среда, 22 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Зачем Казахстану министерство культуры и спорта?

Недавно глава Минкультспорта Арыстанбек Мухамедияулы сообщил, что  художник должен быть голодным. Ранее чиновник поведал, что в Казахстане прекращено производство «позорящих страну фильмов». По его словам в основном кинематограф поддерживается государством, и многие из списка «позорящих страну фильмов» также были сняты за госсчет, что  «в любой стране мира это недопустимый шаг». Речь идет о фильмах «Хозяева», «Риэлтор» режиссера Адильхана Ержанова, а также «Уроки гармонии» Эмира Байгазина. Любопытно, что все три картины были признаны далеко за пределами Казахстана и получили международные награды.

 

 

Получается, что минкультспорта запоздало раскаялось в их создании. Однако, возникает принципиальный вопрос: а что есть деньги министерства? Насколько известно, оно не занимается коммерческой деятельностью, какого-то собственного дохода не генерирует, в основной массе живет за счет бюджета, то есть за счет обычных казахстанских налогоплательщиков. И при этом, почему-то не сами налогоплательщики решают какое кино им смотреть, а какое нет, а отдельные чиновники, условный худсовет.

При этом в большинстве развитых стран, в число которых так стремится попасть Казахстан, вообще нет никаких министерств культуры и спорта, что не мешает развиваться и тому, и другому направлениям

Например, в США, где индустрия, как культурная, так и спортивная весьма и весьма успешны и составляют весомую часть бюджетных доходов. При этом, запрос формирует сам зритель, а на здоровый образ жизни - вся нация. И для этого нет необходимости содержать армию чиновник в отдельно взятом министерстве. А ведь в том числе самый успешный в мире американский кинематограф движет вперед огромное количество частных студий и кинокомпаний, которые делают продукт на любой вкус – от глупых комедий и боевиков, до оскароносных фильмов и арт-хауса. В такой системе ни государственная машина в целом, ни отдельный чиновник не властен над художником, всем заправляет только интерес зрителя, и в никто не называет то или иное творение «позорящим страну фильмом» даже если они действительно этого заслуживают.

То же самое можно сказать о спорте: создана продуманная инфраструктура, огромное количество секций, условия для занятия спортом не только для профессионалов, но и для обычных людей, отсюда и всеобщий спортивный бум. И опять же, нет никакой направляющей роли отдельно взятого министерства. Может и в Казахстане пришло время отойти от этого советского пережитка в лице минкультспорта и создавать непосредственно индустрию культуры и спорта?

Политолог Асан Кайгиев:       

Здесь необходимо разделять две вещи: спорт и культуру. Для большинства специалистов не секрет, что большой спорт в принципе сегодня не возможен без допинга. Просто существует запрещенный допинг и новый, еще не запрещенный, допинг, который со временем будет запрещен.

Идет «гонка вооружений» между изобретателями нового допинга и WADA. Из-за этого часто в большом спорте побеждают богатые страны, там «изобретателей нового допинга» и их потребителей гораздо больше, чем в бедных странах

Поэтому, кстати, более бедные страны часто ловятся на допинге, так как они технологически отстают от этой гонки. Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что «инвестиции в спорт» это пускание «пыли в глаза».

Мне вообще обидно, когда российский футболист немирового уровня Андрей Аршавин может в неделю получать столько денег в Казахстане (около $20 тыс в неделю или $1 млн за год), сколько научный сотрудник получает за 5-6 лет (в год ставка преподавателя с научной степенью в национальном университете или в обычном НИИ составляет около $300 в месяц, то есть около $3600 долларов в год). Это показатель того, как наша политическая элита относится к науке и к спорту. На мой взгляд, государство должно прекратить сильно финансировать спорт и спортивные команды за государственный счет. Также государство обязано принимать санкции по отношению к спортсменам, замешанным в допинговых скандалах. Эти люди с помощью обмана и допинга получили различные блага от государства (квартиры, машины, гонорары).

Что касается культуры, то в данной сфере, существует очень много «серых схем» «распила государственных денег». Мне кажется, было бы гораздо более целесообразнее объединить министерство культуры либо с министерством науки и образования, либо с министерством информации и коммуникаций. Также было бы полезным для гражданского общества вывешивать детальные бюджеты всех министерств в открытом доступе. Ведь «серые схемы» работают там, где нет транспарентности.

 

 

Хороший вопрос, как известно, половина верного ответа. Да, вся история человечества подтверждает, что жизненно важной необходимости в органах государственного надзора и регулирования именно в сфере культуры и спорта/физической культуры нет. Эти сферы не только могут и должны прожить без госдотаций, но и принцип их общественного саморегулирования является признаком жизнеспособности самого социума как такового.

Существующая у нас система госрегулирования - элемент большевистской модернизации, созданный для ускоренного проведения политики «культурной революции» и борьбы с массовой неграмотностью

То есть сегодня эта система просто не нужна.

Другое дело, что для этого необходимы такие элементарные вещи, как: налоговые льготы для спонсорства и благотворительности, сильное местное самоуправление, значимость общественного признания, институт конкурентных выборов в органы власти, наличие элитарных слоев как носителей высоких образцов мировой и национальной культуры. Но, согласитесь, выполнение этих условий – непосильная задача для министерства культуры и спорта.

В качестве резюме актуален австрийский писатель-сатирик Карл Краус: «От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам».

 

 

Рубить с плеча всегда легко. Можно, конечно, взять махнуть шашкой и ликвидировать министерство культуры. И вероятно, будет даже определенная польза в этом. Но давайте рассуждать трезво, точнее, считаясь с реалиями дня. На данный момент министерство культуры у нас существует и это надо принимать как данность. Однако чем оно должно заниматься? Вот в чем вопрос. Если оно аккумулирует бюджетные средства и государство через него пытается влиять на художников, режиссеров, то нужно выработать правила игры. Скажем, во Франции четко определено: приоритет всему отечественному, например, поддержка кино, которое щедро финансируется. У нас же таких правил игры не существует в принципе. Каждый новый министр культуры приходит и предлагает свое. Так не должно быть. Нужны единые правила игры, от которых и будут плясать постановщики кино, спектаклей, музыканты и так далее. Например, они будут знать, что им нужно снять фильм или поставить спектакль в соответствии с требованиями времени или, если хотите, руководствуясь заказом со стороны власти. И на это уйдет 30-40% от бюджета, которые дают «Казахфильму», театрам. Все остальные деньги, которые правительство вливает в сферу культуры, идут на частные постановки. Для этого можно устраивать максимально прозрачные тендеры, в которых обязательно должны участвовать представители общественности, сами артисты, художники, музыканты, режиссеры. Мы же ведь не знаем, по какому принципу сегодня руководствуется министерство, выдавая деньги на съемки того или иного фильма и почему предпочитает того или иного режиссера. Уже не в первый раз нынешний министр культуры выдает на-гора такие перлы, что диву даешься.

В нашей стране масса талантливейших людей в балете, опере. Наши мастера танцуют и поют на различных сценах мира, а в родной стране их практически не знают. То же с исполнителями классической музыки

Почему так происходит? Почему нет системной работы в пропаганде (не побоюсь этого слова)  наших талантов? Почему на отечественных каналах нет программ о культуре? Если есть, то разрозненные, нет системности. У нас есть писатели и поэты, которых опять же практически не знают в стране. Один только Дулат Исабеков сегодня опубликован в 26 странах мира. А кто об этом знает?  В общем, лично у меня много вопросов, которые, боюсь, останутся риторическими, поскольку ответов на них не будет еще долгое время. И последнее: посмотрите, а где бывают наши чиновники? Видите ли, вы их на концертах, в театре? Да, их можно увидеть на премьерах или праздничных вечерах, когда там находится глава государства. И все. Не отсюда ли такое отношение к культуре и такой низкий ее уровень?

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33