Правительству Сагинтаева поставили двойку с плюсом
Казахстанские эксперты не слишком высоко оценили правительство Бакытжана Сагинтаева, такой вывод можно сделать на основе исследования, проведенного казахстанским Центром социальных и политических исследований «Стратегия».
В центре напомнили, что Сагинтаев был назначен премьер-министром Казахстана 9 сентября 2016 года. И с тех пор, в ходе экспертных оценок и опросов его рейтинг остается довольно низким. В частности, по результатам исследования средняя оценка работы правительства Бахытжана Сагинтаева со стороны экспертов равна 2,33 балла по 5-балльной шкале. В отношении правительства Сагинтаева эксперты чаще выбирали вариант «компромиссное». Интересно, что, по результатам предыдущих исследований, первое правительство Карима Масимова образца 2007 года эксперты расценивали как реформаторское, да и по продолжительности пребывания оно было внушительным, правительство отсидевшего и досрочно освобожденного Серика Ахметова называли техническим.
При оценке личности действующего премьер-министра эксперты проявили высокий уровень критичности: только 42,1% опрошенных полагают, что Сагинтаев справляется с возложенными на него обязанностями. В пользу этой оценки были выдвинуты такие аргументы, как: настойчивость премьер-министра; исполнение им поставленных стратегических задач прошлых правительств; непричастность к коррупционным историям; информационная открытость; равноудаленность ото всех групп влияния.
57,9% экспертов считают, что Сагинтаев не справляется с возложенной на него работой. Среди аргументов: остаточный подход к социальной сфере; профессиональный чиновник, а не политик; отсутствие собственной повестки, решительности; правительство не стало коллегиальным органом.
При этом стоит отметить, что 55% опрошенных изначально не возлагали особых надежд на назначение Сагинтаева на должность премьера, 15% - не ждали ничего хорошего, и только 30% испытывали позитивные ожидания. Поэтому, в целом, существенных разочарований от возлагаемых на премьер-министра надежд выявлено не было.
В центре отметили, что экономическая стратегия государства, которую осуществляет исполнительная власть, должна определять трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Таким образом, экономстратегия характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы же государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика.
Поэтому возникает закономерный вопрос – какой же экономической стратегии придерживается действующее правительство? По результатам экспертного опроса, 60% опрошенных экспертов полагают, что в Казахстане реализуется корпоративная экономическая стратегия, полагающая целью эгоистические интересы властвующего социального слоя за счет снижения уровня жизни граждан. Характерно, что и в 2016 году, по оценкам большинства экспертов (более 60%), в стране также реализовывалась корпоративная стратегия. А о том, что в настоящее время в Казахстане осуществляется мобилизационная стратегия, при которой государство усиливает прямое регулирование производства и внешнеэкономических связей, сказали лишь 15% экспертов.
Вместе с тем, ответственность за проводимую в стране корпоративную экономическую стратегию должна разделять, помимо правительства, и президентская администрация, которую эксперты признали главной структурой, влияющей на экономическое положение в стране (4,06 балла). Достаточно влиятельными экономическими структурами признаны банковский сектор и национальные холдинги. Роль парламента в экономических процессах оценена ниже всех.
Оценивая работу кабинета Сагинтаева, эксперты отметили сравнительно высокую оперативность (2,55 балла) и прагматизм (2,53) правительства в процессе принятия решений, вместе с тем была отмечена его низкая ответственность (1,9 балла). Вместе с тем, амплитуда оценок низкая (0,65 балла), а самая высокая оценка не превышает 3 балла по 5-балльной шкале. Характерно при этом, что удовлетворительная оперативность и низкая ответственность отличали и предшествующее, второе, правительство Масимова образца 2016 года.
В свою очередь, по итогам исследования, основными недостатками правительства Сагинтаева были признаны безынициативность, несамостоятельность/зависимость от администрации президента, слабая ответственность в работе данного состава правительства и отсутствие весомых экономических результатов, что является следствием, прежде всего, отсутствия четкой собственной правительственной программы экономического развития страны и выражается в падении реальных доходов населения.
По итогам ответов на вопрос о том, деятельность каких из министерств, по оценкам экспертов, наиболее важна на данном этапе развития страны было выявлено, что в перечень помимо традиционных для таких списков «социальных» министерств труда и социальной защиты и образования и науки, в 2018 году вошли министерства экономического блока, а именно: министерства национальной экономики, по инвестициям и развитию, а также министерство финансов, - что подтверждает, что среди граждан растет озабоченность социально-экономической ситуацией в стране.
Согласно данным Центра большинство казахстанцев средне оценивают экономические показатели страны. Большинство граждан страны самой серьезной экономической проблемой называют существенный рост инфляции.
И понять опасения казахстанцев можно, согласно данным статистики с начала 20018 года цены в Казахстане поднялись на 1,8%, в то время, как, например, в Кыргызстане на 1,1%, в России на 0,8%. По итогам марта рост цен и тарифов для населения РК составил 0,5% к февралю и 1,8% - с начала года. Для сравнения, в странах-соседях по ЕАЭС уровень инфляции ниже: в России рост цен за месяц составил 0,3%, к декабрю 2017 года - 0,8%, в Кыргызстане – рост с начала года - 1,1%, за месяц же цены на товары и услуги снизились на 0,3%.