Маргулан Сейсембаев: «Самое ценное – это ошибки, которые мы совершаем»
На востоке учат дисциплине, а на западе свободе. Какая из этих моделей образования применима для Казахстана?
Exclusive.kz начинает серию «Культурная мозаика». Это уникальные диалоги, которые ведет ректор Государственной консерватории им.Курмангазы Жания Аубакирова на радио «Классика» с самыми яркими представителями национальной элиты. На этот раз ее собеседник известный предприниматель, меценат в области образования Маргулан Сейсембаев:
- Я пришел в образование в начале 2000, когда инвестировал около 8млн долларов в создание школы Хэлли Берри в Алматы. Тогда многие бизнесмены отправляли своих детей в Англию на учебу, а потом поняли, что пора создать английскую школу в Казахстане. Потом я задумался и заметил такую тенденцию - например, моя дочь закончила университет в Англии, сейчас работает и не хочет возвращаться в Казахстан. Мы фактически готовили дочь для английского общества. То есть, английские школы готовят абитуриентов для своих же английских вузов. За счет этого у них растет бюджет. Все это заставило меня начать изучать корейское, финское, французское, английское образование. Выяснилось много любопытного.
Например, на востоке индивидуальность подавляется и интересы общества ставятся выше. Соответственно, дети там очень дисциплинированные, больше упора на зубрежку. В скандинавской системе все расслабленно и творчески. Дело в том, что каждая школа готовит детей для своей среды. Глобализация в этой сфере не прижилась потому, что в образовании нет крупных корпораций, которые строят в каждой стране одинаковые школы.
-То есть корейского учителя не пригласят работать в Финляндию?
-Нет. Представьте, что корейские школы начнут готовить творческих, свободных людей для Кореи. Они просто не найдут свое место, потому что там везде своя иерархия.
-Как тогда они добиваются успеха? Я знаю, что финны на первом месте стоят по образованию, а на каком тогда Корея и Сингапур?
- Во всех диктаторских режимах очень сильная физика, химия, математика и все другие фундаментальные науки. Во всех демократических республиках более развиты творческие дисциплины. Дело в том, что для познания фундаментальных наук требуется дисциплина и точность, а в творчестве – раскрытие индивидуальности ребенка.
- Да, но если мы хотим высоких успехов в пении и музыке в целом, то нужна такая же дисциплина и точность.
-Я бы не согласился. Есть начальное образование, а есть профессиональное образование. Когда человек становится повзрослее и понимает, что он хочет играть на пианино, то его хоть плеткой бей - он не перестанет.
-На самом деле профессионализм прививается с детства.
-Потому что выбор уже сделан. У кого есть способности, он их доводит до совершенства. У кого их нет- отсевается по пути.
- А что касается физики?
- В физических школах начиная с нулевого класса идет упор на физику. Но тут высок риск упереться в идеологический тупик. Образование - не есть частный бизнес, но оно и не должно быть консервативным учреждением. Я понял, что можно эти две цели соединять и они не взаимоисключающие, то есть частная школа может быть финансово самодостаточной. Во-первых, образование нельзя дать - его можно только получить. Задача учителя заключается в том, чтобы выявить у ребенка источник мотивации и дать ему те знания, которые хотят видеть родители. Поэтому, мы решили, что закроем все материальные потребности педагога и дадим ему академическую свободу. Он, в свою очередь, думает о качестве своих знаний. Педагог должен не только знать урок, но и все особенности каждого ребенка.
- У Вас свежий взгляд на образование. Я знаю, какими учителя должны в идеале, но их все меньше и меньше. Что делать с колоссальной разницей между потенциалом ребенка и тем, как его реализовывают педагоги?
-На самом деле, одно другому не мешает. Это все связано с бизнесом. Я нанимаю педагога, даю ему хороший социальный пакет и зарплату, а он мне результат. Хорошему работнику объяснять ничего не надо.
- Кажется, в сфере образования намечаются изменения. В образование начинают приходить люди, которые имеют социальную позицию. Какие тренды сейчас в школьном образовании?
-У нас отличное образование. НИШ, Мирас, ХэллиБэрри и тот же КТЛ. Просто прекрасная система образования. КТЛ насчитывает 32 школы в стране и все они государственные. В последней олимпиаде из 25 они взяли 22 медали. Раньше там весь преподавательский состав был турецкий, а сейчас около 98% казахский, но система осталась той же. Преподаватели КТЛ считают, что не могут требоваться домашнее задание с ребенка, если он сидит грустный. Вдруг у него что-то случилось? Нам бы подтянуть все школы до уровня КТЛ.
Я пытаюсь максимально помочь в системе образования. Основная потребность всех учебных заведений - это подготовка детей к реальной жизни. Для меня это вопрос жизненных ценностей. Однажды я понял, что мне 50 лет и я должен посвящать 50% жизни обществу и 50% бизнесу. В 60 лет - 60% обществу и 40% бизнесу. В этом присутствует разумный эгоизм. С годами у человека падают материальные потребности. И в то же время, больше багажа, который нужно отдать обществу, а не уносить в могилу. Чтобы повысить интерес к жизни, нужно делиться знаниями и в итоге за эти знания народ будет благословлять. Вместо зависти люди будут желать добро. Это материализуется и повышает интерес к жизни.
-Неужели у вас не бывает моментов отчаяния, тревоги или переживаний?
-Я люблю мыслить как ученый. Когда ученый что-либо тестирует, он знает, что из десяти попыток только одна будет удачная. Каждую следующую попытку он расценивает как еще один шанс, потому что отрицательный ответ- тоже ответ. А как делает обычный человек? Спустя пять неудачных попыток он бросает свое дело. Хотя, на самом деле, 80% успеха приносят последние 20% усилий. Самое темное время перед рассветом. Еще я считаю, что одно из самых ценных качеств человека- это любопытство. Когда у человека много незаконченных дел, небеса дают еще время пожить. Потому что за это время он приносит пользу обществу.
-Расскажите про свои путешествия.
- Путешествие - это не точка на карте, это новый взгляд на жизнь. После каждой поездки человек возвращается другим. Помимо природных красот, есть размышления. Дорога, огонь и вода - три вещи, которые стимулируют мыслительный процесс. Самые ценные знания - знания, к которым человек приходит путем размышлений.
-Вы признаете ошибки?
-Ошибки - очень ценный ресурс. Я люблю и ценю ошибки, потому что в жизни я их совершил тысячи. Когда вы сталкиваетесь с ошибками, то, размышляя над ними, вы придете к гипотезе.