суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

В чем причины радикализма и кровопролития в мусульманском мире?

Целью данной статьи является, не вдаваясь в общие фразы, коротко ответить на вопрос в чем причины всплеска небывалого радикализма и кровопролития в мусульманском мире в последние годы.

Сразу же отметим, в последнее время идет не процесс исламизации и роста мусульманской религиозности, а процесс эрозии и даже вырождения суннитско- исламского мировоззрения. Как нам представляется, одним из ведущих «внутренних» факторов радикализма является появление среди мусульман «механистической» религиозности. Если рассматривать глубже, можно утверждать, что в данное время идет зарождение «нигилистичной», лишенной одухотворенности и/ или питаемой чувством мести «механистической» религиозности среди мусульман. Это, конечно же, выглядит оксюмороном, т.е. комбинацией взаимоисключающих выражений, но к сожалению это факт. Поэтому как было сказано выше, идет не рост религиозности или исламизации, а идет эрозия и вырождение религиозности, своего рода тяжелая болезнь. Эта проблема не только Ближнего Востока, но и Кавказа, Центральной Азии, Турции и других стран и регионов

Причины зарождения данного тревожного явления, т.е. «механистической» религиозности в суннитско- мусульманском мире вкратце следующие:

1) интеллектуальный и духовный кризис последних, как минимум, двух веков;, вызванные «внутренними причинами» духовного характера, а также колонизацией, оккупацией, или же многолетней практикой тоталитаризма, или авторитаризма, или атеизма, или агрессивной светскости;

2) как следствие первой причины - потеря внутреннего динамизма (присущего Исламу как религии и цивилизации) и появление застывших во времени религиозных наук и религиозного образования, не удовлетворяющих нужды современных мусульман и в целом нужды современного общества; потеря в общем интеллектуального динамизма, а также потеря учеными- суннитами и религиозными деятелями своей независимости и как следствие их «индексированность» на политический истеблишмент, чем страдали и страдают многие суннитские общества и государства, начиная от Аббасидского халифата и Османской империи, до современных Египта, Турции, Пакистана, Малайзии, не говоря о монархиях в арабском мире;

3) проистекающая из первого и второго - глубокий кризис сознания, более того люмпенизация сознания, особо проявившаяся в последние десятилетия и характеризующаяся отхождением от определенного духовного и морального кодекса, формированием реакционной, отталкивающих всех инаковых общинной и религиозной идентичности и приверженностью к всякого рода теориям заговора и выработкой  «сознания осажденного народа»;

4) процесс брутализации (глубокого ожесточения) и дегуманизации целых сегментов или слоев в общинах мусульман-суннитов, происходящий особенно  в последние годы; 

5) коррумпированность, неподотчетность и оторванность правящих режимов от своих обществ; отсутствие верховенства закона, несоблюдение основных прав человека и засилье «двойных стандартов;

Если конкретно рассматривать происходящий в последние годы накал радикализма, терроризма и межобщинных войн в мусульманском мире, то можно утверждать, что появление нигилистичной, лишенной одухотворенности и питаемой местью «механистической» (псевдо-) религиозности послужило благодатной почвой для развития как обыденного радикализма, так и идеологии «хариджизма», крайне радикального течения, самой первой секты в истории  Ислама. «Хариджиты» считавшие только себя истинно верующими, а всех других «отступившимися», по причине одного-двух нюансов в интерпретации второстепенных  вопросов в Исламе убили тысячи сподвижников Пророка Мухаммеда (т.е. сахабов), обвинив их в вероотступничестве и идолопоклонстве. В период первого поколения мусульман никто иной, а именно радикалы- хариджиты нанесли огромнейший удар единству и просто физическому существованию мусульман. Они могли иметь очень впечатляющую религиозную практику (могли молиться до мозолей на лбах, и читать Коран ночи напролет), но они не смогли постигнуть сути учения Ислама, их вера, если следовать смыслу аята Корана «не смогла опуститься ниже их глоток» и изменить их характер, натуру, сердце, одним словом не вера изменила этих людей, а они изменили и подстроили веру под свой образ жизни.

Нигилистичная (псевдо-) религиозность и есть вера которая «не смогла опуститься ниже глотки» и изменить характер и натуру человека. Вообще  нигилистичная (псевдо-) религиозность является подобием новоявленного «макиавелизма», принципа гласящего, что цель оправдывает средства. Поэтому, вполне закономерно появление таких оксюморонов как «секс-джихад», «рэкет по- исламски», «человеко или нарко- трафикинг по исламски», не говоря об отсечении голов «неверным» или вероотступникам и многое другое. Также не стоит удивляться и тому, что например ДАИШ (ИГИШ) воюя с режимом Асада в Сирии, может иметь и выгодный с ним бизнес, например, продавать ему нефть. Или как минимум некоторые медийные ресурсы радикалов могут системно распространять ложь и клевету прежде всего против мусульман-суннитов или некоторых светских режимов.

В рамках этой статьи следует особо остановиться на психологическом факторе всплеска радикализма. Во-первых, очень важно осознать опасность того, что в последние десятилетия во многих странах исламского мира идет сознательное отдаление, более того, отторжение определенного нравственного кодекса, и наоборот, поощряется культ силы и насилия, а также проявление и пропаганда ненависти, мести, что, конечно же, в корне противоречит сути Корана и Сунны. Если брать конкретно пост- советские общества и страны, то там заметно сращивание криминального менталитета с радикальными (особенно такфиристкими) идеями. К слову, так называемые «зоновские» понятия и радикально- такфиристкие идеи поощряют культ силы, жестокости, отвергают приверженность этике и высоким нравам. Во-вторых, психологический фактор в последние годы стал еще более серьезным и отягощенным на этот раз брутализацией, т.е. процессом глубокого ожесточения и дегуманизации целых слоев и социальных групп мусульман-суннитов. Это породило огромное количество людей с надломленной психикой и не только переживших, но и  впитавших ожесточенность, подобно «хариджитам» прошлого. Брутализация была вызвана палитрой причин. Например, политических, таких как оккупация, войны, системная дискриминация и репрессии (репрессии мусульман суннитов в Ираке в пост-Хусейновский период). Социологических причин, таких как популяризация культа силы, насилия, пропаганды мести. Психологических факторов, таких как психологические травмы, вызванные непосредственной брутализацией, потерей близких, фактор «Абу Гурейба», где системно использовались унижавшие и дегуманизировавшие человеческую натуру пытки в отношении тысяч мусульман-суннитов (к слову, костяк ДАИШ (ИГИШ) был сформирован бывшими заключенными иракских тюрем).

В Сирии также десятки тысяч людей, в основном из суннитской части общества после начала волнений против правящего режима были заключены в тюрьмы, многие пережили системные пытки, тысячи были убиты. Мало кому известно, что в Сирии были созданы государство-монстр и целая индустрия тюрем, лагерей и пыток, а также прообраз местного Гестапо- «Шабиха». Это породило огромное количество людей с надломленной психикой и не только переживших, но и  впитавших ожесточение, подобно «хариджитам» прошлого. В системной брутализации сирийских и иракских мусульман-суннитов можно также винить и те государства и силы, которые подливали и подливают масло в пламя конфликта в этих странах. Схожая ситуация существует и в Египте. Кстати одним из факторов радикализации египетских мусульман, того же Сайда Кутба, мусульманского мыслителя, общественно-политического деятеля – также была брутализация, вызванная системными репрессиями и созданием индустрией пыток в Египте.

Одним словом, люди ставшие жертвой брутализации и к тому же разуверовавшиеся в справедливости стали одной из движущих сил возрождения «хариджитского», в корне анти- суннитского движения на Ближнем Востоке. С другой  стороны пропаганда (нередко селективного характера) базирующаяся на преподнесении переживаемых единоверцами несправедливостях, жесткостях, пытках, геноциде является одним из ведущих факторов в рекрутинге радикальных такфиритских и хариджитских группировок в странах Запада, Турции и пост- советском пространстве. И социальные сети играют в этом ключевую роль.

Не стоит забывать и о глубоком разочаровании мусульманских масс в светских политиках и вообще светской политикой в результате системной коррупции, непотизма, двойных стандартов, клановости, что усилило влияние идей «хариджизма» на умы суннитской молодежи. Но и опыт последних лет турецкий Партии справедливости и развития привел к разочарованию в мусульманских политиках, к тому же политика данной партии особенно после 2010 года явилась ярким показателем существования глубокого кризиса сознания и люмпенизации сознания в суннитском мире и значительно усилила идеи радикальных течений в стране и нанесла большой урон «суннитскому менталитету и сознанию» страны.

Если подытожить, происходящая трагедия в мусульманском мире, особенно на Ближнем Востоке, это результат, во-первых, надлома в сознании мусульман-суннитов и зарождения нигилистичной, лишенной одухотворенности и питаемой местью «механистической» религиозности. Во-вторых, это результат политических авантюр в мусульманских странах и общинах (прежде всего оккупация Ирака американской коалицией), приведшие к брутализации и дегуманизации огромного количества людей,  которые катализировали надлом в их сознании и другие «внутренние» причины. Были ли эти политические авантюры осуществлены преднамеренно, однозначно сказать сложно. Однако, результат налицо – в общинах мусульман-суннитов, которые составляют подавляющее большинство мусульман мира, происходит катастрофа небывалых размеров.

Тем не менее, все это не появилось в одночасье, а стало закономерным результатом ряда причин, некоторые из которых уже имеют место век-два, а некоторые зародились только в последние годы.

Еще раз подчеркнем, в общинах мусульман суннитов наблюдается тяжелая болезнь. Говоря конкретно, идет процесс эрозии, даже вырождения суннитского мировоззрения и исламской религиозности под влиянием политизированной и отягощенной криминализацией доктрины «[нео-]салафизма». Более того, идет параллельный процесс возрождения «хариджитского» сознания и его интервенции в сознание мусульман- суннитов, которое начиная с конца 1980-х- начала 1990-х годов где-то больше, где-то меньше вошло под разрушительное влияние «[нео-]салафизма». Существуют очень серьезные, более того фундаментальные теологические различия между Исламом суннитского толка и доктриной «[нео-]салафизма», не говоря об идеологии хариджизма, кстати для которых Ислам суннитского толка это своего рода антипод, т.е. «инаковый» с кем надо бороться в первую очередь. Иронично, что на Ближнем Востоке бытует следующий анекдот, как-то у приверженца «ДАИШ» (т.е. «ИГИШ») спросили, почему он не воюет против империалистов, сионистов, атеистов и т.п., на что он ответил «чтобы с ними воевать они должны сперва стать мусульманами».

И последнее, среди причин распространения радикализма и кровопролития в мусульманском мире нельзя обойти и заигрывание политических режимов некоторых суннитских стран с откровенно «[нео-]салафисткими» группами и силами с целью достижения определенных целей. В этом плане следует обратить внимание на Пакистан,Египет, Турцию (последних лет под руководством ПСР), не говоря о некоторых монархиях в арабском мире (где этигруппы чувствуют себя вольготно и являются неотъемлемым компонентом как внутренней, так и внешней политики). Эта политика привела к еще большей эрозии суннитско-исламского мировоззрения, которое является единственным действенным противоядием против«[нео-]салафизма» и идеологии хариджизма, и вообще радикализма.

Оставить комментарий

Галым Жусипбек

Страницы: