Экономическая преступность растёт
Рост преступности связан с падением доходов.
По итогам 2016 года Астана вышла на первое место в Казахстане по уровню преступности с показателем 43 преступления на 1000 жителей. При этом, в несколько раз выросло число экономических преступлений
Комитет по статистике МНЭ РК в 2016 году впервые провел опрос среди жителей регионов Казахстана для определения степени доверия к правоохранительным органам, по результатам которых наименьшее доверие вызывают органы антикоррупционной службы и гражданской защиты.
Динамика роста преступности по стране за последние 4 года демонстрирует резкий рост. В какой-то степени это связано с тем, что правоохранительные органы усовершенствовали систему регистрации преступлений. Теперь любое правонарушение автоматически вносится в базу данных, но, к сожалению, это никак не повлияло на уровень доверия к правоохранительным органам.
Источник Комитет по статистике МНЭ РК
Оценка степени доверия в 2016 году к правоохранительным органам.
Однако примечательно, что наша столица по итогам 2016 года вышла на первое место в Казахстане по уровню преступности с показателем 43 преступления на 1000 жителей.
Динамика криминогенной обстановки в Астане.
По сравнительному анализу динамики числа осужденных лиц наглядно виден основной негативный агломерационный эффект – рост преступности. На нижеприведенном графике показана динамика снижения числа осужденных среди сельских жителей и рост числа осужденных среди горожан в г. Астана и Акмолинской области.
Сравнительный анализ сельской и городской преступности в Астане.
Таблица по преступности в Астане
Показатель |
Ед. изм. |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Доля осужденных от населения |
проценты |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Уровень преступности (общее число преступлений на 1000 жителей в год) |
единиц |
8 |
7 |
6 |
6 |
6 |
20 |
29 |
43 |
41 |
50 |
43 |
Число зарегистрированных преступлений |
единиц |
4796 |
4225 |
3887 |
3963 |
4491 |
15142 |
22760 |
34756 |
34985 |
43442 |
41381 |
Число особо тяжких преступлений на 1000 жителей в год |
единиц |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
0 |
Число экономических преступлений |
единиц |
249 |
345 |
410 |
514 |
440 |
434 |
817 |
533 |
571 |
1215 |
1800 |
Уровень преступности в Алматы несколько ниже, но также все предыдущие 10 лет стремительно шел вверх. В 2016 году средний уровень криминогенной ситуации составил 40,3 на 1000 жителей или на 6,2% ниже показателей Астаны. В разрезе районов Алматы и прилегающих территорий наглядно виден негативный агломерационный эффект. В спальном районе с наиболее плотным населением (11 тыс. человек на 1 кв. км.) самый высокий уровень преступности 713,8 зарегистрированных случаев на 10 000 жителей. В Алматинской области, равно как и в новых пригородах Алматы уровень преступности составляет лишь 145 случаев на 10 000 жителей.
Рисунок 91. Криминогенная ситуация в разрезе районов Алматинской агломерации.
Источник управление г. Алматы по статистике МНЭ РК
По данным ДВД г. Алматы в 2016 году снижен удельный вес преступлений, совершенных на улицах города, в том числе грабежей и хулиганств. Меньше совершено тяжких и особо тяжких преступлений на 14,8%, в частности разбоев на 14,2%, грабежей на 9,6%, угонов на 7,1%, краж из квартир на 12,5%. Проведенная работа ювенальной полицией снизила на 18% преступления, совершенные несовершеннолетними, а программа нулевой терпимости и соседского присмотра помогла на 25% снизить преступления в сфере в семейно-бытовых отношений.
Однако, как и в Астане на 2015-2016 год пришлись рекорды экономических преступлений 2622 и 2455 соответственно. Число осужденных лиц в Алматы в 2016 году увеличилось до 5216 человек с показателя предыдущего года на 20%
Рисунок 92. Уровень преступности среди городского и сельского населения Алматинской агломерации, число претсуплений на 10 000 жителей.
Источник Комитет по статистике МНЭ РК
При анализе основных факторов влияния на уровень преступности в г. Алматы видно, что уровень урбанизации (доля городского населения) и миграционный приток никак не влияют на рост преступности. Данный факт опровергает негативный агломерационный эффект в чистом виде от концентрации населения, но подтверждает иной тезис о росте преступности на фоне падения качества жизни. Ключевыми факторами, спровоцировавшими рост преступности в Алматы и его пригородах, стали падение доходов населения (стремление к нулю способности к накоплению как разница между доходами и расходами), рост доли миграционного притока от числа коренных жителей, критическое снижение охвата техническим и высшим образованием молодежи.
Рисунок 93. Оценка факторов влияния на преступность в Алматинской агломерации
Источник расчет EXIMAR на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК.
При сопоставлении графика структуры преступлений в Алматинской агломерации мы видим четкую взаимосвязь уровня способности населения к накоплению (диаграмма выше) к уровню экономических преступлений (диаграмма ниже). Такая прямая связь дает повод предполагать, что активные меры по борьбе с экономическими преступлениями не всегда правомерно осуществлялись в период с 2006 по 2011 годы, когда высокий уровень накоплений населения привлекал внимание правоохранительных органов. В период с 2012 по 2015 годы наряду с некоторым восстановлением способности к накоплению населения уровень раскрытых экономических преступлений оставался на низком уровне. Но в 2015 и 2016 году вновь пошла новая волна финансовых преступлений, теперь уже наряду с резким сокращением доходов населения. Это может свидетельствовать о том, что до ликвидации финансовой полиции как отдельного органа со стороны ключевых правоохранительных органов шла недостаточно прозрачная и зачастую не правомерная работа.
Сегодня же, наблюдая новый рост экономических преступлений, с учетом жесткого контроля действий правоохранительных органов прокуратурой, мы говорим о реальном росте экономической преступности на фоне снижения доходов населения
Доля особо тяжких преступлений при этом имеет тенденцию к сокращению своей доли. Это говорит о том, что ряды преступников в основном пополняются из числа обычных граждан и чиновников, а не криминальных элементов. Мы не можем утверждать, является ли четко прослеживаемая зависимость закономерностью, но со снижением доступа молодежи к техническому и профессиональному образованию прямо пропорционально растет уровень преступности как в городе-ядре Алматы, так и в прилегающих СНП агломерации.
Этот вопрос требует тщательного изучения на уровне межведомственной комиссии МВД РК и МОН РК
Рисунок 94. Динамика структуры преступлений в Алматинской агломерации.
Источник расчет EXIMAR на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК.
Айман Турсынхан, Директор EXIMAR и член ESOMAR.