Пока погром не грянет…
События субботы, 31 августа, когда около 3 тысяч зрителей собрались на открытой площадке алматинского ТРЦ «Прайм-Плаза», чтобы послушать финалистов конкурса «Лучший исполнитель караоке», или «Караоке-батл», а вылилось все это в беспорядки и погромы - повод не только для сетований по поводу «некультурности» нашей молодежи. Это отражение глубинных социальных процессов, происходящих в обществе, результат полнейшей заброшенности целого поколения молодых людей, которые так и не сумели найти свое достойное место в жизни.
Напомним канву событий. Агрессивная реклама предстоящего выступление новой «поп-звезды» – Кайрата Нуртаса, распространяемая задолго до самого действа, подспудно накаляла обстановку. Сам Нуртас – да еще и бесплатно! В «Плазу» приехали не только жители Алматы, но и молодежь из Алматинской области, других регионов страны. Некоторые приехали с маленькими детьми, и это обстоятельство придало всему случившемуся особый драматизм.
Нуртас начал выступление, а его фанаты полезли на сцену. Успокаивающие слова, с которыми организаторы концерта, вроде бы, обращались к публике, не помогли. Тогда Кайрат Нуртас быстро покинул подиум. Это обстоятельство стало «ведром бензина» для уже разгоряченной толпы. Сцена была моментально забросана камнями, палками, пластиковыми бутылками и всем, что подвернулось под руку. И понеслось - толпа стала неуправляемой, агрессия выплеснулась на окружающих и молодежь начала бить машины и друг друга. Подоспевшим полицейским овладеть ситуацией не удалось, им тоже крепко досталось. Только после срочно прибывших подкреплений силы правопорядка наконец смогли прекратить вандализм и погромы. В результате этого происшествия, как сообщают СМИ, повреждены 11 служебных автомобилей ДВД, 2 пожарные машины противопожарной службы, 4 кареты скорой помощи и сожжена 1 частная машина. Развиты витрины торгового центра и других магазинов, поломана мебель. О пострадавших погромщиков пока не сообщается, но то, что они имеются, сомнений нет.
По факту беспорядков возбуждены два уголовных дела: 1) по ст. 257 ч.3 УК РК (хулиганство) и 2) в отношении организаторов концерта - по ст. 232 УК РК (недобросовестное отношение к обязанностям).
Сейчас ДВД южной столицы перешел на усиленный режим несения службы. Особое внимание уделяется студенческим общежитиям: там выставлены посты.
Как сообщил акимат, за два дня до концерта его организаторам власти выдали «письменное уведомление о нецелесообразности проведения мероприятия». Однако уведомление – это не формальное запрещение и организаторы концерта не обратили на него внимания. И также формально – имели на это право. Особое значение инциденту придает то, что в этот же день в предгорьях Алматы, в отеле Royal Tulip, проходила свадьба внука президента. Получилось совсем некрасиво: в одной части города люди радовались рождению новой семьи – и далеко не ординарной, в другой – крушили все, что под руку попадется и били всех, кто подвернется.
Весь Интернет полон различных версий произошедшего, социальные сети пухнут от комментариев. Все пытаются понять причины внезапно вспыхнувшей агрессии молодежи. Есть конспирологическая версия: дескать, некие неустановленные недоброжелатели Президента хотели испортить ему праздник. Другие считают, что это был спонтанный взрыв энергии разгоряченной публики, почувствовавшей себя обманутой из-за очень сомнительного поведения певца. Третьи на все корки костерят местные власти, которые не приняли мер по безопасности тысяч собравшихся людей. Все эти версии имеют право на существование, и какая из них верная, очевидно, решит тщательное расследование.
Но все-таки глубинная суть произошедшего, думается, не в этом. А в менталитете весьма значительного слоя молодых людей, которые приехали в город из разных уголков страны в поисках судьбы и не смогли стать здесь «своими».
За двадцать постсоветских лет в Казахстане выросло поколение молодых людей, менталитет которых формировался в идейном вакууме, отсутствии общих для всего общества социальных ценностей. Это – результат достаточно быстрого социального и материального расслоения общества. Проблема осложняется еще и тем, что в обществе налицо и кризис традиционных семейных ценностей, так что и в семье множество молодых людей не смогли получить нужных им уроков приемлемого социального поведения. Хлынувший в крупные города поток сельской молодежи остался без «духовного окормления», он пополнил собой самые бедные и уязвимые в социальном смысле слои казахстанского населения.
Нельзя сказать, что власти не знали об этом. Вернее сказать, они не хотели знать и реально решать эту проблему. Считали, что все «рассосется» само – собой. Тревожные факты, о которых говорили демографы, политологи и социологи, замалчивались или игнорировались. А проблемы тем временем принимали острый и хронический характер. Можно вспомнить большое и подробное исследование процессов, происходящих в среде мигрирующей в стране молодежи, которое провели Центр анализа общественных проблем и Фонд Сорос – Казахстан. Они выявили очень тревожные тенденции: например, около 60 процентов молодых людей, перебирающихся из сел и аулов в города, больше всего в своей жизни доверяют религиозным организациям. Лишь треть молодых людей доверяет правительству и лишь четверть - парламенту, местным органам власти, судам. И лишь около 20 процентов респондентов сказали, что другим людям вообще можно доверять. Такое отчуждение, маргинализация сельской молодежи, приезжающих искать свою долю в города – результат ощущаемой ими социальной ущербности.
Город встречает молодых бывших сельчан очень жестко. Можно даже сказать больше: тысячи молодых людей попросту выпадают из социальной структуры общества, испытывают огромные трудности при адаптации к жизни в городе. Исследование однозначно показало, что молодые люди, переезжая в Алматы, сталкиваются с проблемами получения жилья, работы и доступа к образованию. Лишь 12,5% респондентов прописаны в Алматы по месту проживания, при этом отсутствие прописки приводит к тому, что молодые мигранты не могут зарегистрироваться как безработные. При этом только 30,8% работающих респондентов (это 20,3% от всей выборки) оформлены на работе официально, и для них работодатели осуществляют ежемесячные обязательные отчисления в пенсионный фонд. У остальных нет надежд на будущую пенсию.
Очень большая часть их трудится на тяжелой, непрестижной и малооплачиваемой работе. Согласно результатам опроса, более половины респондентов получают ежемесячные доходы до 55 тыс. тенге. Это приводит к тому, что более половины опрошенных молодых мигрантов проживают в арендованных квартирах или домах по 4-5 человек, или по нескольку семей.
Власти пытаются как-то решать эту проблему, принимают разные программы, но пока эти попытки малоэффективны. Молодежь в сущности брошена на произвол судьбы. Поэтому накапливаемая негативная энергия когда-то должна была прорваться актами бессмысленной агрессии. И тут уже неважно, кто или что станет «спусковым крючком» для лавины – очередной «поп-идол» или футбольный матч. Главное – обманчивое чувство безопасности и освобождения в толпе, когда вроде бы все дозволено, сняты все моральные ограничения и бешеная энергия рвется на волю неконтролируемым потоком. Психологам известен этот «феномен толпы». Но он проявляется только тогда, когда значительная часть общества испытывает серьезное эмоциональное и социальное напряжение, когда есть люди, которые не видят нормального выхода в окружающем их мраке.
Выход один – ежедневные усилия власти и общества, чтобы вернуть себе эту отторгаемую часть молодежи. Это непросто, долго и дорого, но иного выхода нет. «Дикий» капитализм, которые исповедует значительная часть отечественной элиты, чреват катастрофическим расколом общества, разделения его на стойкие и ненавидящие друг друга общественные страты. И происшествие в «Плазе», которое многие хотели бы списать на локальный конфликт, на самом деле – грозный знак, прислушаться к которому власти обязаны, хотя бы для собственного самосохранения и нормального функционирования всего общества.