Приостановленный трансатлантизм
Из всей клеветы, с которой выступал Президент США Дональд Трамп, его лживые заявления о Европейском союзе, пожалуй, самые вопиющие.
“Никто не относится к нам так плохо, как Европейский Союз”, - сказал Трамп в октябре. “Европейский союз был создан для того, чтобы использовать нас в торговле, и именно это они и сделали”. Очевидно, ничто не может быть так далеко от истины. Однако, всякий раз, когда я выражаю свою озабоченность по поводу этих комментариев своим друзьям, работающим в администрации Трампа, я всегда получаю один и тот же ответ: игнорируй риторику и твиты; обрати внимание на политику. Должны ли те из нас, кто обеспокоен судьбой давних альянсов Америки, успокоиться этим аргументом?
С одной стороны, некоторые из политик администрации Трампа – не в последнюю очередь значительное увеличение финансирования Европейской инициативы сдерживания – действительно отражают твердую приверженность европейским союзникам Америки. Но, с другой стороны, такого рода политики недостаточно, чтобы воспрепятствовать долгосрочному ущербу, который Трамп наносит трансатлантическим отношениям своей разрушительной риторикой и очевидным презрением к Европе.
Давайте рассмотрим почти двухлетний длинный перечень нападок со стороны Белого дома. С момента своей инаугурации Трамп обвинил мэра Лондона Садика Хана в “очень плохой работе по борьбе с терроризмом”. Он ложно заявил, что преступность в Германии возросла и ссылался на теракт в Швеции, которого никогда не было. Он прямо назвал ЕС “противником”. Он также обвинил Федерику Могерини, Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, в том, что она ненавидит Америку. Сами по себе такого рода заявления (их гораздо больше), являются грубым отклонением от формулировок, которые использовали предыдущие президенты США для описания европейских друзей Америки. Но слова Трампа вызывают еще большее беспокойство по сравнению с языком лести, который он использует, описывая американских противников.
Имеет ли значение, что Трамп поет дифирамбы Президенту России Владимиру Путину и северокорейскому диктатору Ким Чен Юну, в то же время критикуя Канцлера Германии Ангелу Меркель? Недавний опрос показывает, что имеет. В течение последних 18 лет, независимо от того, смотрели ли американцы на Россию с подозрением, презрением или надеждой, республиканцы и демократы, похоже, рассматривали эту страну в основном под одним углом зрения. Но необъяснимая похвала Путина со стороны Трампа разрушила этот двухпартийный консенсус. Согласно опросу Гэллапа за июль 2018 года, на сегодняшний день почти в два раза больше республиканцев чем демократов, рассматривают Россию положительно.
Аналогичным образом, есть доказательства того, что пренебрежительные высказывания Трампа в адрес НАТО подрывают двухпартийную поддержку, которой альянс пользовался на протяжении более 70 лет. Между 2016 и 2018 годами процент республиканцев, которые сказали YouGov, что они хотели выйти из НАТО, подскочил с 17% до 38%, в то время как другие 38% поддержали постоянное членство. Неожиданно партия с давней традицией поддержки военных союзов в настоящее время зашла в тупик по фундаментальному вопросу о НАТО.
Помимо политизации вопросов, которые когда-то были двухпартийными, Трамп также активно подрывает европейский проект. С момента создания ЕС президенты США от обеих партий правильно предположили, что “еще более тесный союз” отвечает национальным интересам Америки. Благодаря Трампу эта традиция пришла к неожиданному завершению. Он не только открыто призвал государства-члены ЕС выйти из блока; он также ввел тарифы на экспорт из ЕС в США. И, отказавшись от ядерного соглашения с Ираном, он саботировал одно из ключевых достижений сотрудничества между ЕС и США последних лет.
Путем ослабления западного единства, оставляя посольские посты по всей Европе незаполненными и совершая личные нападки на европейских лидеров, Трамп сделал свое намерение очевидным. Он лишает американские холдинги трансатлантических отношений и отказывается от традиционной руководящей роли Америки как на мировой арене, так и внутри таких институтов, как НАТО. Хотя Трамп и члены его кабинета, по-прежнему, принимают участие на совещаниях на уровне министров и саммитах, их участие едва ли дотягивает до уровня лидерства.
Рассмотрим саммит НАТО в июле 2018 года. Практически все политические “результаты” уже были согласованы и окончательно доработаны месяцами ранее и были просто представлены в новой формулировке, чтобы дать руководителям НАТО повод что-то отпраздновать. Даже реформа структуры военного командования альянса – жемчужина саммита этого года – была завершена месяцами ранее между министрами обороны. По меньшей мере был достигнут некоторый прогресс в устранении пробелов в боевой готовности и мобильности; но эти достижения были заглушены истерией Трампа по поводу расходов на оборону, важная проблема, которая усугубилась добавленной драмой.
Вместо того, чтобы подталкивать НАТО к решению таких сложных вопросов, как искусственный интеллект и освоение/милитаризация космоса, советники Трампа решили, что просто присутствие их босса - это уже само по себе достижение. Но НАТО может работать на автопилоте только до определенного времени. Четыре или даже восемь лет без контроля со стороны Америки могли бы привести к необратимому снижению решимости, единства и возможностей альянса.
Отношения Америки с Европой всегда были сложны и полны политических споров. Но, в отличие от прошлых президентов, Трамп ставит под сомнение базовую ценность трансатлантических отношений. В своем стремлении это подорвать он поддержал таких, как Путин, Премьер-Министр Венгрии Виктор Орбан и Президент Китая Си Цзиньпин.
Когда 46-й президент Соединенных Штатов вступит в должность, у него или нее не должно быть никаких иллюзий относительно того, что потребуется для устранения ущерба, нанесенного Трампом. Будь то январь 2021 или 2025 года, просто возвращение к послевоенному статус-кво не будет вариантом. Чтобы реинвестировать в трансатлантические отношения, мы должны их сначала пересмотреть. Возможно, в наступающем году не будет слишком рано начать творчески мыслить о новых путях к сотрудничеству.
Джулианна Смит, заместитель советника по вопросам национальной безопасности бывшего вице-президента Джо Байдена, в настоящее время является сотрудником Центра новой американской безопасности и внештатным сотрудником Академии Bosch в Берлине.
Copyright: Project Syndicate, 2018
Иллюстрации из открытых источников