четверг, 14 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстан начал играть в большую политику

13 января 2018 года почти весь состав Совета Безопасности ООН прилетел в Кабул впервые за последние восемь лет. Визит готовился в условиях повышенной безопасности. Ответственность за приезд 15 высокопоставленных представителей самых  влиятельных стран мира лежала на Казахстане, который инициировал эту поездку для того, чтобы привлечь внимание к Афганистану. За полтора дня прошло 15 встреч с 120 представителями афганского общества. Все встречи прошли в малом дворце на территории усиленно охраняемого президентского комплекса в Кабуле, который был специально выделен Правительством ИРА миссии Совета безопасности ООН для проведения встреч. Ситуация с безопасностью не позволяла делегации Совета свободно передвигаться по городу. Все перемещения из места проживания - полностью охраняемого комплекса ООН - до места встреч на территории президентского дворца проходили под усиленной вооруженной охраной в бронированных джипах ооновского представительства в стране. Выйти за пределы малого дворца удалось только для встреч с президентом Афганистана Ашрафом Гани и Главным исполнительным лицом Абдулла Абдуллой, которые размещались по соседству в том же комплексе Президента Афганистана. На следующий день после вылета делегации СБ ООН в Кабуле прогремели взрывы. А ещё через день - нападение на отель Интерконтинеталь в так называемой «зеленой зоне» безопасности, с человеческими жертвами. Продлись еще немного работа миссии, которая проходила в режиме полной информационной тишины по понятным из соображений безопасности причинам, не исключалась страшная трагедия, в центре которой могло быть членство Казахстана в СБ ООН, как инициатора визита миссии. Только постпред Казахстана в СБ ООН Кайрат Умаров понимал реальные последствия этой не разразившейся драмы.  Были предприняты исчерпывающие предупредительные меры еще в Нью-Йорке до вылета делегации и в рамках поездки, вплоть до просьб к руководству страны не публиковать информацию о датах визита и по итогам встреч на официальных и личных аккаунтах руководящих лиц.

Увы, это не кадры из политического триллера или голливудского сериала. Это реальные события, которые остались большинством людей, включая здесь, в Казахстане, практически не замеченными.  

15 января мировые информационные агентства опубликовали вполне «дежурный» пресс-релиз:  "По итогам поездки делегация подчеркнула обеспокоенность Совбеза сохраняющимся в Афганистане высоким уровнем террористической угрозы со стороны таких структур как "Талибан", "Аль-Каида" и "Даиш - Велаят Хорасан", отмечена тесная связь терроризма и организованной преступности. В этой связи отмечена важность дальнейшего укрепления международного и регионального сотрудничества для обеспечения безопасности в стране. Как информировали в ведомстве, эта поездка предоставила членам Совбеза возможность самостоятельно оценить эффективность усилий правительства Афганистана и поддержки международного сообщества для установления устойчивого мира и стабильности в этой стране. Визит организован в преддверии планируемых на 19 января министерских дебатов СБ ООН на тему "Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития".

Как отмечено в информационном сообщении ООН по итогам визита, члены Совбеза и афганская сторона "подчеркнули необходимость принятия регионального и комплексного подхода в области безопасности и развития, который предлагает Казахстан в качестве пути устойчивого развития, прочного мира и стабильности в регионе. Отмечено, что обсуждения в Кабуле подчеркнули необходимость рассматривать Афганистан не как угрозу безопасности в регионе, а как важного партнера. "Крайне важно интегрировать экономику Афганистана и соседних стран, в том числе государств Центральной Азии, посредством расширения взаимодействия и сотрудничества, в частности путем реализации региональных инфраструктурных, торговых, инвестиционных, транзитных и транспортных проектов", - говорится в сообщении ООН.

Зачем Казахстану Совет безопасности ООН?

Для большинства из нас тот факт, что с января прошлого года Казахстан стал  непостоянным членом СБ ООН, воспринимается как абстрактное, пусть и не лишенное значимости, событие.

Для начала напомним, что такое Совет безопасности ООН? Это орган ООН, который отвечает за мир и безопасность, куда входят 15 членов: 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Некоторые страны, как например, Япония, избирались в непостоянные члены по 10 раз, а более 60 стран не были избраны в СБ ООН ни разу. Нюанс в том, что какое бы решение не приняли члены СБ, «Пятерка» (Россия, США, Франция, КНР и Великобритания) имеют права вето, поэтому «приглашенные» понимают, что такие резолюции желательно не вносить. Справедливости ради надо сказать, что у «Пятерки» есть право себя так вести, поскольку основное бремя содержания ООН несут именно они, а это удовольствие довольно дорогое. Поэтому решение Трампа о сокращении добровольных взносов в ООН у американцев вызывает поддержку, а у остальных негодование, поскольку сокращения коснулись именно миротворческих миссий, которые, собственно, и являются одним из ключевых инструментов ООН. Именно в СБ принимаются решения о введении миротворческих сил, о применении санкций, применении силы, если такая необходимость возникла.

ООН давно и обоснованно подвергается критике за низкую эффективность. Недавно  Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сообщил в интервью каналу SVT, что в Совете Безопасности есть структурные проблемы, которые делают работу органа неэффективной. По его словам, некоторые государства злоупотребляют правом вето. Генсек добавил, что полная реформа ООН невозможна без внесения изменений в работу Совбеза. Надо сказать, что именно он набрался мужества и в сентябре прошлого года в

Нью-Йорке провел заседание, посвященное реформе ООН, на котором 142 из 193 стран-членов высказались за нововведения. «Пятерка» отнеслась к этому без особого воодушевления. Например, Владимир Путин позднее сообщил, что Россия  поддерживает целесообразность реформирования ООН, но призывает выслушать мнения всех участников.

Как бы то ни было, но даже если предположить, что ООН прекратит свое существование, то необходимость аналогичной структуры от этого не исчезнет. На ее месте придется немедленно создавать новую, поскольку мир находится в состоянии перманентных конфликтов, особенно острых сейчас за последние годы после второй мировой войны.

Пикантность ситуации заключается еще и в том, что еще никогда за последние десятилетия противоречия внутри «Большой Пятерки» не были столь драматическими и глубокими как сейчас. Противостояние между Россией-США-Европой Гуттериш по сути назвал «холодной войной». И Казахстан попал в зал СБ ООН именно в этот период, когда все, с кем ему надо дружить, перессорились между собой. Хотя надо признать, что отчасти это и стало причиной того, почему Казахстан оказался в Совете. Именно сбалансированность внешней политики нашей страны, ее хорошие отношения со всеми без исключения  ведущими мировыми державами и привлекла стран-членов ООН, а это как-никак 193 государства, и особенно «могущественную пятёрку», которые видели в этом возможность уравновесить позиции сторон в Совете.

Нетрудно догадаться, что не это было в наших изначальных планах. Заявку на непостоянное членство в СБ Казахстан подал еще почти 10 лет назад, когда «холодную войну» никто не мог и предположить.

Как говорит наш постоянный представитель при СБ ООН Кайрат Умаров, для непостоянных членов есть три варианта. «Первый – просто отсидеться, чтобы ни с кем не испортить отношения. Второй – испортить отношения, но выйти из СБ с осознанием того, что вы отстаивали свое мнение. Третий –  постараться объединить и сделать нечто реальное, что останется после вас, как наследие.» Понятно, что третий вариант, особенно в нынешних условиях, не из самых легких и даже не всегда достижимый.

Факт в том, что Казахстан выбрал третий вариант. И, судя  по всему, что-то у него получается. Во-первых, Казахстан представляет в СБ ООН не только себя, но и всю Центральную Азию, включая Афганистан. Надо признать, что это ход конем во многих отношениях. Дело в том, что Центральная Азия находится далеко на периферии международного внимания. Для мира мы еще один «стан» где-то рядом с Афганистаном и Пакистаном. В  ходе нашего присутствия в СБ ООН страны с удивлением обнаруживают, что между Россией и Китаем существует регион, который заявляет себя как самостоятельный субъект международных отношений.  Более того, у него есть собственная концепция разрешения конфликтов, вполне отличающаяся здравым смыслом.

Что такое быть непостоянным членом СБ ООН? Это достаточно жесткий график работы, десятки ежедневных встреч открытых и закрытых форматах, где иногда буквально за считанные часы нужно определиться с собственной позицией по самому разному спектру вопросов. Промолчать нельзя  - каждый голос, каждая страна играет большую роль, определяя, какой будет дальнейшая тактика СБ. Это достаточно сложно и требует очень больших усилий и координирующих действий. Только сидя на заседаниях СБ ООН начинаешь понимать, как сложен и противоречив мир, в котором мы живем.

Но самый сложный период – этот месяц, когда член СБ является председателем. С Казахстаном это случилось в тот период, когда большая часть мира еще только отходила от рождественских праздников. Это значит, что в течение месяца вы являетесь руководителем всех заседаний СБ, вырабатываете программу заседаний,  брифингов, дебатов на весь месяц.

Первое – это выработка основных тем председательства. В ходе нашего председательства это были две темы: первая это вопросы нераспространения через меры доверия, вторая – касалась проблематики нашего региона и называлась «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости, безопасности и развития». По этим двум совсем не новогодним темам Казахстан провёл   открытые дебаты, в которых, невзирая на рождественские каникулы, приняли участие все страны, включая министров иностранных дел Центральной Азии. Что же вызвало такой ажиотаж?

В мире – непрерывный идеальный шторм. Одна из зон турбулентности – Афганистан, в которой интересы многих держав просто увязли и они все эти годы предпочитали откупаться как родители от своего непутевого сына.  Только за последние годы  Афганистану было выделено 70 млрд. долларов в качестве помощи. Но ситуация по-прежнему не стабильна, уже никто не понимает, что происходит и что делать, а безработная молодежь по-прежнему рекрутируется террористами за 50 долларов.

Для Центральной Азии Афганистан – это мина, которая может взорваться в любой момент импортом насилия, потоком беженцев, взрывным ростом наркотрафика. Это реальность для каждой из пяти стран региона в отдельности, и для всего региона в целом даже если  долгожданные интеграционные процессы станут устойчивыми. Инвесторы не придут в регион, где под боком идет война.

Поэтому Казахстан сделал второй ход конем. Вместо того, чтобы ныть и просить помощи, которую нам в любом случае уже никто оказать не может просто потому, что не знает, как это сделать, наши дипломаты предложили триединый подход к решению проблемы Афганистана. Первый принцип – это связь между безопасностью и развитием. Когда мы говорим о безопасности, ее невозможно построить без экономического развития. В свою очередь, без экономического развития невозможно добиться безопасности. Замкнутый круг. Глобальная проблема ООН в том, что сегодня СБ занимается вопросами мира и безопасности, а ЭКСОС (Экономический и Социальный совет ООН) - экономическими вопросами. Увы, но между ними нет взаимосвязи и никто не хочет эту структуру менять или хотя бы координировать. Вообще, надо сказать, что наблюдение за работой ООН сильно мне напоминает работу правительства Казахстана. Но об этом позже.

Второй принцип – региональный подход. Сегодня стало очевидным, что ни одну  проблему нельзя решить в рамках одной страны: терроризм, изменение климата, вопросы развития. Как правило, если вы не обеспечиваете в других странах региона такие же усилия и не боретесь вместе против чего-то проблема решена не будет. Допустим, Казахстан станет процветающим государством. Тогда к нам хлынут сотни тысяч мигрантов из менее благополучных регионов. Следовательно, в наших интересах мир и процветание во всем мире или хотя бы у соседей, как бы это пафосно ни звучало.  Поэтому прагматизм в том, чтобы работать над вопросами безопасности и развития всем вместе. А это – уже региональная стратегия, которая, собственное и была презентована в ООН.

Важно понимать, что перед этим она была тщательно согласована со всеми дипмиссиями Центральной Азии и Афганистана. Президент Гани полностью привержен такому видению и реализует эту стратегию на практике, так как она является жизненной необходимостью для его страны. Он убеждён, что теперь Центральная Азия из-за непростых взаимоотношений с соседним Пакистаном, их единственный выход на другие торгово-экономические рынки.

На первый взгляд, идея рассматривать Афганистан не как проблему, а как привлекательного партнера выглядит несколько утопичной. Но, когда exclusive.kz задавал этот вопрос в кулуарах, реакция была вполне позитивной: «А почему бы и нет? Все равно никакой другой жизнеспособной модели нет. Вдруг получится…»

Вот этим «вдруг получится» и объясняется тот ажиотаж, который был в зале СБ ООН, когда Казахстан презентовал эти подходы. Если вдруг эта модель сработает, то ее можно будет применить в других конфликтных регионах.

Более того, уже получается. Узбекистан совместно с Афганистаном и ООН провёл международную конференцию по экономическому развитию, Туркмены заявили, что хотят провести межафганский форум по примирению, таджики вышли с идеей конференции по контртерроризму. То есть сегодня наш посыл работает и миру нравится, что наш регион активно вовлекается в решение своих проблем.

И наконец, третий ход Казахстана, когда он очень-очень сильно рискнул, поставив на карту если не все, то очень многое. В ходе своего председательства наши дипломаты убедили практически всех членов СБ предпринять первый за последние 8 лет визит в Афганистан. Это была наша вторая попытка. В 2017 году она не удалась из-за большого  теракта 31 мая с очень страшными последствиями. Впервые в составе миссии СБ ООН была Ники Хейли,  постоянный представитель и одновременно член Администрации в Вашингтоне. После 36 часов напряженных встреч члены СБ получили представление о том, что творится в Афганистане. Они на себе ощутили тот гнет страха и неопределенности, в котором живут люди в этой части земли. Вот такой ценой досталось то редкое единодушие среди членов СБ ООН, которое на следующий день выразилось в нескольких строчках, промелькнувших в сообщениях международных агентств.

18 января в СБ ООН прошел тематический брифинг с участием президента Казахстана «Нераспространение оружия массового поражения через меры доверия». Переполненный зал слушал внимательно. Назарбаев призвал усложнить выход из ДНЯО, ужесточить меры приобретения и распространения ОМУ, поддержать гарантиями безопасности ядерной пятёрки те страны, которые создали зоны, свободные от ядерного оружия.

Все понимали, что этот человек имеет право говорить об этом, поскольку его страна в свое время добровольно отказалась от ядерного статуса. Можно только предполагать, какое давление оказывалось на Казахстан при принятии этого «добровольного» решения со стороны той пятерки, которая по-прежнему располагает этой дубинкой. Однако, правда и в том, что сегодня уже не обязательно иметь ядерное оружие. Достаточно использовать обычное оружие, чтобы попасть в ядерный объект. Эффект будет тот же. Трагедия в том, что сегодня практически все виды оружия массового поражения, включая химическое, как показал недавний случай в Сирии, уже давно перестали быть прерогативой государств. Сегодня им уже торгуют разве что не как обычными автоматами. И наконец, если у тебя есть заветная кнопка, то всегда есть соблазн нажать ее.

Ядерная пятерка делает одновременно взаимоисключающие вещи: призывает других уменьшить свои ядерные арсеналы, чтобы не разрабатывали ядерное оружие, а в это время  работает над модернизацией ядерного оружия. По сути, Назарбаев сказал, что пятерка должна разоружаться, потому что это дает моральное право десяткам других стран разрабатывать свое ядерное оружие. Поэтому молчаливые симпатии всех членов ООН были на стороне Казахстана. Назарбаев говорил о том, чего не принято произносить вслух.

 

Нью-Йорк-Алматы

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33