суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстан - больше не социальное государство

Выполняет ли на самом деле государство свои социальные обязательства? Изменят ли ситуацию прибавки к пособиям для малообеспеченных?

Казахстан считается социальным государством, но объемы бесплатного образования и медицины стремительно сокращаются, уровень поддержки уязвимых слоев населения остается низким. Так остается ли Казахстан социальным государством. Об этом Exclusive.kz поговорил с экспертами.

Арман Бейсембаев, финансовый аналитик FXPrimus:

Казахстан, безусловно, является социальным государством по многим признакам. Во всяком случае, законодательно закреплено, что оно является таковым и власть всячески этот статус поддерживает и подчеркивает. Что, в общем, небезосновательно, поскольку многие социальные нормы зафиксированы в Конституции страны и воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся.

Базовое начальное и среднее образование является бесплатным, и более того, обязательным. Каждый ребенок до 9 класса включительно должен в обязательном порядке числиться в каком-нибудь образовательном учреждении и ему государством гарантируется заранее определенный объем знаний, который он должен получить, прежде чем выйдет во взрослую жизнь.

В свою очередь, денежные поборы с родителей со стороны школы, по сути, являются незаконными и проводятся на страх и риск руководства этого учреждения, а отказ от участия в этих поборах со стороны родителей не несет никаких законных или официальных последствий.

В сфере высшего образования государство участвует уже частично, но, тем не менее, оплачивает необходимый плановый объем тех специальностей, которые ему необходимы, через систему выделения государственных грантов.

При этом преимуществом в получении этих грантов обладают именно социально незащищенные и потенциально уязвимые категории будущих студентов: поступление по сельской квоте, многодетные семьи, дети-инвалиды – это тоже признаки именно социального государства.

Нельзя забывать и про обязательный объем пенсии, который также гарантируется государством, даже для тех, кто вообще не имеет трудового стажа, различные льготы, пособия, субсидии, поддержка молодых семей, при трудоустройстве, обязательный объем бесплатной медицинской помощи. Все это, вне всякого сомнения, позволяет причислять Казахстан к числу социальных государств.

При этом важно понимать, что речь не идет об «уравниловке», когда вне зависимости от твоего вклада в общество, твой доход не отражается на росте собственного благосостояния. То есть, социальная направленность государства не должна отменять фактор накопления богатства отдельными ее членами, а значит, и убрать полностью социальное неравенство.

Однако фокус внимания в этом вопросе должен быть смещен несколько в другую сторону.

Не секрет, что социальная сфера вызывает много критики со стороны граждан, ее объем недостаточен, размеры выплат не обеспечивают достойный уровень жизни человека, хотя объем доходов государства, в частности, от продажи сырья на внешних рынках, в целом, позволяет поддерживать уровень жизни населения на достаточно высоком уровне.

Но дело в том, что государство не ставит перед собой такой задачи. Все изменения в этой сфере носят, скорее, чисто символический и косметический характер.

На мой взгляд, проблема заключается в том, что всю социальную составляющую нынешние государства СНГ получили от бывшего СССР. И именно в таком ракурсе она элитой и воспринимается: это балласт, который пока никак не получается скинуть.

Полный отказ от социальной поддержки и переход на исключительно рыночные рельсы формирования экономики был бы слишком резким для той части населения, которая еще помнит Советский союз. К тому же, и нынешняя властная верхушка родом оттуда же. Думаю, именно поэтому мы все еще не перешли к полностью платной медицине и образованию и отмене всех социальных льгот.

Однако следом за старой элитой к власти все больше приходят относительно молодые политики, которые по образу мыслей являются либеральными, если не сказать, либертарианскими. Именно из их уст мы слышим, что «государство вам ничего не должно и не просило вас рожать», «20 тысяч тенге достаточно для содержания ребенка», а «пенсии являются проявлением социального иждивенчества».

Я воспринимаю эти сигналы от этой части политической элиты, как намерение в дальнейшем будущем полностью демонтировать социальную конструкцию государства с отменой всех льгот, пособий и пенсий.

Впрочем, объективный экономический процесс подсказывает нам, что эту конструкцию в любом случае не удастся сохранить в будущем.

Исследования социологов подсказывают нам, что технический прогресс привел не только к общему росту благосостояния людей в подавляющем большинстве стран, но и увеличению общей продолжительности жизни вкупе с сокращением рождаемости.

Последствия понятны: все больше людей достигает пенсионного возраста и все меньше детей рождается, а значит, государство попадает в ситуацию, когда на долю одного работающего будет приходиться все больше пенсионеров, которых он будет содержать за счет своих налогов и отчислений, при том, что сами эти отчисления и налоги также будут падать, поскольку будет падать и доля рабочей силы.

Справедливости ради, надо отметить, что это проблема не только Казахстана, но почти всех, особенно, развитых стран.

Максим Крамаренко, председатель Республиканского движения «Лад»:

Казахстан явно относится к социальным государствам. И не только потому, что это записано в Конституции. Существуют социальные программы, которые материально обеспечиваются государством. Но это не означает, что нет проблем в их реализации, что два основных принципа социального государства: социальной справедливости, проще говоря, социально-экономического равенства и достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, осуществляемы в полном объеме. Здесь есть несколько проблем. Первая: сколько средств выделяется на социалку.

Это зависит от уровня развития экономики, но, с другой стороны, при разумном подходе средства, вложенные в социальную сферу, способствуют ее развитию. Яркий пример этому социальная ипотека, существующая в некоторых странах, где после рождения каждого ребенка в семье, государство погашает ей определенный процент (от 15 до 25%) займа на приобретение жилья.

Тем самым государство не только поддерживает семьи, но и вкладывает деньги в строительную отрасль страны. Таковыми были, например, жилищные пособия в Казахстане в конце 90-х, когда местный бюджет при низком уровне доходов граждан напрямую доплачивал за них часть коммунальных расходов.

Благодаря государственно-частному партнерству в Казахстане удалось быстро восстановить систему дошкольного образования: с одной стороны, это позволило добиться вложения дополнительных денег в эту сферу помимо бюджета, а с другой, оказать содействие бизнесу в образовании. То есть проблема нехватки денег на социальные программы это не только вопрос бюджета.

Вторая проблема - это эффективность использования средств на социальные программы. Вот здесь могут быть дисбалансы, которые ведут к серьезным издержкам и даже противоречиям, что негативно сказывается на общественном самочувствии.

Например, когда существующая доплата приемным родителям за то, что они воспитывают «чужого» ребенка, не сопровождается государственной поддержкой всех семей, имеющих детей. Это может породить представление, что «выгодней» не иметь своих детей и воспитывать «чужих». С другой стороны, высокий уровень детских выплат может породить желание зарабатывать детьми.

Третья проблема заключается в деполитизации обсуждения проблем социальной сферы. Очень важны общественные дискуссии, в которых должны обсуждаться проблемы повышения эффективности социальных программ, прожиточного минимума, черты бедности.

Еще одним из признаков социального государства является активное участие в нем гражданского общества, общественных объединений, НПО, представителей социально-ответственного бизнеса. А без знания ситуации в этой сфере, без широкого освещения в СМИ проблем социальной поддержки людей, открытости информации об этом трудно ожидать инициатив граждан и бизнесменов.

Но нередко анализ того, что происходит в этой сфере, не говоря уже о критике, воспринимается, чуть ли не как покушение на основы государственности.

В настоящее время многие страны, которые были образцом социальных государств, испытывают трудности, Германия, например. Это ведет к сокращению социальных программ, изменению социальных стандартов. Это обусловлено не только экономическими причинами, но и тем, что многие государства взяли на себя такие социальные обязательства, которые не в состоянии выполнить.

Везде это воспринимается населением негативно, и Казахстан здесь не исключение. Часть вины за это должны принять люди, ответственные за информирование населения. Иногда люди даже не знают своих прав в сфере социальной защиты. Важен контроль, в том числе и общественный, за исполнением социальных программ.

Несмотря на введение различных процедур, усложняющих разбазаривание бюджетных средств, выставление заказов на оказание услуг на порталы, все еще присутствует и коррупционно-криминальная составляющая в самых различных видах: от прямых хищений и «распила бюджета между своими» до оказания качественных услуг родственникам и знакомым.

Таким контролером во многих странах являются партии, находящиеся в оппозиции, а в соседней РФ, например, кроме того Общероссийский народный фронт (ОНФ) или Народный фронт «За Россию» — коалиция общественно-политических организаций, общественное движение, созданное в мае 2011 года по предложению Владимира Путина. Нечто подобное необходимо, видимо, и Казахстану.

Жаксылык Сабитов, политолог:

Общепринятым в политологии является тезис о том, что все идеологии можно разделить на «правые» и «левые». «Правые» обычно выступают за низкие налоги, низкие государственные затраты, низкое вмешательство государства в экономику, в то время как «левые» выступают за более высокие налоги, более высокие государственные затраты и большее вмешательство государства в экономику.

В США, к примеру, «левыми» являются представители «Демократической партии», а «правыми» представители «Республиканской партии». Поэтому приход к власти демократов говорит о том, что нагрузка на бизнес немного возрастет, а приход республиканцев часто означает то, что налоги будут снижены.

В общественном сознании понятие социальный соответствует понятию «левый».

Среди политологов-компаративистов бытует такое мнение, что доминирование левой или правой идеологии в стране можно частично измерить, посмотрев на соотношение государственных затрат и ВВП.

Если взять развитые государства, то в среднем по Европе это соотношение составляет 47,7 %, во Франции 56,5 %, в Германии 43,9 %. По этим цифрам видно, что в этих государствах доминирует «левая» идеология. У стран, где доминирует больше «правая» идеология, эти показатели меньше: в Японии 39 %, в США 37,7 %, в Австралии 36 %, Южной Корее 32,3 %.

Если посмотреть развивающиеся страны, вы можете увидеть еще меньшее соотношение государственных расходов к ВВП: в Азербайджане 25,1 %, в Бангладеш 15,3 %, в Афганистане 11,9 %.

Казахстан относится к этой группе стран, у нас в 2017 году ВВП равнялось 162,88 млрд долларов, а государственные расходы равнялись 32,4 млрд долларов, то есть соотношение наших расходов к ВВП равняется 19,89 %, а по предварительным данным за 2018 год этот показатель будет еще ниже.

В общем, можно утверждать, что в Казахстане доминирует «ультраправая» идеология, когда представители элиты довольны тем, что платят маленькие налоги. Только в конце 2018-начале 2019 года стало очевидно, что со стороны общества возник большой спрос на «социальную справедливость».

Здесь у нового правительства есть два варианта действий:

  1. Оставить все как есть, при этом работая в аварийном режиме, когда будет отсутствовать профилактические работы, и проблемы будут решаться по мере их поступления.
  2. Попытаться изменить правила игры в экономике, начав проводить более центристскую политику. Необходимо увеличить налоги с юридических лиц, особенно в сфере добычи полезных ископаемых до уровня Норвежских стандартов. Стоит рассмотреть вопросы увеличения минимальной заработной платы в 2-3 раза.

Грядущее в 2020 году введение практики всеобщего декларирования доходов и имущества должно способствовать как сокращению теневой экономики, так и повышению государственных доходов.

При этом, Казахстану в будущем стоит избегать «европейских» перегибов в повышении налогов. Также было бы очень полезным постараться вовсе отказаться от целевых трансфертов из Национального фонда в бюджет Казахстана. Такие действия дадут новые ресурсы для правительства, чтобы проводить более качественную социальную политику.

Айкын Конуров, глава партии КНПК в нижней палате мажилиса парламента:

Полагаю, что было бы ошибочным считать, что Казахстан не является социальным государством. Подобного рода утверждения вполне объяснимо слышать от представителей социально уязвимых слоев населения-инвалидов, сирот, многодетных семей, потому что действительно, на мой взгляд, имеющаяся материальная поддержка со стороны государства мизерна и не покрывает большей части расходов людей.

Но слышать подобное от некоторых экспертов или же общественных деятелей немного странно, ведь именно им необходимо в первую очередь придерживаться принципов объективности в оценках, а не заниматься дешевым популизмом. 

Если в целом посмотреть на республиканский бюджет, то следует отметить, что доля расходов на социальную сферу вырастет с 44,1% в 2019 году до 48,3%  в  2021 году, достигнув почти половины, что дает основания говорить о социальной направленности бюджета. Однако, общие цифры не отражают неравномерного распределения и ситуацию по отдельным блокам.  Расходы на здравоохранение в 2019 году вырастут на 3,5%, то есть ниже  инфляции.

Наибольшее увеличение произойдет по программам, администрируемым министерством труда и социальной защиты населения, – на 12%. Но и здесь ситуация не однозначна. Государственные пособия родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, в 2019 году увеличатся на 10,8%, в 2020 году на 8,7%, в 2021 году на 8,4%.

Таким образом, с учетом инфляции, реальный ежегодный рост составит порядка 4,5%. Затраты на государственные базовые пособия по случаю потери кормильца увеличится в 2020 году на 4,8%, в 2021 году - на 4,4%.

Общая сумма государственного базового социального пособия по инвалидности возрастет в 2020 году на 4,7%, в 2021 году – на 4,4%.

В целом по программе «Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам» в 2020 и 2021 годах рост составит 6,5%.

Таким образом, по ключевым статьям расходов рост произойдет либо в пределах инфляции, либо на 3-4% выше этого индикатора.

По данным министерства  труда и социальной защиты на 1 января 2019 года государственная адресная социальная помощь нового формата (АСП)  назначена 571,6 тыс. гражданам с доходами ниже черты бедности, безусловная денежная помощь (БДП) было назначена 83,1  тыс. человек,  обусловленная денежная помощь (ОДП) назначена 488,5 тыс. человек.

Возмещений затрат на обучение на дому детей-инвалидов  назначено 14  тыс.детям, жилищная помощь была назначена 68,4  тыс. семьям. То есть говорить, что ничего не делается, было бы несправедливо и предвзято.

Другое дело, что на наш взгляд, государство могло бы сделать намного больше для своего народа. Необходимо требовать, чтобы чиновничья бюрократия обратилась лицом к чаяниям и надеждам населения, оперативно и эффективно решало бы повседневные актуальные проблемы людей и вопросы, касающиеся повышения качества жизни населения.

Власть обязана каждодневно работать в подобном русле, а не отгораживаться стандартной фразой о том, что якобы денег нет. Но ведь после трагедии в Астане по итогам расширенного заседания правительства распоряжением главы государства была создана Рабочая группа по повышению качества жизни казахстанцев, которая оперативно начала свою работу, уже на данный момент, рассмотрев более 14 тыс. предложений и обращений казахстанцев.

Рабочей группой предлагается внедрить единый стандартный социальный пакет для уязвимых слоев населения, проводятся расчеты для подготовки увеличения размеров денежных выплат. Уверен, что необходимые средства для реализации таких планов будут найдены.

Отдельно хотел бы отметить, что, если блок правительства, что отвечает за развитие экономики, не будет справляться, то и «социалка» не сможет адекватно реагировать на чаяния общества.

Аскар Муминов
Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33