пятница, 20 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как продать авторитаризм

Власть всегда наркотически зависела от социологии.

 

 

Нет-нет, речь не пойдет о том, как социологи формируют мнения своими хитроумно сформулированными вопросами, и как граждане боятся искренне отвечать, и как Левада-центр «работает на Кремль», потому что не может же быть в стране столько сталинистов (лично я не очень понимаю, в чем вопрос: всегда было столько, почему бы не быть и сейчас?). Это все проблема социальной антропологии, а также политической психологии образованного городского класса — проблема неверия в то, что сосед может думать иначе, чем ты, и в то, что таких соседей в сотни раз больше, чем твоих товарищей по столику в хипстерском столичном кафе.

Первый раз феномен такого специфического солипсизма был зафиксирован в октябре 2003 года: как же так, рассуждали сторонники либеральных ценностей, все мои 250 знакомых проголосовали за СПС, почему же партия не прошла в Думу? Да потому, что вся остальная страна не проголосовала за СПС, а 250 знакомых не являются репрезентативной выборкой.

Но речь сегодня о другом: как здесь и сейчас действительно будет использоваться социология?

Сначала эта зависимость власти от результатов социологических опросов, прежде всего количественных, была связана с выборами — потому что они имели значение. Потом, после превращения выборов в рутинную имитацию, — с одобрением деятельности лидеров: это и есть технология управления — если все одобряют, то и я, рядовой россиянин, предпочту одобрять.

Теперь, когда задача самоутверждения решена, встает задача самосохранения, самолегитимации и пролонгации нахождения отдельных групп в Кремле, на Старой площади, на Краснопресненской набережной, в Охотном Ряду, на Лубянке и… ну, в общем, дайте адресную книгу, включая локацию крупнейших госкомпаний, в том числе тех, которые требуют, чтобы их считали частными.

Эта задача двуединая. С одной стороны, подавить/запретить/предписать (два элемента — авторитарные, третий — признак чего похуже, а именно тоталитаризма-light). С другой стороны, в связи с обнаружением открыто выражаемого по разным поводам и разными способами недовольства граждан следует найти технологии как можно более ловкой продажи трудящимся вот этого товара под названием «подавить/запретить/предписать». То есть технологии упаковки его в подарочную бумагу. Чтобы подавление участившихся протестов воспринималось большинством с облегчением и одобрением, а бледная немочь в решении социальных вопросов и хамство в продвижении своих бизнес-интересов либо оценивались как облагодетельствование, либо провоцировали рассуждения «Уж лучше так, а то еще хуже будет» и «Ну, лишь бы не было войны».

Это, собственно, и есть содержание того, что метафорически именуется «предвыборной кампанией», зонтичного бренда и охранной грамоты всех наших «элит». И смысл микрофизики власти срока 2018–2014. А для этого снова нужны социологи, понимаемые на самом деле как маркетологи.

Отсюда и слухи о том, что начальство намерено капиллярно и точечно работать с микрогруппами, используя микротаргетинговые технологии. И открытая информация о том, что Дума заказывает у ВЦИОМ социологические опросы по самым разным темам на 29,4 миллиона рублей, и о том, что, согласно докладу «Трансперенси интернешнл», с января 2011 года по июнь 2017-го московские префектуры и управы заключили 339 контрактов, связанных с социологическими исследованиями, на сумму 1,1 миллиарда рублей. И о том, что ВЦИОМ и ФОМ брошены на интенсивное изучение настроений молодежи, электората будущего. И о том, что на основе таких исследований придуман богатый лозунг «Будущее принадлежит молодым», свежесть которого вызывает сомнения.

Если, как говорят иностранные агенты, «сделать длинную историю короткой», речь идет о том, чтобы проделывать те же самые глупости и мерзости, сопровождаемые прямой и косвенной финансовой нагрузкой на рядовых граждан, но только со ссылкой на общественное мнение. Мол, мы провели исследование, граждане в едином порыве поддерживают то-то и то-то.

Но провластные социологи и политтехнологи работают с мнением большинства. А в современных сложных обществах не меньшее, а то и большее значение имеют мнения меньшинств. Причем не только сексуальных, как кто-то мог бы подумать.

Кроме того, социологов и политтехнологов нанимают не для того, чтобы изучить общественное мнение, а для того, чтобы обмануть его. Чтобы продать глупость, гадость и лоббистский интерес как общезначимое, общероссийское, нравственно оправданное, духовными скрепами и георгиевскими ленточками обвязанное и кадилом окуренное начинание.

То есть это такая социология наоборот — не как изучить, понять и учесть мнение, а как его изменить, как обвести его вокруг перста указующего, как дезориентировать. А потом сослаться на «позицию простых граждан».

Большинство следует за большинством. Большинство предпочитает — всегда и везде — быть в мейнстриме, не выделяться из толпы. Это и психология поддержки лидера, и психология поддержки ненужной войны. Это же и психология погрома, кстати говоря, — все побежали с колунами, и я побежал, а то меня самого этим колуном и огреют. Именно это свойство человеческой натуры, видимо, и будет использоваться при проведении достоверных и подробных социологических исследований в интересах властей.

Одно из которых уже, как следует из открытых источников, проведено. Комитет Думы по госстроительству попросил социологов изучить мнение граждан по поводу закона о лишении гражданства России за террористическую деятельность. Надо ли в принципе говорить, какими были результаты? Они бы еще попросили социологов уточнить (за несколько миллионов рублей налогоплательщиков), сколько, как думает большинство, будет дважды два.

Впрочем, если надо будет убедить большинство в том, что, согласно нравственным канонам тысячелетней истории России, дважды два — пять, а не четыре, как на бездуховном Западе, 67,6% опрошенных скажут, что таки да — пять. Привычные 13% — либералы-западники — будут упорствовать в заблуждениях. Ну а остальные затруднятся с ответом.

Андрей Колесников, Московский центр Карнеги 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33