Аблайкит: следы Будды на Востоке Казахстана (видео)
В Восточно-Казахстанской области продолжаются интенсивные археологические научно-исследовательские работы по созданию музея-заповедника «Аблайкит» в рамках туристического кластера «Сибинские озера». Программа работ в ВКО рассчитана на период с 2016 по 2018 годы.
По словам руководителя экспедиции Дениса Сорокина, основной целью является превращение археологического комплекса «Аблайкит» в объект международного туризма, ведь интерес к тибетскому буддизму в мире только растет.
История
Аблайкит возник в середине XVII в. как крупный религиозный и военно-политический центр Джунгарского ханства. Он был построен во время правления тайши Аблая и представлял собой пышный храмовый комплекс буддистов-ламаистов, хорошо укрепленный и обнесенный каменной крепостной стеной. Рядом с буддийской святыней располагалась резиденция джунгарского тайши (князя). К началу XVIII в. Аблайкит уже находился в заброшенном состоянии из-за охвативших Джунгарию междоусобных войн.
Общий вид археологического комплекса Аблайкит
В течение столетий руины Аблайкита неоднократно привлекали внимание многих ученых и путешественников. Развалины храма-крепости посещали участники первой и второй академических экспедиций - Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, известный исследователь древностей Сибири Г.И. Спасский и многие другие. В XIX-XX вв. небольшие разведочные раскопки на Аблайките проводили такие ученые, как В.В. Радлов, А.Н. Адрианов, С.С. Черников. Полноценное археологическое изучение Аблайкита не проводилось.
И только в 2016 году в ходе реализации проекта: «Развитие туристического кластера «Сибинские озера»: создание археологического музея-заповедника «Аблайкит» (Уланский район)» были развернуты стационарные археологические раскопки как первый этап реализации региональной «Программы развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016-2018 годы».
Общий вид западной стены, проходящей по горному хребту
Аблайкит и Сибинские озера – знаковые места ВКО
В 2017 г. исследования археологического комплекса Аблайкит продолжены археологической экспедицией ТОО «Археологическая экспертиза».
На мой вопрос, есть ли интерес к проекту со стороны ученых России или европейских стран, Денис Сорокин ответил: «Казахстанская сторона заинтересована в привлечении к проекту специалистов из ведущих научных учреждений дальнего и ближнего зарубежья. Так, в 2016 г. к исследованиям храма были привлечены исследователи из России (Санкт-Петербург) к.и.н. Зорин Н. и д.и.н. Лурье П.П., из США – PhD M. Frachetti. В 2017 г. также планируется привлечение специалистов по буддизму, истории Центральной Азии в новое время и по консервации и расшифровке берестяных рукописей».
«Планы по работам на памятнике утверждаются каждый год. В 2016 году были проведены работы на южных воротах, храме, хозяйственных постройках, монастыре. В 2017 году планируется проведение работ на восточных воротах, продолжение работ на храме, монастыре и хозяйственных постройках, 3-х могильниках, расположенных в непосредственной близости от комплекса, - рассказывает Денис Сорокин,- В данное время заканчиваются работы на восточных воротах, идут раскопки на могильнике и монастыре».
Раскопки. Восточные ворота.
Раскопки позволяют собрать материалы, которые вкупе с реальными планами и зарисовками Аблайкита, сохранившимися в российских и французских архивах XVII-XVIII вв., позволяют восстановить комплекс построек, сделать его интересным для туристов из Казахстана, Китая, Кореи, Монголии, России, США и стран Европы.
«Интерес к тибетскому буддизму в мире постоянно растет и это делает планы по изучению и реставрации Аблайкита крайне перспективными, так же, как и создание в этом, уже «обжитом» туристическом месте - Сибинских озерах, центра международного туризма», - уверен Денис.
Пока памятник мало известен, и основная масса посетителей - это туристы, однако были прецеденты посещения объекта буддистами.
Объекты исследования
Развалины храма Аблайкита находятся в долине реки Аблакетки. Памятник представляет собой остатки укрепленного ламаистского храма, строительство которого было начато в 1654 году.
Возникновение Аблайкита связано с историческими событиями, развернувшимися в XVII веке на территории Восточного Казахстана. Этот период отмечен обширной ойратской экспансией, импульс которой исходил из глубин Центральной Азии. С ростом политической активности ойратов совпал период широкого распространения в их среде ламаизма, связанного с деятельностью миссионера, просветителя и реформатора письменности Зая-Пандиты. Именно Зая-Пандита в 1657 году освещал храм Аблайкита.
Исследования на памятнике проводятся на нескольких объектах:
1 - храмовый комплекс,
2 - хозяйственная инфраструктура,
3 – монастырь,
4 - крепостная стена.
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС
Храмовый комплекс Аблайкита располагался на прямоугольной платформе, размерами 80х45 м. Храм, размерами 45х20 м, находился в северной части платформы, всю остальную часть занимало большое крытое предхрамовое помещение-двор, отделенное от храма свободным пространством, образующим своего рода коридор. С южной стороны в предхрамовое помещение вела лестница, фиксирующаяся в настоящее время в виде оплывшего наклонного пандуса.
Судя по имеющимся зарисовкам, у храма была многоярусная крыша в «китайском» стиле. Крыша поддерживалась колоннами, от которых сохранились каменные базы, вмонтированные в пол. Колонны располагались в пять рядов с севера на юг, и, вероятно, в восемь рядов с запада на восток.
Во время раскопок центральной части храма были найдены фрагменты берестяных рукописей и большое количество фрагментов керамической черепицы.
Мастерские располагались к западу от храма у подножия горы. В настоящее время они представляют собой остатки печей в ямах, в которых, видимо, обжигали кирпичи и черепицу. Во время раскопок здесь обнаружены обломки черепицы, кирпичей и куски железа.
МОНАСТЫРЬ
Монастырь располагался в 170 м к северо-востоку от храма. В настоящее время его остатки представляет собой бугор диаметром 44 м и высотой около 1,5 м. В центре бугра находится, вероятно, следы двора. В крепостной стене памятника, расположенной рядом с жилым зданием, были устроены отдельные восточные ворота, вероятно, хозяйственно-бытового предназначения. Судя по имеющимся архивным данным, это было двухэтажное прямоугольное здание, второй этаж которого был деревянным.
КРЕПОСТНАЯ СТЕНА
Расчистка стены
Крепостная стена буддийского комплекса Аблайкита представляла собой мощное оборонительное сооружение общей протяженностью по периметру 2125 м. Стена была построена с учетом рельефа местности и тыльной (северной и западной частью) примыкает к каменной гранитной гряде.
С южной и восточной сторон полезная площадь под храм, жилые и хозяйственные помещения огорожена мощной каменной стеной. Здесь стена проходит по низменной долинной части. Ширина и высота крепостной стены не везде одинакова. Так, ширина стены в долинной части составляет 3,4-3,6 м.
В тех местах, где стена стыкуется со скальными гранитными выходами горного хребта, ширина стен уменьшается до 2,5 м. На вершине хребта, для того чтобы закрыть все возможные открытые участки, где враг может проникнуть в крепость, ширина стены уменьшается до 1,5 м.
В результате сбора этнографического материала было выяснено, что высота стены на период 1960-1970-ых годов достигала 3-3,5 м.
В южной и восточной частях стены располагались входные ворота в комплекс. Южные ворота являлись главными, восточные выполняли хозяйственную функцию.