Все, что нажито непосильным трудом!
Кризис, который поразил большинство постсоветских экономик, вряд ли будет преодолён сам собой, и, вполне вероятно, потребует серьёзного изменения структуры хозяйственного управления. За последние годы в странах СНГ бюрократический класс установил контроль над экономической жизнью, во многом «приватизировав» богатства своих стран. При этом, однако, в отличие от «нефтяных эмиратов» Персидского Залива, формально чиновники ничем (или почти ничем) не владеют – и потому куда менее заинтересованы в развитии экономик собственных стран, чем те же «хозяева» арабских государств.
Эта ситуация ведёт к коррупции, неэффективному хозяйствованию, неверию в возможность сохранения заработанного в стране и бегству капиталов за рубеж. Опасность такого положения вещей хорошо видна на примере России, где до 60% ВВП производится компаниями, формально принадлежащим иностранным (обычно – офшорным) «дочкам», а предприниматели (особенно средней руки) в подавляющем большинстве стремятся получить должности на госслужбе.
Подобная ситуация, на мой взгляд, выглядит тупиковой. Да, первоначальное накопление нигде не бывает чистым – и формирование состояний чиновников в 2000-е не было более цивилизованным, чем обогащение первых предпринимателей в 1990-е. Из сложившегося положения, на мой взгляд, на данный момент есть только два выхода. Первый – это череда переворотов и народных восстаний, которые могут отстранить (и то не за один раз, и, возможно, не за одно десятилетие) коррупционеров от власти. Примером здесь является Украина – но пример этот пока не вдохновляет. Второй – легализация доходов, а также постепенный переток специалистов из чиновников в предприниматели, с использованием ими своего положения и опыта не для «распила» бюджетных средств, а для привлечения в свои страны инвестиций, облегчения положения иностранного и совместного бизнесов, продвижение модернизации (подробнее см.: Иноземцев, Владислав. “Молчание золота” в: Ведомости, 2015, 29 сентября, сс. 6–7).
В России всё это выглядит пока мечтой, но в Казахстане – где присутствие иностранного капитала в экономике более значительно, а влияние европейских и американских компаний уравновешивается китайскими, такой вариант не является фантастическим. Некоторые примеры уже есть – в частности, не так давно, как я писал в своей прошлой колонке экс-государственный деятель Кайрат Сатыбалды, бывший секретарь правящей партии «Нур Отан», а ныне – управляющий партнер Alatau Capital Invest, подписал меморандум о сотрудничестве в деле привлечения в Казахстан зарубежных капиталовложений с международной инвесткомпанией Baring Vostok Capital Partners. Не приходится сомневаться, что в результате такого партнёрства западные инвесторы получат возможность с куда большей уверенностью инвестировать в Казахстан (а инвестиционный потенциал республики остаётся высоким, несмотря на кризис).
В дальнейшем, по мере того как бывшие (и действующие) представители государственных структур смогут утвердиться как предприниматели, задачей их деятельности станет не попрание прав собственности и ограничение возможностей для бизнеса, за что их повсеместно критикуют сегодня, а, напротив, формирование основ для более конкурентной экономики, открытой как Западу, так и Востоку; для формирования того правового режима, отсутствие которого сегодня столь расстраивает либералов. Повторю ещё раз: то, что мы видим сегодня в наиболее успешных странах Ближнего Востока – в Объединённых Арабских Эмиратах, Катаре, отчасти даже в Саудовской Аравии – представляется не самым плохим симбиозом власти и бизнеса (и, как минимум, он не препятствует экономическому развитию этих стран).
Сегодня и в Казахстане, и в России можно слышать рассуждения о нашем «евразийском» характере. Однако пока «азиатская» часть постсоветской идентичности не учитывала и не учитывает позитивные примеры азиатского (и не только китайского) хозяйственного опыта, оставаясь скорее «извинением» за наше отставание в экономике и социальном прогрессе. Мне кажется, что пришло время более творчески (и в то же время более реалистично) подойти к оценке вариантов движения вперёд. И казахский опыт в этом отношении может быть очень полезным…