пятница, 24 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Аполитичное поколение KZ

Считается, что молодежь в Казахстане находится на обочине политического процесса, она не знает ни названий партий, ни их программ, как правила склона соглашаться с генеральной линией власти и не проявляет никакой активности.  Это реальность, или  навязываемый обществу и кому-то выгодный стереотип?

 

 

Ответ на этот вопрос попытались дать специалисты фонда Фридриха Эберта, которые на днях презентовали масштабное исследование «Молодежь в Центральной Азии».  Глава офиса фонда Фридриха Эберта в Казахстане Толганай Умбеталиева поделилась полученными результатами.

В настоящее время есть представление о пассивности молодежи в политической жизни. Такое поведение различные эксперты объясняют рядом причин, в числе которых доминируют: отсутствие реальных политических сил, способных заинтересовать молодежь; уверенность молодежи в своем бессилии повлиять на политические процессы. В связи с этим акцент при исследовании был сделан на изучении политических взглядов молодежи, их интереса к политическим событиям как внутри страны, так и за ее пределами, а также на активности молодежи в электоральных кампаниях.

В различных исследованиях политического участия граждан была выявлена корреляция уровня политического участия с уровнем проявляемого интереса к политике. Так, люди, которые больше интересуются политикой, склонны и чаще в ней участвовать.

Итоги опроса показали, что уровень удовлетворенности развитием демократии коррелирует с показателями материального благосостояния. Так, чем ниже молодые казахстанцы оценивают материальные составляющие своей жизни, тем больше они не удовлетворены уровнем развития демократии. Вместе с тем молодые респонденты уверены, что в Казахстане в достаточной степени обеспечены права женщин (84,8%), этнических меньшинств (71,5%), верующих людей (69,3%). В меньшей степени обеспечены права бедных и инвалидов.

55,6% и 59% молодых людей полагают, что данные категории обеспечены достаточными правами, 33,9% и 28,7% соответственно считают, что у этих категорий прав нет. Исследователи пришли к выводу, что хотя идеологическая позиция молодежи находится на стадии становления, и, несмотря на то, что «правые» взгляды и ценности привлекают определенную часть молодежи Казахстана, все же ориентир на «левые» идеи сохраняет среди молодежи, пусть и незначительное, но преобладание.

Вероятно, доминирование левых взглядов среди казахстанской молодежи связано с ростом социального расслоения общества и социального неравенства, молодые люди видят в этом отсутствие социальной справедливости. Опрос также позволяет выделить преобладание в позиции молодого поколения ценностей коллективизма по сравнению с индивидуализмом. Так, явное доминирование коллективного начала выделяется в двух пунктах: «государство должно гарантировать бедным достойный уровень жизни. Богатые должны делиться частью имущества с менее обеспеченными» (74%) в противовес утверждению «государство не должно вмешиваться в распределение имущества. Люди сами отвечают за свой материальный достаток» (50,1%); «безопасность важнее свободы» (61,3%) в противоположность «свобода важнее безопасности» (47,5%). В других утверждениях доля молодых людей, поддерживающих ценности коллективизма, и тех, кто согласен с высказываниями, характерными для индивидуализма, практически тождественны, перевес в пользу коллективизма незначителен.

Основными источниками получения информации о политике и событиях в мире служат для казахстанской молодежи телевидение (89,2%), Интернет (60,5%), семейные обсуждения (33,1%), а также беседы с родственниками и друзьями (16%). Социальные сети в качестве источника политической информации использует лишь незначительная часть молодежи, что составляет 10% респондентов. Интернет, радио и социальные сети как средства получения политической информации более популярны среди городской молодежи, тогда как телевидение и ежедневные газеты больше привлекательны для сельских молодых людей. Неактивное использование Интернета жителями села, может быть, связано либо с отсутствием Интернета в сельской местности, либо с высокими ценами на интернет-услуги для сельских жителей. В отличие от городских сверстников сельская молодежь чаще использует такие каналы получения информации, как семейные обсуждения, дискуссии и беседы с друзьями.

Степень значимости участия в политике и гражданских инициативах для молодежи и уровень интереса к политической информации в процентном соотношении идентичны. Число респондентов, которое считает, что заниматься политикой и участвовать в гражданских инициативах «не так важно» (45,9%) и «совсем неважно» (35,5%), и доля тех, кто иногда интересуется политической информацией (45,9%) и «совсем не интересуется» (33,6%), практически равны. Интересно отметить, что сельская молодежь занимает более активную гражданскую позицию по сравнению с их городскими сверстниками.

Сопоставление уровня желаемого участия и уровня реального участия молодежи в политике и гражданских инициативах демонстрирует наличие определенной разницы. Так, важным является участие в политике для 15% городской молодежи и 21,3% сельской молодежи и участие в гражданских инициативах – для 18,5% городской молодежи и 25,6% сельской молодежи. Доля же тех, кто реально участвовал в волонтерской деятельности, составляет 9,3% респондентов, в разрезе город-село процентное соотношение следующее: 10,8% – это городская молодежь и 7,5% – сельская. Из общего числа: 46,2% занимались уборкой общественных мест; 38,7% - оказанием помощи и поддержки отдельным категориям граждан; 33,3% - созданием и уходом за зелеными волонтерской деятельности, составляет 9,3% респондентов, в разрезе город-село процентное соотношение следующее: 10,8% – это городская молодежь и 7,5% – сельская. Из общего числа: 46,2% занимались уборкой общественных мест; 38,7% – оказанием по- мощи и поддержки отдельным категориям граждан; 33,3% – созданием и уходом за зелеными насаждениями.

Неоплачиваемым общественно-полезным трудом занимались 12,7% респондентов, это несколько больше, чем в ответе на вопрос о волонтерстве.

Проведенные опросы позволяют предположить, что мнение молодежи по поводу демократии еще не сформировано, возможно, потому их взгляды на политику и на демократию не связаны или мало связаны с принадлежностью к той или иной социальной страте. Исследование выявило также и отсутствие у значительной части молодежи интереса к политике и зафиксировало низкий уровень ее участия в общественно значимых проектах. Невысокий интерес к политике со стороны молодежи можно объяснить и особенностями возраста, и наличием у нее помимо политики множества других сфер и областей приложения своей активности. Пассивность молодежи проявляется и в ее электоральном поведении, из числа тех, кто уже достиг возраста для участия в выборах, в своем большинстве не принимают участия в избирательных кампаниях. Однако доля молодежи, которая уверена во влиятельности своего голоса на деятельность различных политических субъектов и в первую очередь на работу государственных структур, достаточно серьезна. Вместе с тем, несмотря на то, что за желанием большинства молодежи оставаться в стороне от политики многие исследователи видят доминирование ценностей индивидуализма, исследование демонстрирует отсутствие устойчивой взаимосвязи и взаимовлияния между этими двумя составляющими. К примеру, среди казахстанской молодежи ценности индивидуализма не находятся на первом месте, хотя пассивное участие в общественных инициативах и политической деятельности очевидна. Но, несмотря на то, что политика не является приоритетной сферой интересов молодежи, она все же небезразлична к конкретным политическим событиям.

Уровень доверия молодежи к органам власти, международным организациям и общественным институтам можно оценить как выше среднего.

Невысокий уровень доверия партиям, хотя в их массовых акциях молодежь довольно часто принимают участие, скорее всего, связан с тем, что сами политические партии зачастую используют молодежь в политике лишь в публичных и разовых мероприятиях. Сложившийся характер отношений между партиями и молодежью, не позволяет политическим партиям иметь устойчивую опору в молодежной среде. Хотя здесь следует подчеркнуть, что партии утратили поддержку у большей части населения, не только у молодежи. Существенных различий в вопросах доверия государственным структурам в различных срезах – город-село, этнические группы, регионы, не наблюдается, они повторяют страновые показатели. По такому критерию, как финансовое положение, за исключением президента, уровень доверия падает в зависимости от оценки финансового благополучия к различным государственным и политическим институтам. Лишь уровень доверия к президенту высок как в группе, которая оценила свое положение «отлично», так и в группе, которая оценила «плохо».

Вероятно, по этой причине высок уровень доверия к государственным структурам власти, тогда как политические институты, гражданский сектор, силовые структуры не входят в число тех, которым молодежь доверяет.

Молодое поколение, выросшее после обретения независимости, не чувствует такой политической или эмоциональной привязанности к России и связи с другими постсоветскими республиками, как, к примеру, взрослое поколение страны. Согласно результатам опроса, молодежь проявляет интерес к международным новостям, так, 74,9% респондентов отметили, что события на международном уровне вызывают у них интерес: 19,7% – очень интересны и 55,2% – интересны. В большей степени интересны события в России, 72% молодых людей отметили этот факт: для 17,3% – очень интересны и 54,7% – интересны. События в Центральной Азии вызывают интерес у 64,8%, в Европе – у 59,6% и в Китае – 52,7%. Результаты исследования фиксируют, что в повседневной жизни 49,7% опрошенных респондентов говорят на русском языке, казахский язык используют 33,9%, и 15,9% молодых людей говорят на двух языках. На английском языке свободно говорят, читают и пишут 6,1% респондентов. Как показывает опрос, 48,9% респондентов считают, что Казахстану стоит установить более близкие отношения с Таможенным союзом, 37,6% – с Европейским союзом и лишь 15% – с НАТО. 

Оставить комментарий

Общество

Рождение партии «Алаш» Рождение партии «Алаш»
Редакция Exclusive
14.11.2017 - 12:03
Кино без немцев Кино без немцев
Редакция Exclusive
13.11.2017 - 17:34
В чем виноваты геи? В чем виноваты геи?
Редакция Exclusive
13.11.2017 - 14:30
Новая Антанта в Азии Новая Антанта в Азии
Редакция Exclusive
08.11.2017 - 13:05
«Нур Отан» модерн «Нур Отан» модерн
Раушан Найзабаева
06.11.2017 - 17:10
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33