Право на отставку есть у каждого гражданина
Обращение 4 февраля этого Нурсултана Назарбаева в Конституционный Совет с вопросу о том, является ли исчерпывающим установленный пунктом 3 статьи 42 Конституции РК перечень оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики Казахстан, вызвал интерес в обществе.
Однако уже 5 февраля глава государства сделал заявление, где отметил, что с 1995 года по настоящее время в Конституционный Совет им было направлено 22 обращения. Безусловно, последнее никоим образом не связано с выборами Президента РК, которые четко регламентированы законодательством, а проведение досрочных выборов не предвидится. Из этого следует, что обращение Нурсултана Назарбаева в Конституционный Совет является лишь реализацией Главой государства своего конституционного права - получить разъяснение соответствующего положения Конституции, поскольку только данный орган обладает правом официального толкования Основного Закона.
Как юрист, специализирующийся на этом вопросе, я хотел бы, не политизируя его, дать собственное неофициальное научное (доктринальное) толкование ряда конституционных положений, затрагивающих данную проблему.
Действительно, пункт 3 статьи 42 нашей Конституции, казалось бы, дает исчерпывающий перечень оснований прекращения Президентом полномочий: «Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины…».
В контексте обращения Нурсултана Назарбаева в Конституционный Совет речь идет о возможности сложения Главой государства своих полномочий досрочно, по собственной инициативе, то есть, об отставке по собственному желанию. При этом пункт 1 статьи 47 Основного Закона регламентирует лишь процедуру досрочного освобождения Президента от должности при устойчивой неспособности им осуществлять свои обязанности по болезни.
Если обратиться к зарубежному опыту конституционно-правового регулирования досрочного прекращения президентами (в первую очередь, стран-участниц ЕАЭС) своих полномочий путем добровольной отставки, то можно констатировать ряд следующих положений. Так, пункт 2 статьи 92 Конституции РФ устанавливает, что президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Статья 87 Конституции Республики Беларусь определяет, что президент может в любое время подать в отставку. Его отставка принимается Палатой представителей. Пункт 1 статьи 66 Конституции Кыргызской Республики устанавливает, что полномочия президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности. Основываясь на вышеизложенном, можно резюмировать, что действительно, в конституционном законодательстве зарубежных стран - президентских и президентско-парламентских республиках - имеет место быть норма, дающая президентам право на досрочное прекращение своих полномочий путем добровольной подачи заявления об отставке.
Означает ли это наличие пробела в Конституции РК? Ведь буквально два года назад в стране прошла конституционная реформа, которая, на мой взгляд, более или менее оптимизировала систему государственного управления в стране путем перераспределения полномочий между Президентом и другими ветвями государственной власти, внесла ряд существенных новелл и модернизировала некоторые наиболее значимые для граждан, общества и государства конституционные нормы.
Думаю, не следует категорично утверждать о наличии пробела в Основном Законе страны в вопросе возможности досрочного добровольного снятия Президентом своих полномочий. Данное умозаключение основано мною на анализе ряда конституционных установлений.
Во-первых, в пункте 1 статьи 1 Конституции заложена правовая идея о необходимости построения демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. А в правовом государстве, как известно, действует принцип «Разрешено всё, что не запрещено законом». Поскольку конституционное законодательство страны не содержит в себе установленного в императивной форме запрета на досрочное прекращение Президентом РК своих полномочий по собственному волеизъявлению, то право на отставку может быть реализовано Главой государства до истечения его полномочий.
Во-вторых, пункт 1 статьи 14 Конституции прямо устанавливает равенство всех перед законом. Следовательно, лишение Президента права на добровольное досрочное прекращение своих полномочий означает ущемление его прав по отношению к другим категориям физических лиц.
В-третьих, пункт 1 статьи 24 Конституции закрепляет за каждым право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Это означает, что Президент, как и каждый человек, имеет право выбора: работать - не работать, трудиться в иной сфере. При этом Президент Казахстана, как Глава государства, как символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, руководствуется, прежде всего, интересами народа и государства.
Основываясь на вышеизложенном, а также учитывая, что нормы Конституции обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие, беру на себя смелость утверждать, что пробела в Основном Законе в вопросе добровольного и досрочного сложения Президентом Республики Казахстан своих полномочий нет. Один из авторов нашей Конституции, академик Гайрат Сапаргалиев в свое время неоднократно отмечал необходимость бережного отношения к Конституции, необходимость избегать частых изменений и дополнений в Основной Закон страны. Поэтому полагаю, что законодатель мог бы, не внося изменений и дополнений в текст Конституции, внести некоторые коррективы в Конституционный закон РК «О Президенте Республики Казахстан», который является составной частью конституционного законодательства страны.
В частности, в данный закон, в целях избежания двоякого толкования, следует прописать нормы, регламентирующие право Президента РК на добровольное досрочное сложение с себя полномочий путем подачи заявления об отставке и процедуру принятия отставки Президента.
Наряду с вышеуказанными, на мой взгляд, необходимо закрепить в императивной форме в этом же Законе норму, устанавливающую запрет на досрочное сложение Президентом Республики своих полномочий в случае существования реальной угрозы национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности страны. Думается, что данное положение не требует дополнительных пояснений.
В завершение хочу еще раз отметить, что вышеизложенные мною идеи и умозаключения носят доктринальный характер. В любом случае, только Конституционный Совет в соответствии со статьей 72 Конституции может давать официальное толкование норм Основного Закона Республики РК.
Эркин Дуйсенов, ученый-конституционалист, доктор юридических наук
иллюстрации из открытых источников: liter.kz, advantour.com