Назарбаев не сможет повлиять на снятие антироссийских санкций
Начался трехдневный визит Нурсултана Назарбаева в США, в ходе которого он должен встретиться с Дональдом Трампом и представителями деловых кругов США. Визит будет проходить на фоне арестов на Западе счетов Национального фонда Казахстана по иску бизнесмена Анатоли Стати. Речь идет о заморозке 22 млрд долларов Национального фонда РК.
Эксперты не исключают, что Назарбаев может в ходе переговоров тет-а-тет затронуть эту тему. Вместе с тем российские СМИ подогревают интерес к другому возможному аспекту предстоящих х переговоров двух лидеров, а именно снятию антироссийских санкций. Есть предположение, что Назарбаев может выступить посредником между Москвой и Вашингтоном, чтобы смягчить бремя антироссийского давления со стороны Запада. По крайней мере, такие предположения делают российские политологи, однако опрошенные Exclusive.kz эксперты считают, что это маловероятно. У Астаны нет реальных предложений по разрешению конфликта вокруг России, поэтому если тема и будет поднята, то реальных изменений ждать не стоит, отметили они.
Толганай Умбеталиева, политолог, кандидат политических наук:
На международной арене Казахстан рассматривается как ближайший партнер России, который в той или иной степени согласовывает с ней свои действия и решения. Более того, Казахстан также очень доброжелательно настроен по отношению к Китаю. Тогда как Трамп Китай назвал в своей новой стратегии Россию и Китай ключевыми соперниками США на пути к глобальному лидерству. Потому у Вашингтона вызывает, в первую очередь, интерес позиция Казахстана по отношению к двум этим соперникам США, а также то, как Казахстан оценивает политику Россию и Китая в Центральной Азии. Скорее всего, будут затронуты и процессы в ЦА, появление двух новых лидеров и их влияние на процессы в регионе. Но все же региональные процессы не являются приоритетными и важными для президента США. Не думаю, что Москва с ревностью будет относиться к этому визиту. Для администрации Трампа Астана и Центральная Азия не являются приоритетными, хотя администрация Барака Обамы пыталась уделять больше внимание странам ЦА. Москва, несмотря на то, что Россия объявлена в качестве соперника, не отказывается пока от надежды, что Трамп выполнит свои предвыборные обещания и поспособствует улучшению отношений. Поэтому, скорее, в этом визите Кремль видит и свои перспективы.
В отношении нашего председательства в СБ ООН и в некоторых комитетах, все также неоднозначно. Внешнеполитическую политику Трампа многие американские эксперты относят к неоконсервативному стилю Буша, цель которой заключалась в абсолютном господстве США. В результате чего, Трамп больше обостряет отношения в конфликтных зонах, вместо решения проблем, особенно, на Ближнем Востоке. Более того, Трамп не затрагивает те вопросы, которые раньше были на повестке дня у США, например, в отношении Ближнего Востока, Индии и Пакистана. Он поступает кардинально противоположно уже сложившейся традиционной американской внешней политике. Эксперты потому бьют тревогу, что, если раньше политика США, может и была не всегда эффективной, но хотя бы понятной, то теперь она и не понятна, и не эффективна. Потому сомневаюсь, что Трамп будет обсуждать пути решения проблем в Афганистане, Иране с нашим президентом. Конечно, учитывая дипломатические нормы, возможно, и будут затронуты эти темы, но не думаю, что степень их важности будет очень высока.
Назарбаев, скорее всего, все эти нюансы прекрасно понимает, в связи с чем постарается построить разговор вокруг интересов Казахстана: замораживание финансов Нацфонда и возможности расширения экономического сотрудничества. Вопросы демократии и прав человека вряд ли будут подниматься. Как уже можно судить по действиям господина Трампа, он зачастую в своих поездках не затрагивает больных для той или иной страны проблем. Например, во время визита в Саудовскую Аравию, традиционные для США темы демократия и прав человека не были озвучены, во время его визита в Европу Трамп полностью проигнорировал проблемные вопросы во взаимоотношениях с Европой. Судя опять же по новой стратегии национальной безопасности США, Вашингтон намерен сотрудничать с Россией, поэтому это вопрос времени. Сейчас ситуация в США не позволяет Трампу об этом заявить, обвинения, которые звучат в адрес Москвы, о вмешательстве Кремля в выборный процесс, не способствуют смягчению позиций. Хотя никто из обвинителей так и не представил пока доказательств, но общественное мнение уже формируется не пользу Трампа. Вера в то, что Москва участвовала в выборах президента США, усиливается и без очевидных доказательств. Поэтому Казахстан вряд ли сможет помочь России, даже если Назарбаев очень будет стараться. Трамп должен учитывать общественное мнение внутри страны. С одной стороны, Россия соперник, с другой стороны, партнер по экономическому сотрудничеству.
Трамп, вероятнее всего, мало знает о Центральной Азии и Казахстане, но перед визитом, конечно, многочисленные помощники и советники введут его в курс дела. К встрече с нашим президентом он будет готов настолько, насколько это будет нужно для администрации США.
Рафаэль Саттаров, независимый политолог из Вашингтона:
С одной стороны, круг обсуждаемых вопросов между Астаной и Вашингтоном широкий, но при реальная повестка более сдержанна и касается в основном вопросов энергетики и военно-технического сотрудничества. Астана несколько раз успешно проявила себя в качестве медиатора: по вопросам иранской ядерной проблемы, и в урегулировании российско-турецких отношений. Тем не менее, медиаторство Казахстана по урегулированию российско-американских отношений не будет иметь реального значения, во-первых, сама администрация Белого Дома в этом не нуждается, а во-вторых, Москва не верит в такие возможности. Дональд Трамп не настолько хорошо имеет представления о регионе, но его окружение, так называемый военный клан, (Метис, МакМастер) и особенно госсекретарь Тиллерсон имеют достаточно хорошее представление о регионе, поэтому не стоит считать, что Трамп будет при встрече с Назарбаевым выглядеть как профан. То, что Назарбаев будет использовать во время визита возможность обсудить вопрос ареста счетов, то здесь видна традиционная постсоветская болезнь об ошибочном представлении американской системы. То, что привычно в СНГ, договоренность с главой страны неформально в кулуарах, не работает в Америке. Наивно полагать, что, даже получив добро от Трампа, другие институты автоматически снимут арест, а суд сразу согласится с политикой Трампа. Когда-то советские руководители не понимали, как возможно, что подписав с президентом США договоренность по ядерному разоружению, этот договор не мог пройти ратификацию через Конгресс. В то время как Политбюро через кукольный псевдопарламент Верховного Совета получала ратификацию по одному звонку. Такие представления никуда, к сожалению, не ушли. До сих пор существуют мнение, будто договорившись с президентом США, можно автоматически считать дело решенными. У Назарбаева советники по внешнеполитическим вопросам достаточно высокопрофессиональны, и могут дать совет ему, что не стоит сильно полагаться на Трампа в решении этого вопроса.