Назарбаеву предстоит опять балансировать
1 февраля будет обнародован новый санкционный список в отношении России со стороны США. Коснется ли он Казахстана и как? Как Казахстану уцелеть между схваткой двух держав?
Предстоящая встреча Назарбаева с Трампом проходит при самым драматических обстоятельствах за последние четверть века. США сотрясают скандалы, а россияне живут в ожидании очередных президентских выборов. Даже невзирая на очевидную победу Путина этот факт, скорее, усложняет ситуацию, нежели наоборот. В феврале в Конгресс будут переданы детальные отчеты о финансовой деятельности руководящих и влиятельных внешнеполитических фигур, и олигархов России. Таким образом, речь идет о проверке финансовой деятельности на предмет коррупционной составляющей не только российского политического руководства, включая всех членов Правительства РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, но и олигархов. При этом российские олигархи подлежат финансовой проверке независимо от того являются ли они налоговыми резидентами России (подробнее).
Речь идет о работе американских структур со странами Евросоюза и СНГ, включая Белоруссию и Казахстан, используя при этом все рычаги политического и экономического воздействия на эти страны, вплоть до угрозы введения против них санкций в случае отказа от сотрудничества
А в этом время макроэкономическая ситуация в России стремительно ухудшается. В американском черном списке оказались «Газпром», «Новатэк», «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». В сумме это почти 90% российского нефтяного сектора и практически вся газодобыча. Эти компании обеспечивают почти половину государственного бюджета и около 70% экспорта. И уже известно, что в их отношении действует максимально строгий режим контроля.
США поставили российских олигархов перед выбором – либо они меняют Путина, либо их активы будут арестованы. И этот срок истекает в феврале 2018 года в аккурат к президентским выборам в России.
Не случайно, что совсем недавно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству вернуть финансовые средства отечественных компаний из-за рубежа. Он призвал отечественные компании не держать деньги на зарубежных счетах. А это более 12,5 миллиарда долларов.
По различным данным, за последние десять лет из страны вывезено около 170 млрд. долларов. Это примерно в три раза больше средств Национального фонда, где более десяти лет аккумулируются все доходы от продажи сырья. На это фоне «жалкий» триллион долларов, вывезенный из на порядок большей по размерам России – выглядит не столь впечатляюще.
Пока же российские олигархи щедро оплачивают услуги вашингтонских лоббистов, уверяя, что их капиталы не имеют никакого отношения к Кремлю.
Однако, на самом деле формированием списков (публичных и секретных) конкретных структур и лиц, которые, скорее всего, подпадут под санкции, в исполнительной власти США занимаются Управление террористической и финансовой разведки (Office of Terrorism and Financial Intelligence — TFI) и Бюро по контролю за иностранными активами (OFAC) — оба входят в состав Министерства финансов США (US Treasury).
Другую часть формирует Конгресс, который привлекает для составления своих списков самые разные экспертные группы, в число которых входят и бывшие «соратники» Путина, например, Андрей Илларионов и политолог Андрей Пионтковский, а также экономист Андерс Ослунд, на протяжении многих лет консультировавший правительство России.
По его словам, «определены 8 направлений, и соответственно, разными людьми готовятся 8 разных докладов — что-то курируют люди из Министерства финансов, что-то — Госдеп, что-то — спецслужбы, например Национальный совет по разведке (National Intelligence Council), ЦРУ и другие».
«На мой взгляд, нужно сконцентрироваться на людях, приближенных к кремлю, к путину, зарабатывающих на коррупционных схемах вместе с путиным, а не просто на богатых людях россии просто потому, что они богатые. Это отправная точка, с которой мои коллеги согласны».
Ослунд признал, что до сих пор трудно сказать, кто попал к список, а кто нет. Неясно, и сколько фамилий в нем будет, но, по официальной версии от 200 до 300. «Конгресс оказывает сильное давление и требует длинный список. Кроме того, не ясно, какая часть будет открытой, а какая — секретной. Так же, как в свое время было со «списком Магнитского»: будет один список для широкой публики и один секретный. Формально упоминание имярека в закрытой части списка не предполагает в обязательном порядке никаких санкций против этих людей. На практике же ни одна финансовая организация США не станет сотрудничать с кем-то, чье имя попало в этот список».
Он также не исключает, что Трамп постарается минимизировать санкционный список, но не факт, что у него получится. Трампа могут обвинить в том, что, поступая таким образом, он лишь подтверждает предположения о своих особых отношениях с Кремлем.