Новый налоговый кодекс: еще рано терять бдительность
На днях Мажилис одобрил проект Нового налогового кодекса в первом чтении. Документ обсуждали отраслевые эксперты и бизнесмены. Предполагается, что новый налоговый кодекс направлен на поддержку МСБ, оздоровление финансового сектора страны, стимулирование определенных областей недропользования.
Второй важный момент - налогоплательщикам будет дано достаточное время для внимательного изучения нового кодекса.
Штат работников в обеих формах будет составлять максимум 30 человек
Между тем, представители малого и среднего бизнеса, для которых налоговый режим остался почти без изменений, должны внимательно изучить те небольшие корректировки, которые были внесены в проект нового кодекса. В частности, в новом кодексе уравнены условия для ИП и ТОО: по упрощенной декларации теперь штат работников в обеих формах будет составлять максимум 30 человек. Ранее было – для ИП – 25 человек, для ТОО – 50 человек. Такая ситуация выгодна для ИП, но не выгодна для ТОО, потому как означает невозможность использования упрощенного режима.
Кроме того, общим стал и максимальный доход для ИП и ТОО, и это также не выгодно для ТОО.
В новый кодекс внесен новый режим с фиксированным вычетом
Министр национальный экономики Тимур Сулейменов говорит, что новый режим выгоден для тех, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Налогоплательщик будет вынужден выбирать для себя более выгодный режим. В частности, новый режим с фиксированным вычетом предполагает четкий учет доходов и расходов, и государство позволит сделать дополнительный вычет. Новшество режима и его выгода заключается в том, что в пределах 30 процентов от дохода учет ведется без документального подтверждения. Налоговой базой станет разница между доходами и расходами.
Тем временем, эксперты-экономисты считают, что новый налоговый кодекс лоббирует интересы крупных компаний. В частности, недропользователей
Согласно проекту, в сфере недропользования будут простимулированы инвестиции в геологоразведку, отменен налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли, а также отменен бонус коммерческого обнаружения в целях стимулирования успешной разведки. Для морских и глубоких нефтяных месторождений предложен более простой альтернативный налог на недропользование.
О том, какие споры и предложения выдвигались в ходе работы над новым проектом кодекса, в эксклюзивном интервью нашему порталу поделилась директор ОО «Формирование налоговой культуры» Наталья Янцен. Ее экспертная задача состояла в изучении новых условий налогообложения для НПО.
- Наталья, для каких категорий налогоплательщиков новый проект налогового кодекса является предпочтительным, а для каких влечет серьезные изменения в порядке налогообложения?
- Новый кодекс с точки зрения налоговой нагрузки претерпел серьезные изменения только в отношении недропользователей, по налогообложению которых произошли послабления, включая снижение налоговых ставок. Для остальных налогоплательщиков каких-либо серьезных изменений в размере налоговой нагрузки не произошло, даже отменили ряд льгот по НДС.
Для МСБ предусмотрели унификацию условий применений упрощенного налогового режима для ИП и ТОО, что является для ТОО ухудшением их положения, так как многие из них просто уже не подойдут под данный режим. И ввели новый альтернативный режим фиксированного вычета, но пока сложно сказать, кому он будет выгоден. По размеру налоговой нагрузки он ближе к упрощенному режиму, но с ведением учета расходов.
- В одном из своих интервью вы упоминали об изменениях в налогообложении, которые, так или иначе, затронут неправительственные организации. Не могли бы вы поподробнее рассказать о предлагаемых изменениях, а также о том, каким образом они отразятся на социальных проектах?
- Экспертная группа юристов, проанализировав проект Налогового кодекса в рамках налогообложения НПО, пришла к выводу, что изначально в проекте Налогового кодекса отсутствовал ряд льгот для некоммерческих организаций, которые имеются в действующем Налоговом кодексе. При этом, по словам Директора Департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики Республики Казахстан Амрина А.К., в отношении налогообложения НПО в проекте Кодекса была заложена политика – НЕ ухудшать налогообложение по сравнению с действующим налоговым кодексом, поэтому действующие налоговые льготы, по их мнению, перенесли в полном объеме.
Фактически же проект кодекса в его первоначальном виде ухудшал налогообложение НПО. Исчезли некоторые налоговые льготы, отменен раздельный учет расходов и т.д.
- Что, в свою очередь, вы предлагаете?
- Было принято решение изменить ситуацию и добиться, как минимум, сохранения налоговых льгот в том объеме, который есть в действующем кодексе.
Что именно явилось беспокойством для НПО в проекте Налогового кодекса, но при этом нам удалось найти взаимопонимание и изменить нормы на текущий момент ко второму чтению?
Во-первых, проект Налогового Кодекса РК в первоначальном варианте содержал нормы в статье 289 по КПН для НПО, занимающихся одновременно некоммерческой и предпринимательской деятельностью, которые являются при определенных условиях дискриминационными, нарушающими принципы определенности и справедливости налогообложения.
В чем это выражается? Проект предлагал отмену раздельного учета доходов и расходов по некоммерческой деятельности и предпринимательской деятельности НПО и вменение определения вычетов по предпринимательской деятельности ни в соответствии с фактически понесенными затратами, а исходя из удельного веса доходов и расходов.
Мы рассчитали разные варианты. Не вдаваясь в подробности методологии скажем одно, что при таком подходе с применений удельного веса у НПО может возникнуть корпоративный подоходный налог (КПН) к уплате при полном отсутствии прибыли.
Согласитесь, что это, как минимум, несправедливо, и как максимум, странно… у бизнеса при отсутствии прибыли КПН не возникает, а у некоммерческой организации возникает
Экспертная группа предложила свой вариант статьи, чтобы, как и в действующем налоговом кодексе, у НПО было право выбора учета доходов и расходов по пропорциональному методу (по удельному весу) либо раздельному методу.
Второе: В проекте Налогового кодекса РК отсутствовала норма по освобождению от индивидуального подоходного налога (ИПН) выплат за счет средств грантов, кроме оплаты труда.
Третье: В проекте Налогового кодекса РК отсутствовала норма по освобождению от социального налога выплат за счет средств грантов.
Мы предлагали льготы по ИПН и социальному налогу восстановить в проекте Налогового кодекса.
- Ваши предложения нашли поддержку у депутатов и государственных органов?
- Наши поправки нашли поддержку у депутатов, несколько из них подтвердило готовность их поддержать, а депутат Казбекова М.А. внесла поправки от своего имени и помогла нам несколько раз собраться с представителями министерства национальной экономики и министерства финансов для согласования позиций и выработки формулировок норм, которые устроили все стороны.
По итогам второго чтения прошла поправка по КПН по раздельному учёту. Теперь НПО могут спокойно продолжать вести раздельный учет по расходам, связанным с предпринимательской деятельностью и расходам, не связанным с предпринимательской деятельностью, не боясь в конце года получить непредвиденный КПН при отсутствии чистого дохода по предпринимательской деятельности.
Кроме того, прошла поправка по КПН в части добавления расширительного понятия «грант» в статью 289 проекта Налогового Кодекса с целью освобождения государственных грантов Оператора от КПН. При этом, сформулировано поправка так, что под освобождаемые от КПН "гранты" могут попасть не только государственные гранты и гранты, выданные грантодателями из перечня Правительства, но и любые другие гранты. Надо будет подумать о ее расширительном применении на практике в нашу пользу.
Прошла поправка по ИПН в части освобождения от ИПН выплат за счет средств грантов, которое будет действовать в рамках нового Налогового кодекса с 2020 года, а также в рамках Закона «О введение в действие Налогового кодекса» с 2018 года.
С января 2016 г. льготу по ИПН восстановят в рамках действующего Налогового кодекса (смотрите приложенное положительное заключение Правительства по этой льготе). Как стало известно, за появление этой ретроспективной нормы надо благодарить Амрина Е. из МНЭ, с которым НПО нашли взаимопонимание по налогообложению НПО.
И наконец, прошла поправка по социальному налогу в части освобождения от налога выплат за счет средства грантов. Льготу по этому налогу вернут в Налоговый кодекс.
- По вашему мнению, можно ли ожидать принятия ваших поправок в окончательной редакции налогового кодекса?
- Конечно, не стоит расслабляться, впереди еще Сенат и Президент. До 1 декабря 2017 года вся работа над проектом Налогового Кодекса должна будет завершена и пойдет на подпись Президенту (может и раньше). Будем надеяться, что все наши поправки по налогообложению НПО сохранятся в Налоговом кодексе и весь сектор вздохнет с облегчением!