Корпорации должны использовать свое влияние для стимулирования социальных изменений
В своем последнем отчете Межгосударственная комиссия по климатическим изменениям (МГЭИК) предупредила, что без «быстрых и далеко идущих» изменений в управлении землепользованием, энергетикой, промышленностью, зданиями, транспортом и городами ущерб нашей планете может быть необратимым. Идея ясна: нам нужны совместные усилия в глобальном масштабе, чтобы изменить нашу нынешнюю траекторию. И, учитывая, что многие из самых сложных задач в области устойчивого развития, с которыми сталкивается мир, связаны с тем, как ведется бизнес, единственный разумный путь вперед – это изменить способ ведения бизнеса.
Это может несколько обескураживать, но у нас уже есть структура для руководства такой трансформацией: Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН. ЦУР, принятые в сентябре 2015 года 193 странами, призваны обеспечить «более устойчивое будущее для всех» к 2030 году, что, в свою очередь, позволит улучшить деловую среду. По оценке Комиссии по бизнесу и устойчивому развитию, достижение ЦУР может принести прибыль мировой экономике в размере 12 трлн долларов США и привести к созданию 380 млн рабочих мест к концу следующего десятилетия.
С учетом того, что можно так много выиграть – или проиграть от бездействия – частный сектор начинает концентрироваться на связи между прибылью и устойчивым развитием. Согласно последнему отчету Этической корпорации о тенденциях ответственного бизнеса, 69% опрошенных руководителей компаний сообщили, что они интегрируют ЦУР в свои стратегии. Одновременно количество компаний, получивших Сертификат B Corp, который определяет степень социальной и экологической эффективности фирмы, за последние годы увеличилось.
Глобальные финансы также постепенно движутся к устойчивости. Например, используемые экологические, социальные и управленческие активы составляют не менее 22 трлн долларов; 82 трлн долларов выделено на Принципы ответственного инвестирования ООН; 32 трлн долларов определили на цены на углерод; даже рынок «зеленых облигаций» растет в геометрической прогрессии. Эта динамика имеет значение, потому что поддержка финансового рынка важна для достижения поставленных целей устойчивого развития.
И все же, чтобы поддержать этот прогресс, компании должны признать, что даже в глобальной цепочке создания стоимости невозможно передать корпоративную ответственность по принципу аутсорсинга. Наоборот, международные корпорации должны использовать свое влияние на рынок для стимулирования социальных изменений. Возьмем, к примеру, компанию, которой я руковожу, Unilever: 2,5 миллиарда раз в день кто-то где-то использует один из наших продуктов, распределенных через цепочку поставок, куда входят более 80 тыс. поставщиков и почти два миллиона фермеров, которые, в свою очередь, поддерживают города с миллионным населением. Такой размах дает Unilever возможность вкладывать в ЦУР и извлекать из них пользу; что мы и стремимся делать.
В 2009 году мы ввели в действие План устойчивого развития Unilever – проект поддержания наших показателей в области социальных, экологических и экономических целей. Эти цели включают укрепление здоровья и благополучия более миллиарда человек, уменьшение воздействия на окружающую среду, связанного с производством и использованием нашей продукции, и повышение уровня жизни миллионов работников. Данный подход позволил нам быть более дальновидными в определении проблем и возможностей нашего бизнеса.
С помощью наших ресурсов и брендов мы также боремся с такими ключевыми проблемами развития, как плохое питание, санитария и гигиена; изменение климата и вырубка лесов; права человека; обучение навыкам и равенство в получении работы. И мы сделали все это с почти 300-процентной доходностью за десять лет и 19-процентной доходностью от акционерного капитала, показав, что возможно использовать цели, ориентированные на развитие, на пользу акционерам и заинтересованным сторонам. Я не утверждаю, что успех пришел легко или что наша работа закончена. Хотя я ухожу из Unilever в конце 2018 года, я уверен, что компания, которой я руководил более десяти лет, продолжит совершенствовать бизнес-процессы с целью повышения устойчивости.
Ключом к решению мировых социальных и экологических проблем является использование возможностей рынков и создание коалиций для повышения эффективности. Последняя ЦУР, сотрудничество в отношении целей (ЦУР 17), отражает эту мысль и побуждает лидеров делового мира сотрудничать с государством и гражданским обществом в деле достижения ЦУР. Хороший пример воплощения в жизнь ЦУР 17 – Коалиция по использованию земли и продовольствия, глобальная сеть руководителей предприятий, ученых, политиков, инвесторов и фермеров, которая работает над преобразованием разрозненных и сложных продовольственных систем мира. Одним из ключевых направлений деятельности этой коалиции является налаживание связи между производством и потреблением.
Нам нужно больше таких действий; будущее мировой экономики теперь зависит не от того, будем мы действовать или нет, а от того, сколько времени нам потребуется на это. Несмотря на некоторый прогресс в осуществлении ЦУР за последние три года, мы движемся недостаточно быстро. Как однажды сказал Уинстон Черчилль: «Я никогда не беспокоюсь о действиях, только о бездействии». Эта мудрость должна формировать наш подход к бизнесу и реализации ЦУР сегодня. Мир, который мы хотим для наших детей, наступит только тогда, когда мы выберем действие, а не равнодушие, смелость, а не комфорт и солидарность, а не разделение.
Пол Полман – главный управляющий компании Unilever и член Лидерского совета Сети для выработки решений в области устойчивого развития (SDSN).
Copyright: Project Syndicate, 2018. www.project-syndicate.org
Иллюстрация из открытых источников.