понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Право на отставку есть у каждого гражданина

Обращение 4 февраля этого Нурсултана Назарбаева в Конституционный Совет с вопросу о том, является ли исчерпывающим установленный пунктом 3 статьи 42 Конституции РК перечень оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики Казахстан, вызвал интерес в обществе.

Однако уже 5 февраля глава государства сделал заявление, где отметил, что с 1995 года по настоящее время в Конституционный Совет им было направлено 22 обращения. Безусловно, последнее никоим образом не связано с выборами Президента РК, которые четко регламентированы законодательством, а проведение досрочных выборов не предвидится. Из этого следует, что обращение Нурсултана Назарбаева в Конституционный Совет является лишь реализацией Главой государства своего конституционного права - получить разъяснение соответствующего положения Конституции, поскольку только данный орган обладает правом официального толкования Основного Закона.

Как юрист, специализирующийся на этом вопросе, я хотел бы, не политизируя его, дать собственное неофициальное научное (доктринальное) толкование ряда конституционных положений, затрагивающих данную проблему.

Действительно, пункт 3 статьи 42 нашей Конституции, казалось бы, дает исчерпывающий перечень оснований прекращения Президентом полномочий: «Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины…».

В контексте обращения Нурсултана Назарбаева в Конституционный Совет речь идет о возможности сложения Главой государства своих полномочий досрочно, по собственной инициативе, то есть, об отставке по собственному желанию. При этом пункт 1 статьи 47 Основного Закона регламентирует лишь процедуру досрочного освобождения Президента от должности при устойчивой неспособности им осуществлять свои обязанности по болезни.

Если обратиться к зарубежному опыту конституционно-правового регулирования досрочного прекращения президентами (в первую очередь, стран-участниц ЕАЭС) своих полномочий путем добровольной отставки, то можно констатировать ряд следующих положений. Так, пункт 2 статьи 92 Конституции РФ устанавливает, что президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Статья 87 Конституции Республики Беларусь определяет, что президент может в любое время подать в отставку. Его отставка принимается Палатой представителей. Пункт 1 статьи 66 Конституции Кыргызской Республики устанавливает, что полномочия президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности. Основываясь на вышеизложенном, можно резюмировать, что действительно, в конституционном законодательстве зарубежных стран - президентских и президентско-парламентских республиках - имеет место быть норма, дающая президентам право на досрочное прекращение своих полномочий путем добровольной подачи заявления об отставке.

Означает ли это наличие пробела в Конституции РК? Ведь буквально два года назад в стране прошла конституционная реформа, которая, на мой взгляд, более или менее оптимизировала систему государственного управления в стране путем перераспределения полномочий между Президентом и другими ветвями государственной власти, внесла ряд существенных новелл и модернизировала некоторые наиболее значимые для граждан, общества и государства конституционные нормы.

Думаю, не следует категорично утверждать о наличии пробела в Основном Законе страны в вопросе возможности досрочного добровольного снятия Президентом своих полномочий. Данное умозаключение основано мною на анализе ряда конституционных установлений.

Во-первых, в пункте 1 статьи 1 Конституции заложена правовая идея о необходимости построения демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. А в правовом государстве, как известно, действует принцип «Разрешено всё, что не запрещено законом». Поскольку конституционное законодательство страны не содержит в себе установленного в императивной форме запрета на досрочное прекращение Президентом РК своих полномочий по собственному волеизъявлению, то право на отставку может быть реализовано Главой государства до истечения его полномочий.

Во-вторых, пункт 1 статьи 14 Конституции прямо устанавливает равенство всех перед законом. Следовательно, лишение Президента права на добровольное досрочное прекращение своих полномочий означает ущемление его прав по отношению к другим категориям физических лиц.

В-третьих, пункт 1 статьи 24 Конституции закрепляет за каждым право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Это означает, что Президент, как и каждый человек, имеет право выбора: работать - не работать, трудиться в иной сфере. При этом Президент Казахстана, как Глава государства, как символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, руководствуется, прежде всего, интересами народа и государства.

Основываясь на вышеизложенном, а также учитывая, что нормы Конституции обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие, беру на себя смелость утверждать, что пробела в Основном Законе в вопросе добровольного и досрочного сложения Президентом Республики Казахстан своих полномочий нет. Один из авторов нашей Конституции, академик Гайрат Сапаргалиев в свое время неоднократно отмечал необходимость бережного отношения к Конституции, необходимость избегать частых изменений и дополнений в Основной Закон страны. Поэтому полагаю, что законодатель мог бы, не внося изменений и дополнений в текст Конституции, внести некоторые коррективы в Конституционный закон РК «О Президенте Республики Казахстан», который является составной частью конституционного законодательства страны.

В частности, в данный закон, в целях избежания двоякого толкования, следует прописать нормы, регламентирующие право Президента РК на добровольное досрочное сложение с себя полномочий путем подачи заявления об отставке и процедуру принятия отставки Президента.

Наряду с вышеуказанными, на мой взгляд, необходимо закрепить в императивной форме в этом же Законе норму, устанавливающую запрет на досрочное сложение Президентом Республики своих полномочий в случае существования реальной угрозы национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности страны. Думается, что данное положение не требует дополнительных пояснений.

В завершение хочу еще раз отметить, что вышеизложенные мною идеи и умозаключения носят доктринальный характер. В любом случае, только Конституционный Совет в соответствии со статьей 72 Конституции может давать официальное толкование норм Основного Закона Республики РК.

Эркин Дуйсенов, ученый-конституционалист, доктор юридических наук

иллюстрации из открытых источников: liter.kz, advantour.com

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33