суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Против кого стали дружить Индия и Япония?

В ходе своего недельного тура по Азии вице-президент США Майк Пенс продвигал идею «свободного и открытого» Индо-Тихоокеанского региона, которому свойственны беспрепятственные торговые потоки, свобода навигации, уважение к принципам верховенства закона, национальному суверенитету и существующим границам. Вопрос в том, является ли такая концепция Индо-Тихоокеанского региона, свободного от «авторитаризма и агрессии», реализуемой.

Одна страна явно готова внести свой вклад в реализацию этой концепция – Япония. Более того, японский премьер-министр Синдзо Абэ является инициатором идеи «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», которая легла в основу новой стратегии президента Дональда Трампа, пришедшей на смену беспорядочному «повороту» к Азии Барака Обамы.
Исторически Японии свойственно прыгать выше головы на международной арене, а сейчас она реагирует на набирающий вес Китай, укрепляя собственные позиции в регионе. Опираясь на свои существенные активы (третьей по размерам в мире экономикой, значительными навыками в сфере высоких технологий, а также армией, которая недавно освободилась от некоторых юридических и конституционных ограничений), Япония расширяет геополитическое влияние.
Высококлассный военно-морской флот Японии начал проводить операции далеко за пределами территориальных вод страны с целью закрепить свои позиции в регионе. Например, стремясь оспорить претензии Китая в Южно-Китайском море, японская подводная лодка и три эсминца провели в сентябре в этом море учения. «Готовность Японии участвовать в обеспечении азиатской безопасности, – заявил недавно бывший министр обороны США Эш Картер, – превращает её в крайне важного игрока в регионе».
Но создание свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона – это задача не для одной страны, действующей в одиночку. Достижение стабильного баланса сил, который необходим для реализации концепции Пенса, потребует единства от всех крупных демократических стран региона – от Японии и Индии до Индонезии и Австралии.
Хорошая новость в том, что Абэ, похоже, понимает важность сотрудничества между демократическими державами Азии. Например, обсуждая естественный альянс между самой богатой демократической страной региона и самой крупной, он заявил: «Сильная Индия выгодна Японии, а сильная Япония выгодна Индии».
Помня об этом, Абэ и его индийский коллега, Нарендра Моди, недавно провели саммит, открывший путь к заключению военно-логистического договора, который обеспечит вооруженным силам двух стран доступ к базам друг друга. Помимо утверждения формата совместного диалога «два плюс два» с участием министров иностранных дел и обороны двух стран, Абэ и Моди договорились расширять сотрудничество в военно-морской сфере и по вопросам безопасности на море, а также осуществлять совместные проекты в третьих странах, включая Мьянму, Бангладеш и Шри-Ланку, с целью усиления стратегических взаимосвязей в Индо-Тихоокеанском регионе.
На этом саммите Япония и Индия выступили с новым девизом двусторонних отношений: «Общая безопасность, общее процветание и общая судьба». Радушие и товарищество, которое демонстрировали Абэ и Моди в ходе своей встречи, проходившей в личном загородном доме Абэ рядом с горой Фудзи, ярко контрастировали с каменными выражениями лиц и угрюмыми рукопожатиями, наблюдавшимися всего двумя днями ранее, когда Абэ встречался с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине.
Сотрудничество между Индией и Японией стало развиваться, среди прочего, благодаря трёхсторонним военно-морским учения Индии, Японии и США «Малабар». Эти учения превратились в важный компонент усилий, направленных на защиту свободы навигации и авиаполётов в Индо-Тихоокеанском регионе, через который перевозится две трети объёмов мировой торговли. Если Индия подпишет военно-логистическое соглашение с Японией (аналогичное соглашению, уже заключённому с США), тогда ВМФ Индии получит новые возможности для расширения присутствия в западной части Тихого океана, а Япония сможет демонстрировать свою военно-морскую мощь в Индийском океане.
К счастью, отношения между четырьмя ключевыми морскими демократическими странами Индо-Тихоокеанского региона – Австралией, Индией, Японией и США – сейчас крепки, как никогда; их отличают связи на высоком уровне и обмен разведданными. Этим странам следует институционализировать данную инициативу «четырёх», в которой пара Индия-Япония формирует краеугольный камень усилий по расширению сотрудничества в регионе.
Впрочем, на пути подобного сотрудничества возникнут серьёзные препятствия. Начать с того, что отношения между Японией и другим ближайшим союзником Америки в Восточной Азии – Южной Кореей – до сих пор остаются в заложниках у истории.
Вопрос о «женщинах для утешения», то есть кореянках, которых принуждали к оказанию сексуальных услуг японским солдатам во время Второй мировой войны, уже давно вызывает особое напряжение. Соглашение, подписанное в 2015 году Абэ и бывшим президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, должно было урегулировать этот вопрос «навсегда»: Япония принесла свои извинения и внесла миллиард иен ($8,8 млн) в фонд, созданный, чтобы помочь жертвам.
Но в начале этого года преемник Пак Кын Хе – Мун Чжэ Ин – отверг это соглашение, утверждая, что оно неадекватно удовлетворяет жертв и общество. А недавно Верховный суд Южной Кореи обязал крупную японскую сталелитейную компанию выплатить компенсации «жертвам принудительного труда» в период колониального правления Японии в Корее, хотя двустороннее соглашение 1965 года должно было урегулировать «полностью и окончательно» все подобные претензии.
Недружественные отношения между Японией и Южной Кореей напрямую играют на руку Китаю. Хотя Южная Корея, конечно, не должна игнорировать свою историю, ей следует найти способ перевернуть страницу колониального подчинения и сформировать новые, взаимовыгодные отношения с Японией, во многом так же, как это сделали Индия, Тайвань, Филиппины и Индонезия в отношениях со своими бывшими колонизаторами.
Другая потенциальная помеха союзу Индо-Тихоокеанских демократических стран – внутренняя нестабильность в ключевых странах. Например, в стратегически расположенной Шри-Ланке президент Майтрипала Сирисена уволил премьер-министра Ранила Викрамасингхе (хотя у того имеется парламентское большинство) и объявил внеочередные выборы, хотя конституция не даёт ему полномочий делать ни того, ни другого. Ослабление демократии в этой стране может иметь стратегические последствия для экономически интегрированного, но политически расколотого Индо-Тихоокеанского региона.
И всё же, углубление отношений между Японией и Индией служит важной цели – предотвратить возникновение китаецентричной Азии. Если Япония и Индия, самые влиятельные страны региона после Китая, сумеют, опираясь на свои отношения, обеспечить прогресс на пути к более широкому союзу демократических стран региона, тогда концепция свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона сможет в итоге оказаться вполне реализуемой.

Брахма Челлани – профессор стратегических исследований в Центре политический исследований (Нью-Дели), научный сотрудник Академии Роберта Боша (Берлин), автор девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: Новое поле битвы в Азии», «Вода, мир и война: Преодоление глобального водного кризиса».
Copyright: Project Syndicate, 2018. www.project-syndicate.or 

Брахма Челлани
Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33