Кто такой Токаев?
Представляем портрет нового главы государства. Кто «тот человек, кому мы можем доверить управление Казахстаном» и чем известен стране и миру Касым-Жомарт Токаев?
Второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев – человек, который как и многие сделал классическую политическую карьеру бывшего советского партработника, но с четким дипломатическим уклоном. Выпускник МГИМО еще в 1975 году поступил в МИД СССР, затем работал в советском посольстве в Сингапуре.
Ближе к середине 1980-х трудился в советском посольстве в Пекине. В КНР Токаев работал фактически до развала СССР. С обретением республикой независимости в 1992 году получил должность замминистра иностранных дел, а уже в 1994 году возглавил МИД.
К исходу прошлого века Касым-Жомарт Токаев уже в ранге главы исполнительной ветви – премьер-министр.
Во времена, когда цены на нефть еще совсем не кружили головы политическому руководству страны, а страна переживала социально-экономический кризис, Токаев в экономике выглядел, как либерал. Собственно, либералов в правительстве тогда, кажется, было достаточно.
В Давосе на Всемирном экономическом форуме 2001 года нынешний президент говорил в интервью: «Национальная буржуазия поднялась на ноги, отечественные компании имеют деньги, они требуют у правительства участвовать в приватизации. Я считаю, что мы должны пойти им навстречу».
Тогда же, например, шла речь о том, что государство будет снижать свою долю вплоть до полной приватизации Народного банка. «Я думаю, мы будем приватизировать Халыкбанк. Это очень горячая тема, она будет обсуждаться, в том числе и на совете по экономической политике. В данном случае я выражаю свою позицию как премьер-министр: нужно приватизировать». Экономике нужны были серьезные вливания. В те же годы шла речь о продаже госпакетов ряда компаний, в том числе нефтегазовых.
При этом Токаев подчеркивал, что «инвестиции, в основном, идут в нефть и газ, и в добывающие отрасли промышленности», а « нам нужно в обрабатывающие отрасли промышленности, но это зависит от правительства». Можно заметить, что за эти почти двадцать лет риторика практически не меняется, а проблематика все та же, включая остросоциальные вопросы защиты казахстанцев.
https://kase.kz/ru/news/show/93245/
Во внутренней политике Касым-Жомарт Токаев «прогремел» известным заявлением конца 2001 года, когда на арене появилось движение «Демократический выбор Казахстана».
Тогда же Токаев фактически заявил Назарбаеву, что подает в отставку, если оппозиционеры продолжат работу в его кабинете. Звучало это так: «Я обращаюсь к главе государства с настоятельной просьбой сместить со своих должностей непрофессионалов и интриганов, работающих в его окружении. Пришло время служить стране, а не прислуживать сторонним хозяевам. Пришло время заниматься реальным делом, а не политиканством. Если президент не примет мои предложения по кадровым вопросам, то в отставку уйду я сам».
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_1669000/1669376.stm
По сути, с того момента начался новый политический этап. Когда медленно, но верно сворачивались свободы, цены на сырье и углеводороды стали быстро расти, тем самым, оказывая необходимую финансовую «поддержку» генеральному курсу власти.
Уже в январе 2002 года Касым-Жомарт Токаев подает в отставку и становится госсекретарем-министром иностранных дел. Пять лет будущий второй президент Казахстана отработал главой МИДа, продолжая продвигать многовекторную внешнюю политику Астаны.
При этом Токаев активно выступал на «козырную» казахстанскую тему – нераспространение ядерного оружия. К примеру, в 2005 году он подписал известный Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии в Семипалатинске.
После этого Касым-Жормат Токаев в первый раз стал вторым официальным лицом страны, заняв должность председателя верхней палаты парламента.
По мере все большего укрепления вертикали власти и роли государства политическая риторика Токаева не претерпела каких-либо существенных изменений. Второй президент всегда подчеркивал, что его политический наставник – Нурсултан Назарбаев. Он и тогда говорил, что Казахстану необходимы только «сильный президент, авторитетный парламент, подотчетное правительство».
В 2011 году начался новый этап дипломатической карьеры Токаева. Генсек ООН объявил, что назначает будущего казахстанского лидера своим заместителем, гендиректором отделения ООН в Женеве и личным представителем на Конференции по разоружению.
В казахстанскую политическую жизнь Токаев вернулся в октябре 2013 года, вторично получив должность спикера сената парламента. Что было в период до июня прошлого года, когда Касым-Жомарт Токаев дал громкое интервью британской BBC, где выразил «личное мнение» о том, что первый президент не станет участвовать в выборах 2020 года?
После нашумевших земельных митингов апреля 2016 года, Токаев оперативно заявил в парламенте: «Надо не только давать заверения, что сельхозземли иностранцам продаваться не будут, но и правовыми и иными средствами обеспечить реализацию этого важнейшего положения, чтобы ни у кого не возникло желания обойти данное требование путем разного рода хитроумных схем».
Другой вопрос – языковой. Точнее, перевод казахского языка на латинский шрифт. Осенью 2017 года Токаев высказался так: «Нам предстоит выполнить задачу стратегической важности – перейти на латинскую графику. Перевод казахского языка на латиницу – это шаг к интеграции в глобальную систему науки и образования, обеспечение нашего духовного единства. Эту работу нам надо проводить вдумчиво и постепенно, без «больших скачков», но и затягивать ее нет смысла».
Летом прошлого года случилось то самое резонансное интервью программе HARDtalk. Тогда Касым-Жомарт Токаев сказал: «Откровенно говоря, я не верю, что президент Назарбаев пойдет на президентские выборы в 2020 году. Я не верю. Так как он очень мудрый человек, он совершенно благоразумен, и я думаю, что в 2020 году у нас будут президентские выборы с другими кандидатами, за исключением президента Назарбаева».
Позже он дипломатично смягчил эту формулировку, но, тем не менее, тема транзита власти в Казахстане вышла на первый план и обсуждалась до самого момента исторического заявления Нурсултана Назарбаева от 19 марта.
Что касается «вступительной» речи второго президента страны, то она запомнилась обилием всевозможных комплиментов в адрес политического учителя – Елбасы.
По словам Токаева, теперь казахстанцам предстоит продемонстрировать миру свою политическую культуру.
«Считаю необходимым увековечить имя нашего великого современника, первого президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева следующим образом. Наша столица должна носить его имя и называться Нурсултан. Далее. Воздвигнуть монумент в честь первого президента Республики Казахстан в столице нашего государства. Назвать центральные улицы всех областных городов именем Нурсултана Абишевича Назарбаева. Думаю все согласятся, что Елбасы достоин награждения высшими званиями нашего государства - Халық қаһарманы и Еңбек Ері. Следует также Предоставить Елбасы статус Почетного сенатора. Все портреты и фотографии с изображением Первого Президента, Елбасы останутся в качестве непременного атрибута публичных помещений, кабинетов госслужащих, зданий учебных заведений. Вся жизнедеятельность Елбасы будет обеспечиваться в соответствии с законом о Первом Президенте – Лидере Нации и другими законодательными актами. За Елбасы сохраняется вся служебная инфраструктура. При этом нужно исходить из того, что согласно принятым Парламентом законам Нурсултан Абишевич Назарбаев остается единственным и пожизненным в нашей стране Елбасы (Отцом народа). Он также является Председателем Совета Безопасности, Председателем партии Nur Otan, Председателем Ассамблеи Народа, членом Конституционного Совета».
«Авторитетное мнение Елбасы будет иметь особое, можно сказать, приоритетное значение при разработке и принятии решений стратегического характера, – говорит новый президент. – Таким образом, мы осуществляем передачу власти в спокойной, неконфликтной ситуации».
Что касается своей политической роли на современном этапе, то Токаев заявил, что «полностью осознает весь масштаб ответственности предстоящей миссии», и планирует «направить свои знания и опыт на всемерное обеспечение преемственности стратегического курса Елбасы».