среда, 22 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Журналистика в Центральной Азии – страх, кровь и смерть

На этой неделе в медиапространстве Центральной Азии произошли два заметных события. В Ташкенте прошла впервые за 15 лет конференция ОБСЕ по свободе прессы, а в Казахстане создан новый медиальянс, который объединит так называемых блогеров и журналистов.

 

 

Спустя 25 лет независимости демократические процессы в нашем регионе идут вспять, а пространство свободы слова все больше сужается.

Эти события совпали с трагической датой, на этой неделе коллеги вспоминали убитого 10 лет назад в Оше одного из самых ярких журналистов региона Алишера Саипова, который за свою короткую жизнь стал символом мужества и самоотверженности. Саипов в числе десятков журналистов региона ценой собственной жизни отстоял свое право и право общества на свободу слова. Запугивание, посадки в тюрьмы, закрытие газет и телеканалов и как крайняя мера физическое устранение – это реальность, с которой сталкиваются и сегодня работники медиа в Центральной Азии.

 

Алишер Саипов

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир, выступая в Ташкенте, призвал власти всех центральноазиатских стран освободить заключенных журналистов, среди которых он назвал Дилмурода Сайида, Юсуфа Рузимуродова, Бобомурада Абдуллаева, безусловно, в этом списке могли бы оказаться и Ярослав Голышкин, Асет и Сейтказы Матаевы и многие другие работники прессы из Центральной Азии.

«Открытые обсуждения и свобода требовать от правительств отчетности могут только улучшить качество управления, определяя недостатки, потребности и новые вопросы. Я убежден, что свобода выражения мнений и свобода средств массовой информации укрепляют устойчивость общества к решению проблем безопасности», — сказал Арлем Дезир.

Эксперты констатировали самое плачевное положение дел в регионе со свободой прессы в Туркменистане, где десятки журналистов находятся в застенках, не редко их родственникам впоследствии выдают их трупы.

Редактор Альтернативных новостей Туркменистана Руслан Мятиев замечает, что с середины 90-х СМИ Туркменистана превратились в рупор власти, в инструмент строительства культа личности президента. Со страниц газет исчезла всякая критика, а если она и появлялась, то исключительно из уст главы государства.

В январе 2013 года в Туркменистане приняли Закон о СМИ, который провозглашает свободу на сбор и распространение информации, запрещает цензуру. Но на деле репортеры и фрилансеры, пишущие для независимых зарубежных туркменских изданий, подвергаются гонениям. Против них фабрикуются уголовные дела и их надолго отправляют в места лишения свободы. Яркий пример – Сапармамед Непескулиев.  В июле 2015 года спецслужбы подкинули запрещенный в стране наркосодержащий препарат Трамадол и осудили на три года. Международные правозащитные организации призвали власти Туркменистана освободить его из заключения, Рабочая группа ООН  признала его арест произвольным, связав лишение его свободы с его гражданской активностью.

Непескулиев продолжает оставаться в заключении и по сей день. Недавно его имя было внесено в список исчезнувших в туркменских тюрьмах людей

Случай Непескулиева не единичный. В прошлом году на три года был осужден Гаспар Маталаев, который сообщал об использовании в стране принудительного труда во время сбора урожая хлопка.  

Во время следствия его пытали электротоком, заставили взять на себя мошенничество и дачу взятки 

Пытали и Худайберды Алашова,  - внештатного корреспондента Радио Свободы, а в итоге дали условный срок за хранение запрещенного насвая. Это было в прошлом году. После этого о нем никто ничего не слышал.

Все эти люди работали не открыто и анонимно: собирали и отправляли информацию как самостоятельно, так и по заданию редакции. Никаких проблем с законом до этого за свои 34-37 лет, соответственно, они не имели.

Еще совсем недавно примерно такая же плачевная ситуация была и в Узбекистане, где режим Ислама Каримова не терпел никакой критики и журналистов отправляли за решетку на десятилетия, несколько работников печати и телевидения были убиты, большинство выдавлено из страны. Новые власти частично улучшили положение журналистов, за последнее время из тюрем были выпущены несколько известных правозащитников и журналистов, в их числе Салиджон Абдурахманов, которого международные организации признали узником совести. Сейчас в стране разрабатывается относительно более мягкий закон «О СМИ», а цензура в медиа стала менее суровой. Вместе с тем, говорить о свободе слова в Узбекистане пока не приходится, власти все еще активно контролируют телевидение и ведущие газеты, соизмеряя масштабы дозволенной критики.

Ситуация в Таджикистане резко ухудшается. Если еще недавно таджикские СМИ признавались частично свободными, в последнее время они отнесены к категории несвободных и положение журналистов остается тяжелым. Всего за год в международном рейтинге свободы СМИ Таджикистан рухнул сразу на 34 позиции. Во время гражданской войны 1992–1997 годов в Таджикистане было убито  73 журналиста

Вместе с тем, в регионе есть страна, где медиа признаются частично свободными – это Кыргызстан. Но и здесь за последние год произошел резкий разворот, на фоне президентской кампании президент Алмазбек Атамбаев подмял под себя практически все медиа, те, кто отказался петь, в общем строю были либо закрыты, как телеканал «Сентябрь»,  либо получили огромные штрафы и запуганы.

Ситуация в Казахстане хотя и не такая плачевная, как например, в Туркменистане, но крайне далека от благостной.  

Республика занимает 160 место в международном рейтинге по свободе СМИ из 180 возможных. Здесь примечательно, что, например, Намибия в этом рейтинге занимает 17 место, а Афганистан 120

Сможет ли изменить ситуацию созданный медиальянс?

«К сожалению, так часто получается, что нам некогда заниматься защитой своих прав. Нам некогда объединиться и выработать свою стратегию. И это понятно, мы живем в постоянном информационном потоке. Сейчас мы поняли, что такая профессиональная организация нужна. «Медиа Альянс» будет защищать права всех, кто работает в медиа.  Сейчас идет активное обсуждение  поправок в закон о СМИ. Закон вызывает большую реакцию в обществе. Мы тоже хотим принять активное участие в изменении поправок, которые будут приниматься в ближайшее время. Мы активно сотрудничаем с Министерством информации и коммуникаций. Я думаю, что министерству тоже очень важна качественная экспертиза закона и качественный, конструктивный оппонент. Это профессиональная организация не только журналистов. Мы включаем сюда и блогеров. Мы видим, что сейчас появилось много новых форматов медиа. Мы видим, что каждый из вас сегодня может превратиться в медиаструктуру», - сказал один из организаторов альянса Арманжан Байтасов.

Получится ли сделать что-то практическое и альянс превратится в формальную структуру, типа альянса так называемых блогеров станет понятно уже совсем скоро.

Но общий тренд в центральноазиатской журналистике не радует. Примечательно, что и по опросам общества в этих странах свобода слова находится чуть ли не на последнем месте среди приоритетов людей.

Как оказалось,  мы хотим свободы и правды гораздо меньше, чем жители Африки и Афганистана

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33