Похмельный синдром
Туркмения построила собственный аналог Дубаи на берегу Каспийского моря. Аграрный Узбекистан наладил полноценное автомобильное, самолетное и вертолетное производство. Бедный и нестабильный Кыргызстан запустил целых три НПЗ. А мы?
Страна встретила очередной, новый 2016 год. Да, на сей раз, в сравнении с прежним периодами, обошлось гораздо меньшими затратами народных денег на дорогостоящие елки, гирлянды, салюты, корпоративы. Что, с одной стороны, можно объяснить влиянием кризиса, с другой - постепенным пониманием того, что настоящее начало года, по издревле существующим у казахов традициям, отмечается не посредине зимней стужи, а с наступлением дня весеннего равноденствия - Наурыз.
Вместе с тем, нынешние празднества сохраняют еще многие родовые признаки советской эпохи. По сути, тогда это был главный праздник на одной шестой части мировой суши, когда в реалиях повальной нищеты, дефицита и мрачных будней люди хоть на один день могли забыться и ощутить радость жизни: наряжались в сносные одежды, украшали убогие улицы и малометражные квартиры. А затем съедали припасенные загодя продукты, олицетворяющие шик и достаток: прибалтийские шпроты, суррогат шампанского и вечный салат «оливье», с докторской колбасой. Подцензурное телевидение выдавало щепотку мелодий и ритмов зарубежной эстрады... Но этот праздник души и желудка длился всего одну ночь. Мимолетная сказка наутро бесследно исчезала, а ее место занимали тяжелое похмелье и пустота.
Впрочем, такая несовместимость между желаемым и действительным, ожидаемым и конкретным результатом присуща не только 31 декабря. Порой все оставшиеся в году 364 дня напоминают эту несуразность. Символично, что на первом в 2016 году официальном совещании Президент призвал к борьбе против имитации реформ. Действительно, имитация уже давно превратилась в параллельную реальность. Однако, наряду с борьбой против имитации реформ, пора бы начать борьбу и против имитации счастья всех граждан, имитации их единства и благополучия, имитации экономического процветания, имитации того, что весь мир восхищается успехами Казахстана…
Да, высокие цены на нефть, газ и металлы создавали некоторое время иллюзию, что страна действительно развивается в правильном направлении. А то, что дороги приходилось ремонтировать на следующий год после сдачи в эксплуатацию, жилые дома рушились еще до завершения строительства, запущенные в торжественной обстановке предприятия тут же останавливались, на худой конец, якобы произведенную продукцию завозили из-за рубежа, вместо библиотек и спорткомплексов возводились развлекательные центры; при том, что миллионы народных денег спускались на ветер или попросту разворовывались - все это представлялось незначительными огрехами. Эдакими недоразумениями, которые, во-первых, можно быстренько исправить, путем двух-трех публичных посадок, во-вторых, они не в состоянии испортить общую картину.
Рис. Сергей Корсун
Что до настоящих провалов в работе госорганов, то соответствующие сигналы воспринимались не более, чем как козни злопыхателей, завистников или "разжигателей" какой-нибудь розни. Сообразно тому акцент делался не столько на работе над собственными ошибками, сколько на том, чтобы заткнуть критиков генеральной линии, а тех, кто по роду службы обязан говорить правду, заставить ее скрывать. В какой-то момент сами заказчики начинали верить в этот вымысел, все больше отдаляясь от истинного положения вещей.
Но кризис все расставил по своим местам. Вдруг оказалось, что колоссальные доходы от продажи сырья обернулись для народа миллиардами долгов. Вдруг стало понятно, что, собственно, никакой обещанной диверсификации экономики не произошло, напротив - страна еще более подсела на нефтяную иглу. Ни о каком Кувейте, который на заре Независимости Казахстан собирался догнать и перегнать, речи уже нет. Восстановить бы собственные стандарты жизни и экономики 25-летней давности.
Получается, что за четверть века страна не только не двигалась вперед, а откатилась назад. И уже не зазорно делать ориентир не на Сингапур, Малайзию или Южную Корею, как некогда, а на Монголию, которая всего десятилетие назад казалась безнадежно отсталой и патриархальной. Уже не до смеха, когда не Казахстан, с широко разрекламированным, а затем тихо похороненным проектом Актау-сити, а Туркмения построила собственный аналог Дубаи на берегу Каспийского моря. Уже не до победных реляций, когда не Казахстан, с его производственными и финансовыми мощностями, а аграрный Узбекистан наладил полноценное автомобильное, самолетное и вертолетное производство. Уже неловко, когда Казахстан, с его потенциалом, не построил за 25 лет ни одного нового нефтеперерабатывающего завода, а хронически бедный и нестабильный Кыргызстан запустил целых три НПЗ.
По каким показателям наша страна, в самом деле, выдвинулась за эти годы в мировые лидеры, так это: число самоубийств среди детей и подростков, темпы обесценивания национальной валюты, уровень коррупции в государственных органах, количество полицейских на душу населения, количество заключенных на душу населения, рейтинг преступности, объем незаконного вывоза капитала из страны, степень загрязнения экологии и т.д.
Вряд ли приведенные данные способны настроить кого-нибудь на позитивный лад. В этом печальном положении мы оказались, не в последнюю очередь, "благодаря" собственной слепоте и глухости. "Благодаря" той самой имитации бурной деятельности, под покровом которой шел настоящий грабеж страны, духовная деградация людей и ценностная дезориентация. Однако самого признания факта похмелья не достаточно. Нужно выводить организм из животного состояния, а не потреблять еще больше отравы, грозящей глубоким запоем, а далее летальным исходом. Подобным образом та горькая данность, в которой оказалась наша страна, тоже требует не просто правдивого диагноза, но и рецепта, которому необходимо строго следовать. Речь идет о мерах системного порядка, взамен скомпрометировавшему себя лжелечению. Наконец, непростительно было бы уподобляться давно вымершим экспонатам периода совка, с их наивной верой, что после праздничного забытья счастливое завтра наступит само собой.