Алик Шпекбаев: Коррупция перестает быть латентной (видео)
Exclusive.kz продолжает следить за реализацией антикоррупционной Стратегии Республики Казахстан, которая разработана на 2015- 2025 годы. На вопросы нашего портала ответил заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев.
- Алик Жаткамбавич, совсем недавно, в сентябре этого года, в штаб-квартире Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) состоялось утверждение мониторингового отчета по выполнению Казахстаном рекомендаций Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. Как Вы оцениваете прогресс в выполнении рекомендаций ОЭСР по борьбе с коррупцией?
- В сентябре текущего года казахстанской делегацией в составе представителей заинтересованных государственных органов принято участие в очередной встрече Стамбульского плана. В целом, по результатам заседания Секретариатом ОЭСР дана положительная оценка исполнению рекомендаций Стамбульского плана.
В частности, Председатель Стамбульского плана г-жа Энери Киньонес поздравила Казахстан с достижением существенного прогресса в реализации рекомендаций ОЭСР, положительно отметив открытость подхода принимаемых мер.
- Какие рекомендации Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией были выполнены, а какие – нет, и в чем причина невыполнения?
- Из 19 рекомендаций Третьего раунда мониторинга Казахстан выполнил практически все рекомендации – 16, и не выполнена только 1 (рекомендация 2.6 «Иммунитеты и срок давности). Кроме того, 2 рекомендации предыдущего раунда не оценивались, поскольку Четвертый раунд мониторинга не охватывал соответствующие темы (рекомендации 3.4, 3.7 «Государственный финансовый контроль и аудит» и «Политическая коррупция»).
Отметим, что по итогам Четвертого раунда мониторинга экспертами ОЭСР сформулированы 5 новых рекомендаций.
- В Казахстане возбуждается много уголовных дел, практически чуть ли не еженедельно происходят аресты высокопоставленных чиновников. По мнению экспертов, борьба с коррупцией ведется точечно, избирательно и не там, где это необходимо. Вы согласны с этим мнением? Что Казахстан сегодня делает не так в деле борьбы с коррупцией?
- Официальная статистика, введенная по коррупционным преступлениям в 2001 году, свидетельствует о том, что за эти годы по указанным фактам осуждено свыше 10 тысяч человек (10 391).
Благодаря принимаемым государством мерам, коррупция перестает быть латентной. В том числе за счет повышения уровня гражданской активности казахстанцев.
Только в 2016 году поощрено 180 человек, сообщивших о фактах коррупции, на сумму более 27 миллионов тенге
Кроме того, значительно сокращена бытовая коррупция, устранены многие административные барьеры и коррупционные риски, повысилось качество государственных услуг (за счет внедрения стандартов и регламентов их оказания), обеспечены условия для функционирования прозрачного и подотчетного государства, налаживается открытый диалог и конструктивное партнерство с неправительственным сектором, возрос уровень правовой и антикоррупционной культуры граждан.
Об этом свидетельствуют данные исследования «Барометр мировой коррупции», проводимого Transparency International.
В Казахстане, по сравнению с итогами трехлетней давности, в два раза выросла доля граждан, наблюдающих прогресс в сфере противодействия коррупции и на четверть сократилось количество людей, дававших взятки
- Сфера государственных закупок продолжает оставаться одной из наиболее коррумпированных в Казахстане, даже несмотря на изменения законодательства, введение электронных торгов и так далее. Кому может быть выгодно сохранение этого положения дел?
- Агентством активно ведется работа по минимизации коррупционных рисков в сфере государственных закупок. К примеру, в текущем году совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» проведены анализы коррупционных рисков в 16 наиболее значимых для бизнеса сферах, в том числе в сфере государственных закупок. По итогам данной работы в адрес Министерства финансов было внесено19 рекомендаций по устранению коррупционных рисков.
Помимо этого, прорабатываются вопросы по совершенствованию сферы государственных закупок. В частности:
- прохождение предварительного квалификационного отбора во всех закупках, установление единых подходов по предварительному квалификационному отбору;
- включение рейтинга поставщиков в систему предварительного квалификационного отбора и исключение института реестра недобросовестных поставщиков (в связи с введением рейтинга поставщиков);
- перевод всех закупок в электронный формат, автоматизацию процессов закупок, обеспечение прозрачности при проведении закупок;
- внедрение «Единого окна» (взаимодействие информационных систем госорганов);
- установление единых правил закупок в квазигосударственном секторе;
- совершенствование антидемпинговых мер;
- совершенствование информационного оповещения о закупках;
- совершенствование посттендерного контроля.
Вышеуказанные меры, в первую очередь, направлены на снижение административных барьеров и коррупционных рисков, а также повышение прозрачности в сфере государственных закупок.
- В этом году ОЭСР представил дополнительное секторальное исследование проблем коррупции в сфере высшего образования. Вы можете прокомментировать выводы и рекомендации этого секторального исследования?
- Ранее экспертами ОЭСР отдельно проведен анализ казахстанской системы образования, по итогам которого рекомендовано разработать антикоррупционные программные документы в этой сфере, обеспечить прозрачность антикоррупционных комиссий ВУЗов и процедур их лицензирования и аккредитации, обеспечить распределение государственных образовательных грантов в рамках добросовестного и открытого процесса, пересмотреть действующие правила академической честности.
Отметим, что Агентством совместно с гражданским обществом ведется активная работа в сфере образования.
Так, по всей стране в 6435 школах для учащихся 5-11 классов созданы добровольные клубы «Адалұрпақ», куда вступили 956713 учащихся. Они выступают основным звеном в организации антикоррупционных мероприятий в школьной среде.
Кроме того, в марте текущего года проведен Республиканский телемост,
в работе которого через видеоконференцсвязь приняли участие более 50-ти ВУЗов страны, а также руководство министерств образования и науки, по делам религии и гражданского общества.
На основе результатов данного мероприятия с Министерством образования и науки прорабатывается вопрос об утверждении Кодекса академической честности в высших учебных заведениях.
Кодекс, прежде всего, направлен на установление единых стандартов, которым должны следовать высшие учебные заведения. В частности:
- единые автоматизированные правила учебного процесса, а также процедуры выделения мест в общежитиях и другие, которые исключают любые проявления незаконного вознаграждения, а также плагиат;
- персональная ответственность (морально-этическая, дисциплинарная) руководителей кафедр, деканатов по поводу фактов незаконных благ, полученных подчиненными.
Это подтверждается результатами инициированной Агентством, Ассоциацией студентов Казахстана и группой студентов КАЗГЮУ акции
«Адал бол».
Более 25 тысяч студентов 109 ВУЗов Казахстана подержали данную акцию, разместив в социальных сетях более 70 видеороликов с призывом «Адал бол».
- Высокопоставленные чиновники, политики и депутаты не озвучивают информацию о своих реальных доходах. Почему чиновники не идут на открытый контакт с обществом, не открывают сведений? Соответствует ли это стандартам и рекомендациям ОЭСР?
- По рекомендациям ОЭСР в конце 2015 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц».
В соответствии с законодательством, всеобщее декларирование всех физических лиц, в том числе государственных служащих вступит в силу с 2020 года. Этому будет способствовать внедрение комплексной информационной инфраструктуры во всех регионах страны.
- Когда Казахстан сможет выполнить все рекомендации Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией? И что дополнительно нужно будет сделать Казахстану для того, чтобы вступить в ОЭСР в качестве полноправного члена организации, какие еще полномасштабные реформы следует провести для этого нашей стране?
- Казахстан является активным участником Антикоррупционной сети
и планомерно ведет работу по реализации рекомендаций ОЭСР, с учетом правовой готовности страны. Полагаем, что полная реализация рекомендаций Стамбульского плана будет достигнута по мере имплементации и адаптации международных правовых новел в области противодействия коррупции.
Отметим, что указанные вопросы обсуждаются на различных площадках, в том числе на межведомственных рабочих группах и комиссиях.
Помимо этого, Казахстан ведет работу по присоединению к Группе государств против коррупции. Это станет еще одним шагом по приближению национального законодательства к международным стандартам.