Международное сотрудничество нуждается в модернизации
Для международного сотрудничества наступают тяжелые времена. Растут протекционизм и торговые споры, вызывают тревогу отсутствие обеспокоенности относительно общих интересов, таких, например, как изменение климата. Мир, похоже, отворачивается от многосторонности.
И все же сотрудничество остается одной из наших лучших надежд на решение самых сложных задач человечества, связанных с развитием. Так же, как план Маршалла восстановил Европу, разрушенную войной, а Цели развития тысячелетия подняли около 471 млн. человек из крайней нищеты, повестка дня в области международного развития по-прежнему способна давать результаты - благодаря объединенному потенциалу Программы устойчивого развития до 2030 года, Программе действий, принятой в Аддис-Абебе, и Парижскому соглашению по климату.
Но данная программа не может продолжать использовать традиционное мышление и инструменты, предназначенные для стран, которые больше не рассматриваются как “развивающиеся” или “наиболее нуждающиеся”, поскольку они прошли определенный порог с точки зрения среднего дохода на душу населения. Эта проблема особенно актуальна в Латинской Америке и странах Карибского бассейна, где многие страны добились большего ВВП на душу населения, но по-прежнему сталкиваются с серьезными проблемами и препятствиями структурного характера на пути к долгосрочному процветанию.
Как международное сообщество может помочь таким странам, как эти, преобразовать выгоды от увеличения доходов в выгоды устойчивого развития? Как можно поделиться опытом и уроками этих стран со странами, находящимися в подобных ситуациях? На наш взгляд, ответом является принятие нового и более эффективного комплекса средств для оценки проблем и реализации решений - подход, который мы называем “развитие в переходный период”. В данном контексте, четыре ключевых направления требуют немедленного и постоянного внимания.
Во-первых, заинтересованные стороны должны изменить способ оценки прогресса. Обычно используемые индикаторы уровня дохода, такие, как ВВП на душу населения, слишком ограничены для того, чтобы отразить сложность состояния страны в области развития, и поэтому необходимы новые подходы и методологии. Например, показатели благосостояния и структурные недостатки дают лучшее представление о социально-экономическом здоровье, которое должно включать общую среду. Данные о качестве жизни, устойчивости, здравоохранении, образовании и другие показатели являются лучшими ориентирами по планированию развития, чем только уровни дохода.
Во-вторых, поскольку не существует единого подхода к человеческому развитию, страны должны разработать стратегии, адаптированные к их потребностям. Более того, для эффективного планирования развития требуются процессы участия, которые учитывают вклад региональных и местных субъектов и чувствительны к глобальным общественным благам. Лучшие планы сочетают национальные амбиции с признанием местных экономических реалий, включая приоритеты и компромиссы, позволяющие правительствам на всех уровнях проявлять гибкость в их реализации. В целях обеспечения согласованности и укрепления международного сотрудничества они должны опираться на Программу 2030 года.
В-третьих, страны должны решить проблемы финансирования, которые возникают по мере развития. Когда экономики достигают более высоких доходов, им часто приходится сталкиваться с уменьшением потоков официальной помощи на развитие и других источников капитала. Но, поскольку во многих странах относительно низкие показатели доли налоговых поступлений к ВВП, мобилизация внутренних ресурсов для расходов на развитие может быть сложной и может потребовать международного сотрудничества для разработки и осуществления налоговых реформ для поддержания макроэкономической стабильности, в то же время улучшая социально-экономическое здоровье.
И наконец, миру нужны новые формы сотрудничества. Во многих областях, региональные и международные системы управления вытеснили двусторонний подход. Странам необходимо углубить существующие партнерские отношения и стремиться к созданию новых. Варианты расширенного взаимодействия включают сотрудничество Юг-Юг и трехстороннее сотрудничество, обмен знаниями, передачу технологий и коллегиальные диалоги по вопросам политики. Впервые Программа устойчивого развития до 2030 года предусматривает серию общепринятых мер с тем, чтобы все страны могли общаться в рамках тех же параметров.
В духе реформы, наши организации объединили усилия по созданию Регионального фонда для развития в переходный период для Латинской Америки и стран Карибского бассейна инициативы, призванной помочь странам региона достичь своих целей в области развития, во время их продвижения к повышению уровня доходов. Этот механизм, который был создан для оказания помощи странам в их признании, разработке и внедрению решений в целях достижения Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, может стать важным шагом на пути ко второй Конференции высокого уровня Организации Объединенных Наций по Сотрудничеству Юг-Юг (BAPA + 40) в следующем году в Буэнос-Айресе.
Но для достижения успеха в улучшении результатов в области развития, страны должны быть мотивированы чем-то большим, чем их собственные интересы. Как отметил в мае Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, на 37-й сессии Экономической комиссии ООН по Латинской Америке и странам Карибского бассейна, одним из лучших способов сделать это является переопределение параметров самого развития.
С этим нельзя не согласиться. В эпоху, когда преимущества многосторонности подвергаются сомнению, именно по мере нашего приближения к экологическим пределам планеты, растет неравенство доходов, а инновации и технологии преобразовывают то, как люди учатся и работают, мир нуждается в более справедливом и совместном подходе к глобализации. И одним из наиболее эффективных способов этого добиться, является модель устойчивого развития, которая не оставляет никого позади.
Алисия Барсена Ибарра, Исполнительный секретарь Экономической комиссии Организации Объединенных Наций по Латинской Америке и странам Карибского бассейна
Стефано Мансервиси, Генеральный директор по международному сотрудничеству и развитию Европейской комиссии
Марио Пеццини, Директор Центра развития Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по развитию
Copyright: Project Syndicate, 2018