понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

В Казахстане полтора миллиона ЛГБТ

А в целом, каждый пятый так или иначе вовлечен в проблемы сексуальных меньшинств. Еxclusive.kz связался с участником «Марша равенства» в Праге Амиром Шайкежановым, в котором он представлял Казахстан. Он рассказал нам о том, что общего между правами чернокожих, женщин и сексуальных меньшинств, а также о том, почему даже если чиновник гомосексуал, он не будет поддерживать ЛГБТ сообщества.

 

 

«Марш равенства» проходит на протяжении уже шести лет. В нем принимают участие десятки тысяч гомосексуалов, лесбиянок и трансгендеров, а также их союзников. Это серия мероприятий, которая заканчивается большим шествием, посвященным ЛГБТ тематике. В этом году впервые в нем принял участие активист из Казахстана.

Судя по некоторым исследованиям, в мире порядка 10-15% представителей ЛГБТ-сообщества. По Казахстану таких исследований не проводилось, но, судя по косвенным данным, у нас эта статистика также применима. Плюс минимум каждый пятый казахстанец так или иначе вовлечен в проблемы ЛГБТ-сообщества, будучи другом или членом семьи ЛГБТ граждан, даже если он этого не осознаёт. Таким образом, надо отдавать себе отчет в том, что речь идет о 2,5-3 миллионах наших соотечественников.

- Амир,  означает ли Ваше участие в «Марше равенства» то, что наши представители ЛГБТ-сообщества становятся частью мирового сообщества?  

- Думаю, да, можно сказать и так. Все чаще Казахстан фигурирует как участник тех или иных инициатив, а наш флаг не раз поднимался на маршах равенства по всему миру. Однако, пока все организационные вопросы решаются преимущественно силами активистов и союзников, без участия государства.

Во время подготовки к маршу в Праге мне очень помогла наша бывшая соотечественница Джамиля Стехликова. Сегодня она  член Комитета по сексуальным меньшинствам Государственного правительственного совета Чехии, а до этого какое-то время возглавляла министерство по делам человека и меньшинств. Своим участием я хотел привлечь дополнительное внимание к этой чрезвычайно чувствительной теме, которая касается миллионов казахстанцев, а также является вопросом, который должен быть приоритетом государства согласно Конституции. Первая статья главного закона страны четкое это определяет:  «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.»

Кроме того есть и статья 14, которая гласит, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации»

 

 

- Есть ли какая-то юридически оформленная организация, которая системно занимается правами ЛГБТ в Казахстане? Обсуждается ли это на каких-то официальных площадках?

- Да, есть ряд инициативных групп и некоторые из них уже существуют уже десятки лет, но пока многие из них юридически не зарегистрированы. Это то, чего мы хотели бы добиться и над чем сейчас активно работаем.  Статус юридического лица позволит нам решить как организационные, так и финансовые проблемы. Например, недавно один из интернет порталов для ЛГБТ направил запрос в генпрокуратуру о нарушении прав по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, но так и не получил  ответа. Юридический статус обязал бы эти органы ответить в срок, указанный законом. Кстати, это тоже один из примеров дискриминации. А во-вторых, для получения финансовой поддержки, в том числе взносов и грантов, для многих организаций важно взаимодействовать с юридическим лицом. Да и самому ЛГБТ-сообществу наличие зарегистрированных юридических лиц позволит более четко сформулировать свои ценности, а также понять, к кому обращаться с теми или иными вопросами.

- Если исходить из статистики, то во власти должны быть ваши сторонники, включая представителей альтернативной сексуальной ориентации. Вы ощущаете хотя бы косвенную поддержку от официальных лиц?

- Понимаете, в любом обществе есть социальные фобии и фобии направенные внутрь самого человека или сообщества. Мизогиния – дискриминативное отношение к женщинам – встречается на уровне социума, при этом есть и внутренняя мизогиния, когда женщины сами себя чувствует по положению ниже мужчин в виду стандартов нынешнего патриархального общества.  То же самое можно сказать и про ЛГБТ-сообщество. Есть социальная гомофобия, есть гомофобия внутренняя. Достаточно почитать комментарии о представителях ЛГБТ-сообщества в социальных сетях и вы поймете, что такое социальная гомофобия – агрессия в адрес людей с гомосексуальной ориентацией.  Это приводит к внутреннему давлению, когда  геи, лесбиянки и трансгендеры не в состоянии принять себя, не то что отстаивать свои права. В таких случаях человек начинает активно бороться со своей идентичностью, но, поскольку внутри себя ничего поменять не может, он вынужден бороться с проявлениями такой природы в других. Тут и мысли нет о том, чтобы солидаризироваться. И в случае с теми же представителями власти на данный момент конечно же  представителей ЛГБТ можно найти на всех уровнях управления, если задаться такой целью. Другое дело, что в  виду временной непопулярности равноправия в обществе, отсутствия механизмов защиты от дискриминации или насилия, наличия внутренней гомофобии сами представители власти не будут союзниками в ближайшее время. Более того, именно они могут быть самыми ярыми оппонентами в желании откреститься от всего того, что может их хоть как-то связывать с ЛГБТ. Но я очень надеюсь, что по мере того, как люди в принципе будут узнавать больше о природе сексуальности в целом, и  общественный контекст будет меняться. И мы сможем найти союзников не только во власти, даже если они не являются представителями ЛГБТ, а просто сторонниками либеральных ценностей.

Ведь еще только несколько десятков лет назад защита прав чернокожих или женщин воспринимались как дикость. Сейчас это является основой роста для многих социумов и экономик.

 

 

- Есть очень популярная теория о том, что именно латентные гомосексуалы могут быть самыми непримиримыми гомофобами. Насколько это верно?

В свое время были обнародованы итоги одного скандального исследования, когда к половым органам мужчин присоединяли датчики и показывали разные виды порно. И именно среди радикальных гомофобов было много тех, кто  реагировал наиболее остро на гомосексуальну. эротику. Дело здесь не только во внутренней гомофобии, а в механизме принятия  себя.  Как я уже говорил, человек под давлением социальных установок начинается бороться с собой, но, поскольку это чрезвычайно сложно, он проецирует эту ненависть наружу. Это понятный механизм. И здесь единственная условие – это помочь себя принять себя, для этого можно обратиться к психологам или просто почитать научно-популярную лиетратуру на тему сексуальности человека.

Но у гомофобии есть и другой фактор, возможно, более острый в наших реалиях – снисходительное отношение к ЛГБТ и снисходительное отношение к женщинам – это проблемы, которые практически идут рука об руку. Ввиду патриархальности общества гомофобия проявляется как некий социальный проездной для участия в повестке дня и это считается чем-то положительным.  Такая агрессия в адрес  любых маргинализированных групп, в том числе ЛГБТ кроется гораздо глубже. Ее корни в общей неудовлетворенности,  в социальной, экономической и даже политической неустроенности людей.  А поскольку люди не могут объяснить истинную причину дискомфорта или не способны найти решения для них, то они отводят душу на тех, кто защищен еще меньше, чем они сами. Я считаю,  что это компенсаторный механизм, когда люди пытаются самоутвердиться перенося свои проблемы на  социально неокрепшие группы.

 

 

- Но разве на западе быть геем и лесбиянкой не становится модным?

- Мы находимся в той части света, где запад принято демонизировать и в первую очередь благодаря российскому информационному пространству. Однако, это результат современной холодной войны идеологий.

Мне кажется, что на самом деле ситуация во многом схожа с борьбой чернокожих людей и феминисток за свои права.  Проблема борьбы с дискриминацией в том, что, когда некая социальная группа долго является подавляемой, когда у этой групы появляются механизмы компенсации своей дискриминации, многие воспринимают такие новшества как угрозу своему привычному положению дел.    Тем не менее, на самом деле таким образом привилегии отдельных групп просто нивелировались и блага стали более общедоступными, такой баланс важен для всего общества.

Опять же, не стоит идеализировать и западный мир. Постоянные нападения и бытовая дискриминация по признаку сексуальной ориентации встречается и на 3ападе.  Тот же Закон об однополых браках был принят в США только недавно, и вдруг, президент Трамп предлагает исключить служение трансгендеров в армии. Это постоянная борьба и она никогда не кончится. Поэтому нельзя сказать, что  модно быть дискриминируемой частью общества – ценой этому может быть ваше здоровье или экономическое благосостояние.

- Ну а какие есть социальные опасности гомофобии? 

Гомофобия – это ведь проблема, которая касается не только ЛГБТ сообщество. Посудите сами, у каждого человека есть 3-5 близких друзей, порядка 10-15 хороших знакомых, хотя бы 2 члена семьи. Унижение, угнетение людей по принципу их сексуальной ориентации приведет к тому, что весь его круг общения напрямую или косвенно окажется вовлеченным в эти проблемы эмоционально, а возможно, и физически.

Cогласно исследованиям, среди тайваньских гомосексуалов порядка 20% из них хоть раз в жизни пытались прибегнуть к самоубийствам. При том это данные в стране, в которой гомофобия ниже и есть законодательство, защищающее права ЛГБТ, в том числе и об однополых браках. В наших реалиях эта цифра может составлять от 30 000 человек, а мы и без того занимаем лидирующие положения по количеству самоубийств.

Кроме того, гомофобия не позволяет ЛГБТ профессионалам раскрыть себя полноценно, может препятствовать их найму, а также утечке мозгов виду миграции в поиске лучших условий социальной защиты.

Кроме того, ненависть не бывает узконаправленной и быстро меняет свой вектор при более подходящем объекте. Поэтому, если культивировать гомофобию как нечто привычное, этот росток пустит и другие ксенофобские корни – неприязнь по принципу этнического и географического происхождения, по культурным и религиозным признакам, отторжение любых маргинальных групп: инвалидов, потребителей наркотиков, работников секс-индустрии и других незащищенных слоев.

И это только наш индивидуальный выбор, в каком обществе мы хотим жить -  в сплоченном и принимающем или в отвергающем и агрессивном. 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33