобы положить конец моему рисованию, она однажды порвала рисунки и выбросила, хотела, чтобы я стал писателем. Ночью я достал из мусорного ящика обрывки и склеил их аккуратно. Увидев такое, мама сдалась и больше не препятствовала, покупала мне книги по искусству. В 14 лет я рискнул поступать в художественное училище им. Гоголя и, несмотря на жесточайший в то время конкурс, был принят! Затем окончил художественную академию. Как любознательный Близнец по знаку Зодиака, так и иду по жизни: у меня было много хороших учителей и каждый день я чему-то учусь у коллег, друзей, книг и не перестаю удивляться.
Композиция «Лебедь»
Какова ваша мотивация в том, что делаете?
Искусство начинается с себя. Ты меняешься и твое творчество меняется. Это происходит не автоматически, но чем дальше идешь, дышишь - может, невидимые вирусы! - но в мозгу, душе что-то меняется. В этом процессе главное сначала удивлять, исследовать самого себя. Когда исследуешь себя, хорошие произведения получаются, тогда и другие удивляются. Один мой учитель сказал: «От себя добавляй только 1 процент, изменить на все 100 жизни не хватит». Вот и стараюсь удивлять себя, добавляя по 1 проценту: ищу новый подход, направление. Не люблю в одном стиле долго копаться, у меня много стилей. Всегда знал, что я талантлив, но хотел отличаться, ведь второго Айвазовского, как и второго Шишкина или Тельжанова, не будет. И когда люди говорят: классная работа получилась, необычная, странная, для меня это самый большой подарок.
«Ароматная зима»
В чем особенность вашего метода или техники живописи?
В стилизации - беру одну форму и делаю из нее другую, чтобы она смотрелась интересно в новой трактовке, которую чувствую. У меня скопилось около 255 графики эскизного характера, всё - будущие картины. Они вообще как-бы бесплотны – ни глаз, ни рук - формы из одной в другую перетекают. В этом мой стиль, мой путь: что-то между импрессионизмом и сюрреализмом. Это в детстве я старался рисовать хорошо, по рисунку всегда пятёрки имел. У художника другая задача, всегда сперва решаю вопрос: какой должна быть пластика? Форма должна быть простой, понятной, чтобы было общение со зрителем как в работе «Букет». Или взять картину «Дудка» - образ стилизован, формы деформированы, утрированы, в скошенном лице есть что-то от зародыша или демона. То же с цветом, экспериментирую выбирая, например, синий или сиреневый. Мне нравится картина Сыдыханова «Пустая лодка», вся белая. Люди удивляются: где картина? - Образ просматривается на расстоянии от 50 метров. Если бы он написал картину в темных тонах, она бы несла совсем другое настроение.
«Букет»
Над чем работаете сейчас?
От скульптуры и живописи немного отдыхаю, ударился в кино. Окончил сценарно-режиссерское отделение университета, выиграл тендер на Казахфильме и собираюсь снимать короткометражный фильм.
У кого из художников, по вашему мнению, следует взять интервью?
В 70-х годах взял бы интервью у Шарденова, Кисаметдинова, Тельжанова. Тонкий художник - Мамбеев: в подаче какой интересный цвет, и форма - вроде и есть, и нет. Из нынешних взял бы у Досбола Касымова. Есть художники, которые просто штампуют, а он на месте не стоит, экспериментирует, ищет. Есдаулетов также исследовательски к себе относится, свой стиль преображает, меняет. Интересны молодые художники, которые только-только вступают на это поприще, в этот сказочный мир. Они еще не открыты, я их не часто вижу, но у них есть свой почерк, стиль, новое видение.
«Молодец»
Есть что-то, без чего не можете обойтись как художник?
Да, есть. Я вообще человек информационный. Мне обязательно нужно смотреть, изучать, исследовать, задавать вопросы. Не важно, живопись это или нет. В академии изучал театрально-декорационную живопись, а после ее окончания смотрел больше фильмы, ювелирные изделия. Идти по одной тропинке мне скучно. Когда человек в одном направлении движется, он становится сухим. В советское время какие золотые программы были! - композиторы, писатели, художники в одном кругу общались, шёл обмен идеями, а сейчас писатели отдельно, художники отдельно, музыканты отдельно. Общения не хватает, такого как раньше, сейчас нету. Художники заперлись, каждый в своем мирке. В Казахстане много талантливых людей и, если бы денежных средств выделяли больше, было бы больше галерей, музеев. Возникли бы невидимые мосты и художники прочно, стопроцентно стояли бы этих мостах. Желаю себе и вам такого общения!..
«Арман Баймуратов»
Большое спасибо за интервью.