В чем причины радикализма и кровопролития в мусульманском мире?
Целью данной статьи является, не вдаваясь в общие фразы, коротко ответить на вопрос в чем причины всплеска небывалого радикализма и кровопролития в мусульманском мире в последние годы.
Сразу же отметим, в последнее время идет не процесс исламизации и роста мусульманской религиозности, а процесс эрозии и даже вырождения суннитско- исламского мировоззрения. Как нам представляется, одним из ведущих «внутренних» факторов радикализма является появление среди мусульман «механистической» религиозности. Если рассматривать глубже, можно утверждать, что в данное время идет зарождение «нигилистичной», лишенной одухотворенности и/ или питаемой чувством мести «механистической» религиозности среди мусульман. Это, конечно же, выглядит оксюмороном, т.е. комбинацией взаимоисключающих выражений, но к сожалению это факт. Поэтому как было сказано выше, идет не рост религиозности или исламизации, а идет эрозия и вырождение религиозности, своего рода тяжелая болезнь. Эта проблема не только Ближнего Востока, но и Кавказа, Центральной Азии, Турции и других стран и регионов
Причины зарождения данного тревожного явления, т.е. «механистической» религиозности в суннитско- мусульманском мире вкратце следующие:
1) интеллектуальный и духовный кризис последних, как минимум, двух веков;, вызванные «внутренними причинами» духовного характера, а также колонизацией, оккупацией, или же многолетней практикой тоталитаризма, или авторитаризма, или атеизма, или агрессивной светскости;
2) как следствие первой причины - потеря внутреннего динамизма (присущего Исламу как религии и цивилизации) и появление застывших во времени религиозных наук и религиозного образования, не удовлетворяющих нужды современных мусульман и в целом нужды современного общества; потеря в общем интеллектуального динамизма, а также потеря учеными- суннитами и религиозными деятелями своей независимости и как следствие их «индексированность» на политический истеблишмент, чем страдали и страдают многие суннитские общества и государства, начиная от Аббасидского халифата и Османской империи, до современных Египта, Турции, Пакистана, Малайзии, не говоря о монархиях в арабском мире;
3) проистекающая из первого и второго - глубокий кризис сознания, более того люмпенизация сознания, особо проявившаяся в последние десятилетия и характеризующаяся отхождением от определенного духовного и морального кодекса, формированием реакционной, отталкивающих всех инаковых общинной и религиозной идентичности и приверженностью к всякого рода теориям заговора и выработкой «сознания осажденного народа»;
4) процесс брутализации (глубокого ожесточения) и дегуманизации целых сегментов или слоев в общинах мусульман-суннитов, происходящий особенно в последние годы;
5) коррумпированность, неподотчетность и оторванность правящих режимов от своих обществ; отсутствие верховенства закона, несоблюдение основных прав человека и засилье «двойных стандартов;
Если конкретно рассматривать происходящий в последние годы накал радикализма, терроризма и межобщинных войн в мусульманском мире, то можно утверждать, что появление нигилистичной, лишенной одухотворенности и питаемой местью «механистической» (псевдо-) религиозности послужило благодатной почвой для развития как обыденного радикализма, так и идеологии «хариджизма», крайне радикального течения, самой первой секты в истории Ислама. «Хариджиты» считавшие только себя истинно верующими, а всех других «отступившимися», по причине одного-двух нюансов в интерпретации второстепенных вопросов в Исламе убили тысячи сподвижников Пророка Мухаммеда (т.е. сахабов), обвинив их в вероотступничестве и идолопоклонстве. В период первого поколения мусульман никто иной, а именно радикалы- хариджиты нанесли огромнейший удар единству и просто физическому существованию мусульман. Они могли иметь очень впечатляющую религиозную практику (могли молиться до мозолей на лбах, и читать Коран ночи напролет), но они не смогли постигнуть сути учения Ислама, их вера, если следовать смыслу аята Корана «не смогла опуститься ниже их глоток» и изменить их характер, натуру, сердце, одним словом не вера изменила этих людей, а они изменили и подстроили веру под свой образ жизни.
Нигилистичная (псевдо-) религиозность и есть вера которая «не смогла опуститься ниже глотки» и изменить характер и натуру человека. Вообще нигилистичная (псевдо-) религиозность является подобием новоявленного «макиавелизма», принципа гласящего, что цель оправдывает средства. Поэтому, вполне закономерно появление таких оксюморонов как «секс-джихад», «рэкет по- исламски», «человеко или нарко- трафикинг по исламски», не говоря об отсечении голов «неверным» или вероотступникам и многое другое. Также не стоит удивляться и тому, что например ДАИШ (ИГИШ) воюя с режимом Асада в Сирии, может иметь и выгодный с ним бизнес, например, продавать ему нефть. Или как минимум некоторые медийные ресурсы радикалов могут системно распространять ложь и клевету прежде всего против мусульман-суннитов или некоторых светских режимов.
В рамках этой статьи следует особо остановиться на психологическом факторе всплеска радикализма. Во-первых, очень важно осознать опасность того, что в последние десятилетия во многих странах исламского мира идет сознательное отдаление, более того, отторжение определенного нравственного кодекса, и наоборот, поощряется культ силы и насилия, а также проявление и пропаганда ненависти, мести, что, конечно же, в корне противоречит сути Корана и Сунны. Если брать конкретно пост- советские общества и страны, то там заметно сращивание криминального менталитета с радикальными (особенно такфиристкими) идеями. К слову, так называемые «зоновские» понятия и радикально- такфиристкие идеи поощряют культ силы, жестокости, отвергают приверженность этике и высоким нравам. Во-вторых, психологический фактор в последние годы стал еще более серьезным и отягощенным на этот раз брутализацией, т.е. процессом глубокого ожесточения и дегуманизации целых слоев и социальных групп мусульман-суннитов. Это породило огромное количество людей с надломленной психикой и не только переживших, но и впитавших ожесточенность, подобно «хариджитам» прошлого. Брутализация была вызвана палитрой причин. Например, политических, таких как оккупация, войны, системная дискриминация и репрессии (репрессии мусульман суннитов в Ираке в пост-Хусейновский период). Социологических причин, таких как популяризация культа силы, насилия, пропаганды мести. Психологических факторов, таких как психологические травмы, вызванные непосредственной брутализацией, потерей близких, фактор «Абу Гурейба», где системно использовались унижавшие и дегуманизировавшие человеческую натуру пытки в отношении тысяч мусульман-суннитов (к слову, костяк ДАИШ (ИГИШ) был сформирован бывшими заключенными иракских тюрем).
В Сирии также десятки тысяч людей, в основном из суннитской части общества после начала волнений против правящего режима были заключены в тюрьмы, многие пережили системные пытки, тысячи были убиты. Мало кому известно, что в Сирии были созданы государство-монстр и целая индустрия тюрем, лагерей и пыток, а также прообраз местного Гестапо- «Шабиха». Это породило огромное количество людей с надломленной психикой и не только переживших, но и впитавших ожесточение, подобно «хариджитам» прошлого. В системной брутализации сирийских и иракских мусульман-суннитов можно также винить и те государства и силы, которые подливали и подливают масло в пламя конфликта в этих странах. Схожая ситуация существует и в Египте. Кстати одним из факторов радикализации египетских мусульман, того же Сайда Кутба, мусульманского мыслителя, общественно-политического деятеля – также была брутализация, вызванная системными репрессиями и созданием индустрией пыток в Египте.
Одним словом, люди ставшие жертвой брутализации и к тому же разуверовавшиеся в справедливости стали одной из движущих сил возрождения «хариджитского», в корне анти- суннитского движения на Ближнем Востоке. С другой стороны пропаганда (нередко селективного характера) базирующаяся на преподнесении переживаемых единоверцами несправедливостях, жесткостях, пытках, геноциде является одним из ведущих факторов в рекрутинге радикальных такфиритских и хариджитских группировок в странах Запада, Турции и пост- советском пространстве. И социальные сети играют в этом ключевую роль.
Не стоит забывать и о глубоком разочаровании мусульманских масс в светских политиках и вообще светской политикой в результате системной коррупции, непотизма, двойных стандартов, клановости, что усилило влияние идей «хариджизма» на умы суннитской молодежи. Но и опыт последних лет турецкий Партии справедливости и развития привел к разочарованию в мусульманских политиках, к тому же политика данной партии особенно после 2010 года явилась ярким показателем существования глубокого кризиса сознания и люмпенизации сознания в суннитском мире и значительно усилила идеи радикальных течений в стране и нанесла большой урон «суннитскому менталитету и сознанию» страны.
Если подытожить, происходящая трагедия в мусульманском мире, особенно на Ближнем Востоке, это результат, во-первых, надлома в сознании мусульман-суннитов и зарождения нигилистичной, лишенной одухотворенности и питаемой местью «механистической» религиозности. Во-вторых, это результат политических авантюр в мусульманских странах и общинах (прежде всего оккупация Ирака американской коалицией), приведшие к брутализации и дегуманизации огромного количества людей, которые катализировали надлом в их сознании и другие «внутренние» причины. Были ли эти политические авантюры осуществлены преднамеренно, однозначно сказать сложно. Однако, результат налицо – в общинах мусульман-суннитов, которые составляют подавляющее большинство мусульман мира, происходит катастрофа небывалых размеров.
Тем не менее, все это не появилось в одночасье, а стало закономерным результатом ряда причин, некоторые из которых уже имеют место век-два, а некоторые зародились только в последние годы.
Еще раз подчеркнем, в общинах мусульман суннитов наблюдается тяжелая болезнь. Говоря конкретно, идет процесс эрозии, даже вырождения суннитского мировоззрения и исламской религиозности под влиянием политизированной и отягощенной криминализацией доктрины «[нео-]салафизма». Более того, идет параллельный процесс возрождения «хариджитского» сознания и его интервенции в сознание мусульман- суннитов, которое начиная с конца 1980-х- начала 1990-х годов где-то больше, где-то меньше вошло под разрушительное влияние «[нео-]салафизма». Существуют очень серьезные, более того фундаментальные теологические различия между Исламом суннитского толка и доктриной «[нео-]салафизма», не говоря об идеологии хариджизма, кстати для которых Ислам суннитского толка это своего рода антипод, т.е. «инаковый» с кем надо бороться в первую очередь. Иронично, что на Ближнем Востоке бытует следующий анекдот, как-то у приверженца «ДАИШ» (т.е. «ИГИШ») спросили, почему он не воюет против империалистов, сионистов, атеистов и т.п., на что он ответил «чтобы с ними воевать они должны сперва стать мусульманами».
И последнее, среди причин распространения радикализма и кровопролития в мусульманском мире нельзя обойти и заигрывание политических режимов некоторых суннитских стран с откровенно «[нео-]салафисткими» группами и силами с целью достижения определенных целей. В этом плане следует обратить внимание на Пакистан,Египет, Турцию (последних лет под руководством ПСР), не говоря о некоторых монархиях в арабском мире (где этигруппы чувствуют себя вольготно и являются неотъемлемым компонентом как внутренней, так и внешней политики). Эта политика привела к еще большей эрозии суннитско-исламского мировоззрения, которое является единственным действенным противоядием против«[нео-]салафизма» и идеологии хариджизма, и вообще радикализма.