четверг, 23 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Бессмысленные санкции Америки против Ирана

Санкции против Ирана, введенные Соединенными Штатами в начале этого месяца, направлены на то, чтобы изолировать страну экономически и вызвать либо смену режима, либо резкое изменение его поведения. Американские официальные лица назвали последние санкции – их второй этап, начиная с августа – «самыми жесткими» в истории Ирана.

И все же, несмотря на трудности, которые санкции создадут для рядовых иранцев, они вряд ли приведут к тем результатам, на которые рассчитывает президент США Дональд Трамп.

Эти санкции были наложены вслед за выходом Трампа в мае из ядерной сделки с Ираном от 2015 года, известной как «Совместный всеобъемлющий план действий» (JCPOA). В соответствии с этой договоренностью Иран согласился развивать ядерные технологии только в мирных целях в обмен на освобождение от всех «ядерных» санкций ООН и США.

Но JCPOA никогда не нравился Трампу, он возмущался, что «очень плохая сделка» не помешает Ирану в будущем разрабатывать ядерное оружие, не нацелена на ракетную промышленность Ирана и, по сути, игнорирует «деструктивное» поведение Ирана в регионе – например, его вмешательство в Сирии, Ираке и Йемене. Главные противники Ирана в регионе, Израиль и Саудовская Аравия, обеспокоены тем же.

Пока лидеры Ирана отвечают на возобновление американских санкций неповиновением. Они пообещали придерживаться JCPOA (и в то же время наращивают обычные вооружения и продолжают преследовать свои интересы в регионе). Другие подписавшие стороны также следуют договору; лидеры Великобритании, Китая, Франции, Германии и России, а также Европейского союза и Международного агентства по атомной энергии поддерживают позицию Ирана и настаивают на том, что он полностью соблюдает условия JCPOA.

Конечно, давление со стороны США ощутимо. Хотя западные и азиатские лидеры пообещали не подчиняться экстерриториальным санкциям Америки – нацеленным на третьи стороны, ведущие дела с Ираном, – иностранные фирмы, инвестировавшие в Иран после подписания JCPOA, начали уходить из страны. Безусловно, после нынешнего раунда санкций отток станет еще больше.

В результате и без того хрупкой иранской экономике неизбежно будет нанесен еще более сильный удар, что угрожает дальнейшим снижением курса местной валюты и ростом цен. Быстрое падение уровня жизни иранцев уже вызвало общественные волнения, хотя режим смог остановить эти протесты, обвинив во всем Америку.

Тем не менее, способность Ирана справляться с санкциями нельзя недооценивать, особенно с учетом укрепления экономических и торговых связей режима с ключевыми партнерами, в том числе Россией, Китаем и Индией. В случае России двустороннее взаимодействие теперь распространяется не только на продажу оружия и стратегические партнерские соглашения – особенно в Сирии, – но и на прямые инвестиции. Например, российские энергетические компании осуществляют в Иране разведку нефти и газа на сумму до 50 миллиардов долларов, а страна в это время разрабатывает крупнейшее в мире месторождение природного газа Южный Парс.

Китай, между тем, предоставляет финансирование и техническую помощь многим проектам, от железных дорог до больниц. В прошлом году китайская государственная инвестиционная компания CITIC Group открыла кредитную линию на сумму 10 миллиардов долларов, а Китайский банк развития пообещал еще 15 миллиардов долларов. И поскольку Китай – одна из восьми стран, на которые в течение шести месяцев не распространяются американские санкции, он будет продолжать покупать у Ирана до 11% его нефти.

Наконец, Индия, которая также получила временное освобождение от санкций США, по-прежнему привержена добрососедским отношениям с Ираном по двум причинам. Во-первых, Индия импортирует более 10% нефти из Ирана; замена этого поставщика обошлась бы дорого. Во-вторых, Индия в сотрудничестве с Ираном построила иранский глубоководный порт Чабахар в Оманском заливе, чтобы получить доступ в Афганистан и Центральную Азию в обход своего регионального конкурента Пакистана.

Позиция Индии должна вызывать у Трампа особенную тревогу. С одной стороны, он призвал ее играть более важную роль в Афганистане в рамках американской стратегии выхода из этого конфликта. С другой – Трамп не может поддержать стратегическое взаимодействие Индии с Ираном.

Эти факторы – а также решимость ЕС поддерживать JCPOA, возможная перепродажа иранской нефти в Европу Россией и финансовая активность Ирана в Ираке и в других местах – помогут Ирану смягчить удар от санкций.

Все это не означает, что лидеры Ирана могут вздохнуть с облегчением. Напротив, Иран сталкивается с серьезными финансовыми ограничениями. Но, как санкции США в отношении Ирака в 1990-х годах не привели к свержению Саддама Хусейна, так и нынешние санкции вряд ли приведут к смене режима в Иране. Хотя иранский народ, без сомнения, пострадает, режиму, скорее всего, удастся в достаточной степени разжечь националистические настроения и привлечь внешнюю поддержку, чтобы предотвратить любую угрозу своему выживанию.

Амин Сайкал - профессор политологии и директор Центра арабских и исламских исследований (Ближний Восток и Центральная Азия) в Австралийском национальном университете, автор готовящейся к выходу книги «Подъем Ирана: выживание и будущее Исламской Республики».

Copyright: Project Syndicate, 2018. www.project-syndicate.org 

Амин Сайкал
Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33