О чем мечтает Нуреке или о шансе Байбека остаться в истории
Вам и не снилось, сколько товарно-денежной массы прокачивает Алматы и ее окрестности каждый день через свой организм. Только у Алматинского региона есть шанс решить проблему ценообразования. Именно здесь прокачиваются сотни миллионов тонн овощей и продуктов. Это торговое сердце Центральной Азии. И нужно обладать особым талантом, чтобы не создать механизм, при которой жители региона могут покупать товары с самыми инизкими трансакционными издержками. И, похоже, этим особым даром наш акимат обладает.
Вопрос ценообразования в сельском хозяйстве – это уже старая боль как фермеров, так и покупателей. Мы переплачиваем как минимум половину стоимости за продукты из-за того, что у фермеров нет прямого доступа к покупателям, а между ними стоит его величество долгая цепочка посредников.
Вы обратили внимание, что даже в самых хороших супермаркетах невозможно купить недорогие и качественные овощи и фрукты? Как правило, они в лучшем случае просто очень дорогие, а в худшем еще и слегка подгнившие. Все остальное купить можно, а вот овощи и фрукты – нет. Даже в сети «Магнум», которую контролирует «Алтын Орда» со всеми вытекающии отсюда последствиями. Что же происходит? Как формируются цены в этом огромном стихийном, как модно нынче говорить, торговом хабе? А формируются они просто. Фермер отдает посреднику лук, допустим, по 30 тенге, а цепочка посредников добавляет по 30% миниум и в итоге цена растет как минимум вдвое? Чем не задача для проектного офиса акимата Алматы? Но, видимо, не по зубам. Это же надо поработать, вникнуть, наступить на чьи-то интересы. Ну и в конце концов просто захотеть решить проблему. А ведь Байбек мог бы совершить революцию в ценообразовании не только в Алматы, но и во всей стране, победив ее величество инфляцию как минимум в отдельно ввереном ему регионе. А с учетом того, что наш город это сердце перерасприделительной цепочки, то и во всей стране. Вот тогда, еще при жизни, под давлением общественности и молчаливом попустительстве депутатов, можно было бы назвать его именем улицу. В центре.
Что же для этого нужно? Акимат начал снос киосков. Фермеры просят отдать их для реализации своей продукции, когда в шаговой доступности от дома жители смогут покупать продукцию казахстанских производителей при гарантированно минимальной цене и высоком качестве. При этом, магазины будут построены за счет фермеров по типовому проекту, одобренному городскими властями.
Нуреке Машжанов, генеральный директор НАК АГРО – автор этого социального проекта под условным названием «Ферма у дома». Надо сказать, что хозяйство у них не маленькое. Это знаменитая крупнейшая теплица в стране, где выращивается ежедневно 50 тонн огурцов и помидоров, это более 300 гектаров в Белеке, где растут десятки тысяч тонн лука, моркови, свеклы и капуты, это сотни гектаров садов в Алматинской области и даже собственные холодильники на 7 тысяч тонн и еще десятки гектаров поливных земель. Сразу отметим, что проблем со сбытом у них нет - продукция, отлично зарекомендовавшая себя на рынке, уходит как горячие пирожки, в том числе и на «Алтын Орде». Из-за того, что их продукция хорошо хранится, ее охотно разбирают регионы. А узбекский и китайский товар, не имеющий такой лежкости, достается алматинцам.
Нуреке Машжанов
«Но нам надоело, что мы отдаем продукцию за 500 тенге, а на прилавке она уже как минимум 800», - говорит Нуреке.
- А ведь мы несем расходы по обслуживанию кредита, строительству теплиц, платим зарплаты и налоги! Даже когда мы отдавали свою продукцию в «Алтын Орду», цены от этого не упали. Просто увеличилась маржа.»
Нуреке Машжанов мечтает создать сеть небольших магазинов, где они смогут не только продавать свою продукцию с 15-процентной наценкой, но и дать возможность продавать свою продукцию другим казахстанским фермерам. При этом будет создан отечественный бренд, где качество продуктов будет контролироваться от семян до упаковки. Нуреке мечтает, что они будут продавать полуфабрикаты для казахстанских хозяек в стильных вакуумных упаковках. Более того, сейчас они ведут переговоры с одной из крупнейших европейских сертификационных структур, которая будет в постоянном режиме контролировать качество товаров. А в перспективе – наладить онлайн-продажи своей продукции.
«Мы не просим у государства ни копейки денег – только выделить участки из-под киосков, которые в любом случае будут отданы в аренду коммерсантам. Мы сами построим магазины с современным дизайном, которые никак не испортят облик города, а наоборот станут его фишкой. Акимат предлагает нам дать субсидии под определенные участки. Я уже лет пятнадцать в сельском хозяйстве. Так вот я считаю, что субсидии не решают проблему сбыта. В стране производится немало собственной продукции, но производители не могут пробиться на прилавки. Существующие торговые сети использовать нет смысла. Они не заинтересованы в наших товаропроизводителях, поэтому они ставят для нас просто драконовские условия: входные, штрафы, при этом качество товара их интересует в последнюю очередь. Сельхоз ярмарки не достигают своей цели – цепочка формирования цены остается та же.»
Всем известно, что рынок «Алтын Орда» - это монстр, диктующий цены на все овощи и фрукты, да и в целом на все продукты в регионе. Иногда их стоимость колеблется даже в течение одного дня. Если заезжие фермеры и пытаются продавать свою продукцию ниже, чем в Алтын Орде, им попросту перекрывают кислород. Само появление любой альтернативной системы продаж в принципе невозможно.
«Да мы им и не конкуренты», - говорит Нуреке, - даже если мы займем хотя бы 10 процентов рынка, Алтын Орда даже этого не заметит. Ну разве что испортим жизнь нескольким перекупщикам. Другое дело, что для мелких хозяйств мы даем гораздо лучшие условия. Алтын орда – это комиссия за заезд, 7 тысяч в день за аренду, плюс надо содержать сотрудника на рынке. А у нас нет арендной платы, потому что нет простоев, загрузился и уехал. Плюс мы предоставляем рассрочку платежа по фиксированной цене, у нас есть собственные склады и мы можем обеспечить исключительные условия хранения».
Казалось бы, хороший социальный проект. Нечто подобное планировалось при создании сети «Арзан». Но у них не было собственной линейки продукции. В случае с НАК АГРО производитель сам выходит на рынок. От безысходности. Они поняли, что надо контролировать процесс от семян до продажи конечному потребителю. В противном случае никакие субсидии не помогут выжить ни одному сельхозпроизводителю. Но тогда где гарантия, что и НАК АГРО – это не очередная красивая сказка, которая кончится тем, что цены в этой сети будут теми же, что и в среднем по рынку?
«Мы будем делать этот проект в любом случае. С поддержкой акимата или без нее. Но без поддержки мы действительно не сможем обеспечить низкие цены. Потому что наши расходы на покупку или аренды земли лягут на конечную стоимость. А если бы нам помогли, то мы готовы заключить трехсторонний договор между акиматом, СПК и нашей компанией, в котором предусмотреть постоянный мониторинг цен и в том случае, если мы допустим более 15 процентов накрутки, то у нас возникают штрафные санкции по цене и по качеству вплоть до изъятия товара. Понимаете, я управленец, торгаш и производственник в одном лице. Мне надоело смотреть, как на пустом месте мы все время переплачиваем. Мои дети будут жить и работать в Казахстане. Поэтому я мечтаю, чтобы они и все мои близкие питались экологически чистой и недорогой едой. Нам нужна здоровая нация.»
А ведь может и получится!