суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

2017 – урожайный на политические события

Несмотря на видимую монотонность, уходящий год оказался на удивление содержательным в плане всевозможных внутриполитических новостей и внешнеполитического содержания. Возможно, кто-то уже подзабыл, но Казахстан в этом смысле стартовал с места в карьер и поддерживал этот темп до конца года.

Январь начался прямо с того, что в штаб-квартире ООН прошла церемония установления флага Казахстана перед залом Совбеза. Вместе с Боливией, Италией, Швецией и Эфиопией Казахстан стал непостоянным членом – от Азиатско-тихоокеанской группы. Первый год (из двух отпущенных в СБ ООН Астане лет) запомнился разве что общим осуждением «безответственной политики Пхеньяна», а еще больше всего тем, что уже не в Совбезе, а уже на Генеральной Ассамблее ООН Казахстан, между прочим, в компании той же «безответственной» КНДР, голосовал против резолюции по аннексии Россией Крыма. Правда, документ демократическим большинством приняли и без нашего уверенного голоса. Большая политика, одним словом.    

Кроме того, в самой стране январь отмечен в календаре официально подтвержденной информацией о целой серии резонансных дел и арестов. Это и руководство ЕНПФ, и бывший председатель КНБ Нартай Дутбаев и, наконец, нацбюро по противодействию коррупции отрапортовало о задержании бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева.

Трогали руками Конституцию

В это же время Акорда быстро создала рабочую группу под общим руководством главы администрации президента и успела так же оперативно, фактически до наступления оттепели, а по мнению экспертов кулуарно и формально, перераспределить полномочия между ветвями власти.

Тогда Нурсултан Назарбаев говорил на всю страну, будто «программа реформ – это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан, ответ ясный и последовательный: в сторону демократического развития». Был отведен месячный срок для «всенародного обсуждения поправок в Конституцию» – с конца января по конец февраля. 

Чтобы не забыть недавно президент Казахстана – этот верховный арбитр – на встрече с представителями СМИ подводил итоги либерализации по сценарному плану Акорды:

 – Роль парламента намного повысилась, роль правительства поднялась. Хорошо, когда есть президент, на которого можно всё свалить. Если что-то не получается, пойти попросить разрешения, сказать: «Президент сказал». Нет чтобы предложить самому. То, что мы сделали, мы сделали правильно.

Добавим, что сам парламент в марте в два дня рассмотрел и одобрил изменения в Конституции, а ближе к лету был утвержден законопроект, по которому закреплен запрет на самовыдвижение кандидата в будущие президенты, который помимо крепкого здоровья должен иметь трудовую книжку с отметками хотя бы о пятилетнем опыте работы на госслужбе. Кругом демократия!

Относительно ежегодного послания президент выбрал эпистолярный жанр. Оно было напечатано и посвящено третьей модернизации. По мнению главы государства, «за четверть века мы осуществили две модернизации. Первая – это создание совершенно нового государства на принципах рыночной экономики. Вторая модернизация – это реализация «Стратегии-2030» и формирование столицы нашей родины – Астаны. Казахстан развивался ускоренными темпами и вошел в число 50 наиболее успешных стран. Радикальные изменения технологического уклада в современном мире требуют от нас перехода к новой модели экономического роста».

EXPO – наше всё

Конечно, едва ли основным внутриполитическим событием стало проведение EXPO – 2017 в Астане. Здесь можно отметить яркие противоречивые тенденции. В казахстанцах перманентно боролись два противоположных чувства – надо ли было тратить миллиарды дефицитных бюджетных долларов на шоу, концерты и почти полное отсутствие  отечественных разработок по альтернативной энергетике, а также элемент самолюбования на фоне выставочных павильонов.

Естественно, второе природное взяло верх, а по официальным докладам – эта выставка стала торжеством «зеленых» технологий и прикладным вкладом страны в будущее без нефти и угля. Неизвестно насчет этого будущего, но вот на газификацию Астаны больно щедрая казахстанская власть не смогла наскрести даже 260 миллиардов тенге. Летом министр энергетики Канат Бозумбаев честно предупреждал: «Бог знает, когда это случится!». Он же недавно так же искренне жаловался на столичный угольный смог. Впрочем, столичные власти отчасти были убеждены, что всему виной антициклон и отсутствие порывистого ветра, а не только газа.  

Политический триллер

С началом EXPO жизнь шла своим параллельным политическим курсом. В июне силовиками был задержан авторитетный бизнесмен Муратхан Токмади. Владельца стекольного бизнеса, почетного отечественного производителя сначала подозревали в том, что в последние лет 12 он занимался вымогательством и, таким образом, «причинил крупный материальный ущерб в размере 185 миллионов 137 тысяч 246 тенге».

В итоге же, по смонтированной телеверсии, оказалось, что задержанный в декабре 2004 года застрелил бывшего председателя правления Банка ТуранАлем Ержана Татишева. По заказу неуловимого банкира Мухтара Аблязова. Впрочем, должного эффекта на искушенного зрителя этот фильм-признание, кажется, не произвел. Ему и не такое приходилось слышать от казахстанских продюсеров!  

Бей чужих, чтоб свои опасались

Еще не и думали отгреметь фанфары по поводу международного триумфа EXPO, как в столице приключилась большая драка казахов с рабочими-индусами – теми, что заняты на строительстве так и недостроенного пафосного многофункционального комплекса «Абу-Даби Плаза». Причину конфликта власти официально списали на содержание алкоголя в крови индийских рабочих и бытовуху, но, тем не менее, по умолчанию всем стало очевидно – это косвенный результат наслоения социально-экономических проблем, отношения власти к собственным гражданам, процесс люмпенизации и индикатор культурного уровня общества. В итоге, после драки и разбирательств, более шестидесяти представителей индийского пролетариата покинули Астану и Казахстан. 

Национальная апострофа или всё будет «saebiz»?

Осенью страну уже будоражила латиница. Даже поэтапный переход казахского языка на латинское правописание вызвал определенный шок. И не от самой  неотвратимости факта и общей логики перехода, а от профессиональных качеств государственных людей, которые отвечают за этот поистине исторический этап. Как итог – было два варианта латиницы и оба, похоже, хуже еще есть куда.

Хотя, подписавший указ о втором «апострофическом» варианте Нурсултан Назарбаев убежден: «переход казахского алфавита на латиницу обсуждали с народом, с интеллигенцией, изучили со всех сторон с учеными-историками, филологами и пришли к единой системе».

– Я думаю, что алфавит должен соответствовать компьютерному образцу. Для этого делали. Поэтому я считаю, что нынешний вариант – правильный.

Это, по сути, скорее всего, уровень компьютерных знаний тех, кто технически обслуживает нынешнюю казахстанскую власть.

Микрогеополитика

Первое, что на конец 2017 года выдает ведущий поисковик Google после набора слов «казах и кыргыз» вряд ли вписывается в декларации о нерушимой, великой дружбе представителей этих народов. Кажется, самый весомый личный вклад здесь внесли бывший политический лидер одной и действующий глава государства второй страны.

Все дело в выборах и в общих политических комплексах. На малопарламентские предвыборные выпады Алмазбека Атамбаева его условный «старший брат» из Астаны отвечал туповатыми уколами «денщиков» из Астаны и искусными приграничными проблемами. В итоге, второе официальное лицо родины – Касым-Жомарт Токаев – в Twitter позволил себе усомниться в психическом здоровье бывшего президента независимого Кыргызстана. Что и говорить – советская школа МГИМО вкупе с высокими технологиями.

Всю же дорогу – от Бишкека до Алматы – страдали обычные люди, бизнес и контрабандисты, на которых прежде и внимания-то собратья особо не обращали. Ведь это тот же бизнес. Если же затрагивать суть взаимных обвинений, то важен политический угол зрения. Поэтому, несмотря на всю безразмерную любовь к отчизне, критически настроенная масса казахстанцев в соцсетях почему-то все-таки симпатизировала именно Атамбаеву. Возможно, он все-таки частично говорил правду.

Низы еще могут, когда захотят

Забастовка шахтеров АО «АрселорМиттал Темиртау» заставила всерьез поволноваться и власть, и неравнодушное общество. Слишком свежи в памяти казахстанцев кровавые события и неоднозначные итоги нефтяного Жанаозеня. Все восемь шахт, а затем и часть металлургов проявили пролетарскую сознательность, заявив, что индийский инвестор должен удовлетворить их требования. Акция длилась почти пять дней и завершилась тем, что работодатель пошел на то, чтобы поднять на 30% зарплату горнякам с гарантией, что никого не уволят по политическим мотивам. Что тревожно и символично, после забастовки, под конец года в одной из шахт произошло обрушение. Хорошо, что в это раз обошлось без жертв.

Кажется, больше всего в этой ситуации интернет-наблюдателей возмутила позиция казахстанских судей, которые выносили решения о том, что забастовка незаконна. Но, как показали дальнейшие события, судейский корпус, похоже, ждет, если не реформа, то хотя бы публичная встряска.         

Будни номенклатуры

Год завершился существенной кадровой перестановкой сил. Президент перетряхнул колоду так, что обменялись портфелями генпрокурор Асанов, которому предстоит стать  реформатором судебной ветви власти, глава антикоррупционного ведомства Кожамжаров, что, наоборот, стал главным надзирателем над законом, а его место занял бывший заместитель Шпекбаев. Бывший председатель Верховного суда Мами вдруг «вырос» до главы Конституционного совета.

Вместе с тем, произошли другие заметные события, которые касаются финансового блока. Бывший глава ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев вернулся в неоднократно знакомое кресло вице-премьера, а вот его почти золотое по активам, насиженное место получил триумфатор EXPO – Ахметжан Есимов… Что бы это значило? Консервацию системы или качественное движение? Впрочем, для того, чтобы ясно понимать логику всех этих телодвижений нужно находиться непосредственно в самом эпицентре принятия решений. Таким был 2017 год.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33