Казахстанская социальная модель и человеческий капитал
За годы Независимости в Казахстане сформировалась собственная социальная модель развития страны, в основе которой лежит наращивание человеческого потенциала полиэтнического казахстанского народа.
На старте Независимости в условиях хаоса и неразберихи произошло резкое падение уровня жизни населения. Государством ставилась задача кардинально изменить ситуацию, уйти от опаснейшей черты дестабилизации положения в стране, во всех сферах общества. Необходимо было найти нестандартное решение, потому уже на первых этапах развития казахстанского государства его глава Н.А.Назарбаев сделал стратегическую ставку не на экспорт природных ресурсов и экстенсивную экономику, а на развитие человеческого потенциала и, создание условий для развития личности. При этом был также сделан выбор в пользу эволюционного и устойчивого развития на длительную перспективу.
По мере развития государства социальная модель подверглась корректировкам, однако главный принцип – создание условий и возможностей для развития населения, оставалася неизменным. Роль государства в социальной сфере трансформировалась от умеренного патернализма (на заре независимости) до социального партнерства с гражданами (в период зрелого государства).
Стратегия «Казахстан – 2050» означает, что Казахстан имеет новые долгосрочные стратегические приоритеты, которые будут определять развитие страны до 2050 года. Поставленные в Стратегии – 2050 прорывные экономические, политические, социальные и мировоззренческие задачи продолжают и развивают неизменный эволюционный курс успешного развития нашей страны.
Подобного рода эволюционное развитие, способное продуцировать изменения революционного характера, предполагает ряд непременных атрибутов. Одним из них является приоритетное обеспечение роста человеческого капитала. В условиях сокращения доходов в результате глобального кризиса, многие страны вынуждены секвестировать бюджетные расходы за счет образовательных, научных и медицинских программ. Но для Казахстана, реализующего «Стратегию прорыва», такой отказ будет означать немедленное падение темпов развития. Успешная реализация стратегических целей и задач, поставленных Президентом РК Н.А.Назарбаевым в Стратегии «Казахстан – 2050», должны обеспечиваться за счет такого главного фактора, каким является его инновационный путь развития на основе человеческого капитала. Переход к инновационной фазе развития является безальтернативным вариантом развития Казахстана в XXI веке.
Как показывает опыт развитых стран мира, благодаря проведению государственной политики реформ и долгосрочных инвестиций в системы образования и здравоохранения, в развитие науки, спорта, в стимулирование занятости и трудовой мобильности населения возможно достигнуть значительного качественного повышения в уровне жизни нации, заложить интеллектуальную (научно-техническую и технологическую) основу промышленного рывка, отвечающего требованиям постиндустриального мира, сформировать новые поколения талантливой и успешной молодежи. При этом благо человека должно быть главной целью социальной политики государства. Оно создает условия для развития интеллектуального потенциала нации на уровне самых современных требований. Критерием эффективности шагов государства является увеличение конкурентноспособности личности.
Курс Главы казахстанского государства на формирование капитала нации является залогом устойчивого развития Казахстана на длительную перспективу. Развитый, образованный, самостоятельный, уверенный в своих силах, успешный и ответственный гражданин – основа и опора свободного и процветающего Казахстана.
Государство создает условия и возможности для решения главных вопросов социальной сферы на основе принципа солидарной ответственности. Последний заключается в том, что рост благосостояния каждого казахстанца напрямую зависит как от государства, так и от его собственного вклада – и в свою жизнь, и в развитие страны. В этом заложен сильнейший потенциал для консолидации нации.
Ответственность государства перед гражданами основана на постулате о том, что слабеющие нации нуждаются в пособиях, усиливающиеся нации нуждаются в возможностях.
Государство создает условия для развития инициативного труда, частной инициативы на всех уровнях, при этом заботясь о защите нетрудоспособных слоев населения. В посткризисное время «социальная безопасность» для граждан Казахстана подразумевает внедрение принципа прагматизма в социальную политику, осмысление самого понятия «справедливости» через призму пользы или вреда для нации в целом.
Новый смысл приобретает также понятие казахстанского патриотизма. Новый казахстанский патриотизм выступает интегративной основой общественного сознания полиэтнического народа Казахстана. Его основными чертами являются: отказ от иждивенческих настроений и опора на свои силы, получение образования и квалификации, расширение знаний и кругозора, совершенствование умений и навыков, использование возможностей, предоставляемых государством.
За истекшие 22 года произошла не только модернизация экономики и политики Казахстана, но и что особенно следует отметить, модернизация сознания человека, изменение мышления в решении социальных проблем, направленность на гармонизацию личных интересов с интересами страны. Постепенно в прошлом остаются патерналистские настроения, прагматичный эгоистичный настрой, технократизм экономических и социальных программ развития. На повестке дня – возвращение к высшим нравственным основам, духовным ценностям, усиление воспитательного компонента в процессе обучения наряду с образовательным.
Сегодня необходимо как никогда ранее уделить особое внимание воспитанию личности. Главным фактором дальнейшего качественного развития нашей страны, ее конкурентоспособности является человеческий капитал, выступающий как основа инновационного развития независимого Казахстана. Несомненно, что значимость и роль человеческого капитала особенно ярко проявились в условиях финансово-экономического кризиса. Его преодоление возможно лишь на пути развития человека, его творческих возможностей. Поэтому задача развития человеческого капитала должна формулироваться как ключевая государственная задача модернизации целого ряда современных секторов – образования, культуры, здравоохранения, науки, которые необходимо рассматривать, в первую очередь, как сектора капитализации человеческого потенциала независимого Казахстана.
Новая парадигма образования как ключевого звена формирования и наращивания человеческого капитала должна привести к становлению нравственной, активной предприимчивой личности, обладающей собственным достоинством, прочными убеждениями, знанием своих прав и умением защитить их, уважением к законам и стремящейся их соблюдать, осознанием своих способностей и основанных на них возможностей, умеющей самостоятельно, убедительно и доказательно обосновать свое решение и активно, настойчиво реализовать его, используя все законные возможности правового демократического общества. Именно такая личность, творческая, созидательная, открытая, многогранная, цельная, гармоничная, с большим внутренним духовным миром, востребована и всегда будет востребована постиндустриальным, информационным обществом. Вот почему современное образование должно быть ориентировано на "человекосозидание", на человека, обладающего креативно-творческим и позитивно-критическим мышлением.
В условиях глобализации увеличиваются потоки информации, товаров, капиталов, услуг, которые ныне приобрели планетарный масштаб. Активность и степень участия страны в глобальных процессах определяется, прежде всего, конкурентоспособностью ее экономики, т.е. способностью производить товары, отвечающие мировым стандартам, и, следовательно, востребованные на мировых рынках. При этом главным активом инновационности страны является наличие высококлассных исполнителей, эффективно использующих накопленный опыт, квалификацию и знания (в емком виде – человеческий капитал), и обеспечивающих их доведение до конечного потребителя.
Мировая практика показывает, что на современном этапе развития производительных сил решающим фактором экономического роста являются инвестиции (вложения), связанные с формированием и развитием человеческого капитала. И, действительно, по данным Всемирного банка, основанным на изучение экономик 192 стран мира, только 16% экономического роста обусловлена физическим капиталом, 20% – природным, 64 %– человеческим капиталом.
Индустриально-инновационное развитие любой страны, в том числе и Казахстана, требует колоссальных затрат и ресурсов в качественную подготовку и развитие собственного человеческого капитала. Ведь только высококвалифицированные работники и успешные предприниматели являются мощным гарантом достижения высокой экономической эффективности того или иного социума.
Под человеческим капиталом в обществоведческой литературе понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков, а также моральных мотивов и установок. Являясь функциональной составляющей инновационного производства, человеческий капитал обобщает знания, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью. Он выступает формой реализации интеллектуальных, нравственно и культурно ориентированных способностей человека, ведет человека к созданию нового, ранее неизвестного знания, обеспечивающего получение интеллектуальной выгоды и различного рода преимуществ перед конкурентами.
Человеческий капитал в аспекте интеллекта, образованности и квалификации людей играет главенствующую роль в формировании конкурентоспособной среды. Складывается новый мировой порядок, когда индустриально-инновационное развитие страны подразумевает высокие качественные параметры работников. Перед Казахстаном в этом плане стоит сложнейшая проблема созидательного формирования и качественного наращивания собственного человеческого капитала, от которого зависит, войдет ли он в число 30-ти наиболее развитых стран, как это намечено в Послании Президента Республики Казахстан Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства».
Человеческий капитал представляет собой очень сложное и по своей сути комплексное социально-культурное и экономическое явление. Оно само вбирает в себя такие разнопорядковые явления, как вклад образования в экономический рост, спрос на образование и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда и т.д.
Под человеческим капиталом понимаются, с одной стороны, совокупность производственных способностей современного работника, с другой, инвестиции государства, предприятия и самого человека на формирование и постоянное совершенствование этих способностей.
Благодаря двум американским ученым, экономистам Теодору Шульцу и Гарри Беккеру во второй половине ХХ века была создана теория человеческого капитала. За свои разработки по данному разделу экономического анализа они оба были удостоены звания лауреатов Нобелевской премии.
Сам термин «человеческий капитал» впервые появился в работах Т. Шульца, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Он заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Что касается Т. Беккера, то он создал теоретико-практическую модель человеческого капитала и издал по этому поводу монографию «Человеческий капитал».
Реализация казахстанской социальной модели базируется на принципах единства и взаимодействия экономических, социальных и экологических проблем. Основу такой модели составляют: устойчивый экономический рост и проведение экономической политики, способствующей созданию «информационного», «постиндустриального» общества в Республике Казахстан.
Важнейшей подсистемой казахстанской социальной модели является социально-трудовая сфера. Она определяется наличием необходимых условий для формирования и развития профессионально-квалификационного и интеллектуального капитала общества, высокой степенью защиты интересов работников, соблюдением их прав в сфере труда и занятости. Важно отметить, что данная подсистема дает возможность нашим людям развивать свои созидательные способности.
Человеческий капитал: профессиональная квалификация, здоровье, образование, интеллектуальный потенциал являются главными факторами устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности страны. Ведь именно эти социальные компоненты человеческого капитала непосредственно связаны с экономическими факторами – трудовой активностью, уровнем доходов и качеством потребления, конкурентоспособностью рабочей силы. Иначе говоря, социальные факторы воздействуют на экономические процессы через человеческий капитал.
В свою очередь, повышение качества человеческого капитала, т.е. его наращивание зависит от состояния и уровня развития отраслей социального комплекса - образования, здравоохранения, науки, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Социально-экономическую основу для устойчивого экономического развития составляют отрасли и сферы образования, науки, здравоохранения, культуры. Поэтому в современном Казахстане функции государства меняются в сторону увеличения расходов и инвестиций, направляемых на образование, науку, здравоохранение, социальное обеспечение, создание новых рабочих мест, жилищную политику.
Это говорит о том, что задача развития человеческого потенциала в независимом Казахстане формулируется как ключевая государственная задача модернизации целого ряда современных социальных секторов – образования, культуры, здравоохранения, науки. Все они являются составными элементами казахстанской социальной модели.
В Послании Президента Н.Назарбаева «Казахстан - 2050», имеющего колоссальное стратегическое и эпохально-историческое значение, подчеркивается актуализация создания экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирования конкурентоспособного человеческого капитала. Идея Главы казахстанского государства заключается в том, что инновационная политика Казахстана сейчас и на перспективу должна быть по содержанию и сути именно творческим проектом, целью которого должно являться наращивание образовательно-культурного капитала и творческой активности личности и социальных групп, прежде всего семьи, конкретного коллектива-персонала фирм, предприятий, организаций (больших, средних, малых). В Казахстане началась огромная созидательная работа всего общества и всех граждан, всех государственных структур по формированию конкурентоспособного человеческого капитала, отвечающая вызовам ХХІ века.
В этом масштабном архиважном процессе для исторической судьбы нашей страны в ХХІ веке важнейшая роль принадлежит государственной идеологии. Ведь идеология, как теоретический уровень общественного сознания, формулирует цель развития социума и без нее не может быть управляемого общественного развития. Новая общественная идеология и, в целом, новое казахстанское общественное сознание, должны нацелить каждого казахстанца на то, что главной формой богатства страны становится опережающей уровень интеллектуального и духовного развития населения, принимающий форму человеческого капитала и обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере человеческой деятельности.
Мухтар Изотов, доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК