понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Климатический ответ на протекционизм Трампа

Пока США вводит пошлины на импорт, а Евросоюз готовит ответные меры, игнорируется реальная проблема, стоящая перед всем миром - изменить мировую экономику, в том числе международную торговлю, таким образом, чтобы она, наконец, начала учитывать природные пределы нашей планеты.

Торговая политика Трампа ставит прогрессистов в парадоксальное положение. Многие годы они осуждали нынешнюю торговую систему как несправедливую и экологически деструктивную. Но на фоне националистического протекционизма Трампа, созвучную фатальным ошибкам 1930-х годов, некоторые чувствуют себя вынужденными защищать существующую систему.

Неолиберальные защитники статус-кво увидели в этом политический шанс. Записав прогрессистов вместе с Трампом в «протекционисты», они осуждают совершенно оправданные, широкие протесты гражданского общества против мега-региональных соглашений, таких как «Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение» (CETA) между ЕС и Канадой и «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство» (TTIP) между ЕС и США.

Для успеха прогрессивной политики её сторонникам придётся перестать ограничиваться защитой существующей торговой системы от Трампа. Им надо перейти в нападение, а это означает, что надо требовать реформ, нацеленных на создание справедливого, равного и основанного на правилах международного торгового порядка. В противном случае, экономический национализм в стиле Трампа будет по-прежнему находить отклик у значительной части населения, причём как в США, так и в других странах.

Прежде всего, на фоне дебатов в ЕС по поводу ответных мер на американские пошлины на алюминий (10%) и сталь (25%) стоит обратить внимание не только на экономическое значение этого спора, но и на экологические характеристики обсуждаемых сырьевых товаров. Например, в производстве стали используется металлургический коксующийся уголь, на долю которого приходится примерно 5% мировых выбросов CO2.

Этот показатель не является неизбежными. Сталь можно заменить альтернативными материалами с меньшей интенсивностью выбросов. Кроме того, сталь можно производить с меньшими объёмами выбросов. Шведские производители изучают варианты производства стали практически вообще без выбросов CO2 с использованием электроэнергии и водорода, получаемых из возобновляемых источников энергии. Немецкая транснациональная компания Thyssenkrupp занимается разработкой процесса, в котором дым, образующийся при производстве стали, улавливается и используется в качестве сырья для химической продукции и синтетического природного газа, что позволяет снизить уровень углеродных выбросов.

Однако подобные альтернативы не будут рентабельными, пока существующим предприятиям сталелитейной промышленности позволяется использовать атмосферу в качестве бесплатной свалки для выбросов CO2. Экономисты самых разных политических взглядов единодушны в том, что ключевым шагом к ограничению выбросов парниковых газов должно стать повышение стоимости этих выбросов для компаний, причём они должны стать настолько дорогими, что в сравнении с этими затратами варианты, более благоприятные для климата, будут выглядеть значительно дешевле, а значит, конкурентоспособней. Именно поэтому немецкая Партия зелёных призывает к введению минимальной цены на выбросы CO2 в рамках Системы торговли квотами на выбросы (ETS) в ЕС. Американский штат Калифорния уже ввёл такую норму в своей торговой системе. А мы – вместе с Францией – хотим стать лидерами данного процесса в Европе.

Подобные предложения наталкиваются на сильное сопротивление. Многие начинают доказывать, что высокая цена на выбросы в Европе станет конкурентным преимуществом для иностранных производителей на рынках ЕС. Кроме того, как утверждают противники этой идеи, производство можно легко перенести за рубеж, поэтому в целом ситуация для окружающей среды в мире никак не улучшится.

Несмотря на слабость этих аргументов, они производят впечатление на европейских политиков. Но есть очевидный вариант их обхода: можно ввести таможенный сбор на импорт углеродоёмких товаров, таких как сталь, цемент и алюминий, на границе ЕС. Это будет важный шаг на пути к справедливой и климатически ответственной международной торговой системе. Данный сбор стал бы справедливым, потому что экологические правила будут применять равным образом как к европейской, так и к иностранной продукции. При условии, что аналогичными сборами облагается местная продукция, подобная «пограничная углеродная корректировка» не будет нарушать правила ВТО.

Позволив странам, которые ответственно относятся к защите окружающей среды, наказать те страны, которые этого не делают, данная стратегия поможет теснее привести мировую торговую систему в соответствие с экологическими императивами. Такие меры, как пограничная углеродная корректировка, не являются узколобым национальным протекционизмом. Это необходимая реакция стран, ответственно относящихся к задаче защиты климата. И это не новая идея: ещё законопроект о защите климата, отклонённый конгрессом США в 2009 году, предусматривал подобный механизм.

Вместо того чтобы дать себя втянуть в деструктивные торговые игры Трампа, Евросоюз должен ввести пограничную углеродную корректировку с целью создать систему, благоприятную для климата. О своей поддержке уже заявил президент Франции Эммануэль Макрон. Группа исследователей, представляющих Массачусетский технологический институт, Германский институт международных отношений и безопасности (SWP) и другие ведущие институты, уже разработали серию конкретных предложений, касающихся методов реализации данной программы. С помощью этого шага ЕС усилит аргументы в пользу более справедливой и чистой международной торговли.

Такой ответ покажет, что отсутствие обязательств по защите климата имеет свою цену, и, тем самым, стимулирует перемены во всём мире, в том числе и в США. Например, он может подтолкнуть администрацию Трампа к пересмотру своего решения о выходе из Парижского климатического соглашения 2015 года, особенно если европейские организации наладят связи с прогрессивными единомышленниками, например, в Калифорнии или Нью-Йорке. И даже если Трамп останется непоколебим, налог на CO2 способен остановить его потенциальных подражателей в других странах.

Благодаря такому хорошо откалиброванному и дальновидному ответу на узколобый протекционизм Трампа, Евросоюз закрепит за собой роль первопроходца на пути к более справедливой и устойчивой системе международной торговле. Тем самым, ЕС не только поможет защитить окружающую среду, от которой мы все зависим, но и расширит своё международное влияние. Именно это, а не торговая война, нужно сейчас миру.

 

Барбара Унмюссиг – президент Фонда Генриха Бёлля. Михаэль Келлнер – генеральный секретарь немецкой Партии зелёных (Bündnis 90/Die Grünen).

 

Copyright: Project Syndicate, 2018. www.project-syndicate.org

Иллюстрация из открытых источников

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33