Россия – наследница Чингисхана?
2019 год особый для евразийского пространства – в этом году планируется широко отметить 750-летие основания Золотой Орды. Центр проведения – Казань. Праздновать это мероприятие собираются и казахи. Правда, не так широко, как того оно заслуживает. Особенно, если учесть, что вновь интегрирующаяся Центральная Азия имеет не меньше, если не больше оснований считать себя наследницей великой цивилизации.
Однако, несмотря на огромную популярность и чувство сопричастности к этой великой средневековой империи со стороны населения нашего региона, мы стыдливо топчемся у ее порога, не имея ни мужества, ни достаточных знаний, чтобы воспользоваться ее наследием.
Можно привычно обвинить в этом тоталитарное советское прошлое, но прошло уже достаточно времени для того, чтобы по крайней мере осознать ценность своей утраченной значимости. Особенно потому, что никакой другой продуктивной концепции самоидентификации предложено не было.
Впрочем, пока Казахстан робко пытается продвигать так и не воспринятый толком Рухаги Жангыру, узбекский президент дал распоряжение проработать концепцию этногеографической общности народов Центральной Азии. Аналитические и образовательные центры Ташкента начали систематизацию исторических событий, протекавших со времен древних родоплеменных отношений. При этом, в основу концепции заложена теория «пассионарности», т.е. способность отдельных выдающихся личностей стать ядром этнического объединения. Будет замечательно, если в ближайшее время мы станем свидетелями масштабной пропагандистской кампании, направленной на объединение Центральной Азии под чутким руководством Назарбаева и Мирзиеева. И вот как раз Золотая Орда могла бы быть для этого более чем достаточным и культурно-историческим, и гуманитарным обоснованием. Правда в том, что судьбы народов евразийского пространства настолько тесно переплетены, что гораздо продуктивней гордиться общими достижениями, чем бесконечно припоминать взаимные обиды.
Ну а пока именно Россия, по какому-то недосмотру сохранившая свой интеллектуальный потенциал, похоже, может наиболее правильно воспользоваться ситуацией.
Если торжества в Казани на первый взгляд похожи на попытку «выхода из под контроля», то на самом деле, возможно, Россия меняет свою идеологическую платформу. После фактического провала неоимперской концепции «собирания земель русских» в воспаленном воображении российских пропагандистов все уютней себя чувствует мысль о евразийстве. Безусловно, это более глубокая и перспективная концепция, имеющая, по крайней мере, историческую и гуманитарную основу. Правда, Россия вновь заботливо выбрала себе роль точки сбора. Чингисхан в российской риторике стремительно превращается из варвара-завоевателя в основателя русско-туранской России-Евразии. Бывшие «чучмеки»: татары, киргизы, башкиры, чуваши, якуты, буряты, монголы теперь стали называться туранскими народами, их охотно стали подпускать к управлению государством наравне с русскими, а скуластые лица перестали считаться признаком «варварства».
Более того, как теперь выясняется, именно при Золотой Орде начался расцвет русских. Да, Бату-Хан пожег несколько городов, отнимал продовольствие, как и все армии во время войны, но позже он освободил русские земли от налогов с тем, чтобы побыстрее восстановить экономику. Помимо этого, именно на период Золотой Орды пришелся расцвет православия, появились многочисленные монастыри, полностью освобожденные от налогов.
Одним словом, празднование юбилея Золотой Орды рассматривается как реинкарнация великого цивилизационного проекта Чингис Хана.
Справедливости ради надо сказать, что в России, как и в нашем регионе, осознание того, что Золотая Орда была не только развитой финансово-экономической системой, а цивилизацией с мощной этической основой, началось уже несколько лет назад. Многочисленные интервью и дискуссии на эту тему набирают сотни и миллионы просмотров. Подсознательное коллективное ищет ответы на вопросы о своем прошлом, чтобы найти ориентиры для будущего.
Однако все попытки превратить Евразию в современный проообраз Золотой Орды обречены на провал без ее этической основы. Подобному тому, как все чаще звучат признания о том, что истинной причиной экономических кризисов на западе является нарушение принципов протестантской этики, так и искусственные образования типа ЕАЭС едва ли создадут тот общий экономический рынок, необходимость которого очевидна, но не достаточна. Это понимали даже в СССР, в котором были гениально воссозданы все древние обряды инициации (пионерия, комсомол, коммунисты), а в основе создания лежала вечная мечта о справедливости и равенстве, на более примитивном уровне – союз серпа и молота. Достаточно сказать, что экономически и территориально СССР развалился, но в наших головах он умрет вместе с нами.
Притягательность этического кода кочевников для современников кроется в том, что она, как ни странно, удивительно точно соответствует современному мирооощущению людей, в просторечии именуемой глобализацией.
Напомним, что тенгрианство свело весь усложненный позднее мировыми религиями свод заповедей к двум законам: свободы и доверия. Этими законами были пронизаны и отношения между людьми, и между человеком и богом, и между человеком и государством.
Именно поэтому официальной государственной религии в монгольской империи не было: шаманисты и буддисты, мусульмане и христиане вполне себе мирно управляли этим огромным пространством. Однако важно была сама религиозность, вера как некая нравственная конструкция, которую содержит в себе человек.
Веротерпимость тем не менее гармонично дополнялась достаточно жесткой иерархией управления. При этом преданность поощрялась, предательство жестоко наказывалось.
К счастью, не обладая знаниями современных политтехнологов, в монгольской империи уже тогда существовало неглавное правило. Очень точно описывает его российский исследователь Н. C. Трубецкой:
«Людей рабской психологии он (Чингисхан) держал тем, чем только и можно их держать, - материальным благополучием и страхом. Таким образом, люди рабской психологии были у Чингисхана в руках. Но этих людей он к правлению не подпускал». А вот «весь военно-административный аппарат составлялся только из людей второго психологического типа, организованных в стройную иерархическую систему, на высшей ступени которой пребывал сам Чингисхан». Речь идет о кочевниках, для которых материальная блага не имели большого значения. Их правитель должен быть героическим воплощением их собственных идеалов личной доблести, достоинства и верности.
Таким образом, тогда, как и сейчас, власть правителя должна опираться не на какое-либо господствующее сословие, не на какую-нибудь правящую нацию и не на какую-нибудь определенную официальную религию, а на определенный психологический тип людей, способных взять на себя ответственность, что тоже можно считать одним из самых ценных завоеваний человечества.
Именно по психотипу, а не по расовой, этнической или сословной принадлежности формировалась административная элита еще несколько столетий назад на территории современной Евразии. К сожалению, сейчас это считается сугубо западными демократическими ценностями.
Таким образом, перефразируя известную фразу, можно сказать, что «Учение Чингисхана современно как никогда, потому что оно верно».
Стремительное развитие технологий не способно подменить совершенно естественную потребность человека в самоидентификации и в самореализации. В конце концов, это стремление как каждого человека в отдельности, так и целых народов.
Поэтому 750-летие Золотой Орды не должно стать очередным помпезным мероприятием, в чем так поднаторели казахи. Не роскошь и количество подаренных чапанов должны стать целью празднеств, а начало концентрированного и глубокого многостороннего диалога о том, как мы, все наследники этой империи, можем воссоздать это нарушенное единство.
Нужно отдать должное татарским и русским ученым за то, как они последовательно продвигают мысль о своем праве быть преемниками Золотой Орды. Но это та основа, на которой можно было бы построить и центральноазиатский процесс. Даже скептики вынуждены признавать, что Турания – это все-таки та территория, где мы когда-то все уживались и только по этой причине мир вынужден был с нами считаться.
иллюстрации из открытых источников