Назарбаев станет казахстанским Ден Сяопином?
В парламент Казахстана поступил закон о Совете национальной безопасности, в рамках которого предлагается закрепить за Нурсултаном Назарбаевым статус пожизненного главы этого органа.
Будучи президентом, Назарбаев итак является главой Совбеза, однако закрепление за ним пожизненного статуса главы организации может быть одним из элементов постранзитного периода, когда Назарбаев будет в статусе лидера нации и верховного арбитра олицетворять стабильность властной системы, а роль парламента и сената возрастет, считают эксперты.
Таким образом, могут быть очерчены сами схемы транзита – плавный переход от президентской к парламентско-президентской системе во главе с так называемым верховным арбитром. Эта терминология была использована самой Акордой при презентации поправок в Конституцию о перераспределений президентских полномочий.
Вероятно, Казахстан может ожидать сингапурский или китайский вариант властной системы, как это было при Ли Куан Ю и Ден Сяопине, которые формально не являясь главами государства, оставались движущей политической силой в стране и признаком стабильности системы и ее преемственности.
Законопроектом «О Совете Безопасности Республики Казахстан» предлагается регламентировать правовой статус, компетенцию и организацию деятельности данного органа, а также определить состав и полномочия членов совета, задачи и основы деятельности аппарата Совбеза.
В настоящий момент такие полномочия имеются только у президента страны Нурсултана Назарбаева. Однако, после принятия документа, состав совета будет закреплен законодательно. В нем – президент, председатели сената и мажилиса, премьер-министр, государственный секретарь, руководитель администрации президента, секретарь Совета Безопасности, генеральный прокурор, председатель Комитета национальной безопасности, министр иностранных дел, министр обороны и министр внутренних дел.
Законопроект предлагает определить Совет безопасности Казахстана как конституционный орган, координирующий проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности РК, в целях сохранения внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, национальных интересов Казахстана на международной арене.
Exclusive.kz попросил экспертов оценить причины появления законопроекта о Совете безопасности и какую роль он может сыграть в транзите власти.
Экс-дипломат Казбек Бейсебаев:
Первое закрепление особого статуса Нурсултана Назарбаева произошло в 2000 году, когда был принят Конституционный закон о Первом президенте Республики Казахстан. В этот закон постепенно вносились поправки, которые каждый раз сильнее закрепляли особый статус первого президента. Например, в 2007 году парламент одобрил законопроект о внесении поправок в конституцию, согласно которым Нурсултан Назарбаев получил право избираться на пост президента неограниченное число раз. Он по своему статусу уже обладает званием «Халық қаһарманы». Еще в законе записано, что «разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан». Это положение не совсем понятно, поскольку Первый президент имеет право править до конца своей жизни. Окончательные поправки были приняты в 2010 году, когда за Первым президентом закрепили статус Лидера нации. Тогда же Назарбаев сам, члены его семьи и его имущество получили статус неприкосновенности. Предусмотрено также уголовное наказание за оскорбление его чести и достоинства, в том числе за осквернение изображений» или посягательство на них в СМИ. Полагаю, что в 2010 году, когда законодательно закрепили статус Лидера нации, планировалось этот статус претворить в жизнь, Лидер нации мог передать президентские полномочия своему преемнику, а сам становился настоящим Лидером нации, стоящим выше над всеми ветвями власти. Не зря же в законе было написано, что вопросы внутренней и внешней политики будут согласовываться с Лидером нации. Но, как кажется, авторы законопроекта не учли один важный момент. Дело в том, что Лидер нации формально стоял бы над президентом, но ему уже не подчинялись бы силовые структуры и он уже не являлся бы верховным главнокомандующим.
В таком случае положение Лидера нации без армии и силовых структур, скажем так, не было бы прочным
Согласно действующим положениям президент руководит Советом безопасности, который координирует силовые структуры, центральные и местные органы. Иначе говоря, правительство, акимы и все силовые структуры подчиняются президенту. Поэтому есть основание считать, что закрепление за Елбасы право пожизненно руководить Советом безопасности как бы исправляет тот пробел, который упустили разработчики поправок в закон о Лидере нации в 2010 году. После принятия закона о СБ с пожизненным председательством Лидера нации, действующий президент может спокойно отдать власть своему преемнику, но при этом он сохранит контроль за силовыми структурами и армией.
Поэтому полагаю, что, возможно скоро могут произойти кадровые перестановки в высших эшелонах власти в рамках наступающего транзита власти. А за этим могут последовать президентские выборы. В общем, этот год будет важным в истории Казахстан
Политолог Андрей Казанцев:
Теоретически, такое возможно. Правда, надо учитывать, что политические культуры в разных странах отличаются, и не везде возможна реализации сингапурско-китайского сценария. В бывшем СССР еще не было ни одного примера успешного превращения бывшего президента в национального лидера. Поэтому нужна осторожность, и в Казахстане все делается именно осторожно. Но, в целом, эволюция в сторону передачи каких-то элементов власти от Акорды к другим структурам просматривается, и это можно рассматривать даже не только в рамках транзита, но и в рамках процессов демократизации
Политолог Ислам Кураев:
Вообще сложно определить, с чем это связано, так как данный факт можно рассматривать и под другим углом, как один из способов заработать лояльность Елбасы. Кстати, относительно президента, он и так по Конституции является Лидером Нации, что говорит о его статусе даже в случае если он покинет свой пост.
На мой вгляд, вопрос нуждается в конкретизации и тут нет какой-то подоплеки в стиле «транзит». Как правило подобного рода действия направлены на повышения значимости самого органа, что позволит ему быть более чем авторитетной структурой, которая в свою очередь статент номер один. В данном случае проглядываются распределения сил в стране в целом, если посмотреть целесообразность укрепления Совбеза, то однозначно станет понятно, мы создает новый противовес КНБ. В свою очередь Комитет Национальной Безопасности за последнее время значительно усилил свои позиции и стал одним из ключевых институтов административного аппарата страны. В таком же случае на любую силу нужна своя сила, которая будет ее ограничивать, тут мы и наблюдаем тот самый момент когда президент возглавит стратегически важную структуру для увеличения ее значимости. Резюмируя хочу сказать, что транзит власти не рассматриваю вообще в таком сценарии, есть варианты, но вряд ли они осуществимы в ближашее время. Думаю, что следует подождать определенное время и все тайное станет обязательно явным. Считаю, что транзит пройдет намного проще, чем общественности кажется, поэтому следует перестать гадать.