Стабильная драма казахстанского избирателя
Вскоре страна узнает имена кандидатов в президенты. Выборы впервые пройдут без Назарбаева, что уже знаковое изменение по форме. Но, помимо персоналий, любопытно, какую альтернативу они могут предложить избирателям и так ли важно это людям?
Вниманием политически неравнодушых казахстанцев на время завладели украинские выборы. При всей разнице или единодушии оценок за всем этим стоит экзистенциональная тоска по живому соревновательному процессу.
Не удивительно. После того, что сделали в Армении Никол Пашинян и гражданское общество, а, напомним, там прежняя партия власти красиво пролетела на выборах мимо парламента, и фактически бывшая элита лишена возможности серьезно влиять на процессы, к власти в бурлящей Украине пришел профессиональный шоумен Владимир Зеленский.
Консервативная или прагматичная часть казахстанцев при этом серьезно сомневается в способности актера именно эффективно управлять государством и, особенно на фоне сложнейших отношений с бывшей метрополией, – путинским Кремлем. Им кажется, что бизнесмен и политик Порошенко на данном временном отрезке все-таки выглядел бы предпочтительней. Все-таки есть «политический опыт» управления, знание как устроена сегодня экономика.
Да и сама предвыборная платформа Зеленского, честно говоря, не выглядит тем определяющим фактором, который обеспечил ему такой сногсшибательный результат...
Это тем более удивительно, что в Казахстане выборы (как принято их называть) с точки зрения соревнования политических программ кандидатов вообще давно никто всерьез не рассматривает. Что там программы! Попробуйте без Интернета быстренько вспомнить не то чем манили кандидаты на президентских выборах 2015 года, но хотя бы имена тех, кто «конкурировал» тогда с Назарбаевым?
А это были секретарь ЦК КНПК Тургун Сыздыков и в те времена еще профосоюзный «лидер» страны, экс-аким Карагандинской области Абельгази Кусаинов.
Последний в своей платформе упорно выступал за комплекскное «экологическое просвещение граждан». Говорил, понимает, что «в один день эту проблему не решить». Для этого, видимо, нужен был не один президенсткий срок.
«Мы должны воспитать в людях доброжелательное отношение к природе и животному миру. Вроде бы в школе нас этому учат, по телевидению демонстрируются различные передачи и ролики, разворачиваются масштабные акции помощи животным и так далее. Однако мы видим, что пока не все проникаются этими идеями, – на полном серьезе заявлял Кусаинов. – Мы должны сформировать в обществе нетерпимость к нарушителям чистоты. Если вы сами будете соблюдать чистоту, но не будете требовать этого от других, эффекта не будет. Должны воспитывать друг друга, приучать жить в экологически благоприятной среде. Необходимо ужесточить административное и уголовное наказание за вред, наносимый природе, экосистеме. Мы должны разработать и внедрить механизм поощрений за использование безвредных технологий и своевременную, правильную утилизацию бытовых и прочих отходов».
Идеями этого кандидата глубоко прониклись целых 57 718 казахстанцев, что, по конечным данным ЦИК, принесло ему 0,64 % голосов.
Коммуниста Тургуна Сыздыкова сначала сделали первым секретарем КНПК на съезде, а потом автоматически кандидатом в президенты. В Казахстане, где, в целом, заметен в настроениях крен в сторону здоровой социал-демократии лучших европейских образцов, левые, казалось, могли бы составить конкуренцию власти.
Но точно не те «коммунисты», что представлены нынче в парламенте. Предвыборная программа Тургуна Сыздыкова и его вербальные послания электорату заранее определили его на второе место с итоговым рейтингом народной популярности – 1,61% голосов избирателей.
Кандидат от КНПК пропагандировал национализацию базовых отраслей экономики, борьбу с миром капитала и наживы и прочие прелести, обрамленные в громоздкие тезисы времен «развитого социализма».
Но это был какой-то «гибридный» казахский социализм, где у политического руля коммунисты, а бизнес тянет лямку экономики. Избирателям левый кандидат говорил: «Деятельность Коммунистической Народной партии Казахстана основывается на идее научного социализма, марксистско-ленинского учения и прогрессивной общественной мысли. Мы сделали большой шаг к сохранению идей научного коммунизма. Прошли многоэтапный путь развития... Все это вытекает из насущных потребностей жизни, опирается на живое творчество масс».
Безошибочно был назначен и источник всех духовных и материальных страданий казахстанцев. «Западная вседозволенность и псевдоноваторство за гранью морали оттеснили на задний план общечеловеческие, вырабатываемые веками этические нормы поведения. Люди разучились сочувствовать, сопереживать, дружить и любить по-настоящему, – гремел Тургун Сыздыков. – В такой неправомерной гонке за сверхдоходами, грабительскими процентами, воспитанные в западном нравственном вакууме люди готовы на любые негативные поступки. Ничто, никакие моральные ограничения и принципы не способны задержать ловцов удачи западной псевдокультуры. Поэтому наша задача сегодня – добиться максимального заслона от псевдозападной культуры, ведущей к деградации любого общества».
Безусловный лидер всякой гонки – Нурсултан Назарбаев обнародовал свою программу в самом конце марта 2015 года. Вряд ли стоит говорить, что при наличии политических и «интеллектульных» ресурсов этот документ выглядел наиболее стройным, читаемым. Здесь был пафосно определен «великий казахстанский путь», уделены абзацы «вызовам эпохи», а практический акцент сделан на «пяти институциональных реформах».
Назарбаев обещал отстранить госслужащих от политических процессов – «выборы, перемена министров, акимов и других руководителей не должны влиять на работу административной государственной службы, следует перейти от текущей позиционной к карьерной модели госслужбы, каждый руководитель должен начинать с низов и пройти все управленческие ступени».
Авторы программы вписали: «Сегодня нельзя не видеть, что административная государственная служба зависима от политического уровня. Это политизирует принятие решений, даже в тех случаях, когда необходимо профессиональное управление без всякой политики. В госаппарате вокруг определенного покровителя формируются команды. Команды эти часто состоят из родственников и приближенных, взятых по принципу землячества, а не профессионализма».
Далее «верховенство закона и защита прав собственности» означали ничто иное, как настоящую реформу правоохранительной и судебной системы.
Экономический раздел сулил вечнозеленую диверсификацию, новые экспортные продукты, реформы для бурного роста среднего класса, налогообложение сельских жителей, программу развития туризма и др.
«Наша главная цель, чтобы казахстанцы ставили новые общенациональные идеалы и ценности – верховенство права, защиту частной собственности, государственные традиции, казахстанские ценности и достижения за годы Независимости – выше своих этнических поведенческих моделей», – призывала к единству противоположностей программа Назарбаева.
В свою очередь, государство, то есть госаппарат, обещал быть открытым и подотчетным людям. Тут незримо вставал вопрос политических реформ, но «сейчас важно завершить институциональные реформы в области государственного управления и экономического развития и только затем принять ряд важнейших мер по демократизации».
«Поэтапно должна быть проведена конституционная реформа, предполагающая перераспределение властных полномочий между президентом, парламентом и правительством с учетом наших особенностей и традиций», говорилось в документе.
Как известно, Назарбаев победил с феноменальным треском – 97,75% голосов при явке 95,21%. Правда, наблюдатели ОБСЕ сухо подпортили настроение, сообщив, что никакой реальной оппозиции к режиму не было, а потому избиратели фактически были лишены выбора. Глава миссии Корнелия Йонкер подчеркнула: «Наблюдались значительные ограничения свободы выражения мнения и деятельности средств массовой информации».
Триумфатор же, не моргнув глазом, заявил иностранцам: «Я извиняюсь, что для супердемократических государств эти цифры неприемлемы, но я ничего не мог сделать. Если бы я вмешался, это было бы недемократично».
Не досидев положенный президенту срок, 19 марта Нурсултан Назарбаев объявил о своей досрочной отставке. Что из его предвыборной программы сделано реально – судить его постоянным и «назначенным» избирателям. Конечно, можно говорить, что теперь это головная боль преемника первого президента. Это ведь он не устает всюду повторять священную мантру про «реализацию стратегического курса Елбасы».
На этой неделе предстоят съезды партий и, вероятно, будет сформирован «пул» оппонентов к кандидату в президенты от правящей политической структуры – Nur Otan. Впрочем, с учетом всего вышеизложенного, кажется, что меньше всего казахстанского избирателя будут интересовать зароки и обеты, которые должны быть прописаны в обязательном документе – предвыборной программе. Беда населения Казахстана, похоже, есть микст из крайнего легковерия, разочарования в политиках, в собственных возможностях, бытового равнодушия и очень короткой исторической памяти.