Откуда в Австралии казахская грусть?
На прошлой неделе в Австралии прошли очередные выборы нового состава федерального парламента страны, по итогам которого победившая партия сформировала новое правительство и назначила старого-нового премьер-министра – Скотта Моррисона.
Об особенностях выборов в этой стране рассказывает бывшая казахстанка, а ныне гражданка Австралии Магиш Шегебаева.
- Главу правительства в этой стране переизбирают каждые три года. Считая, что это слишком маленький срок, либералы предлагают продлить его полномочия до пяти лет, хотя дважды на моей памяти (а я живу здесь почти 18 лет) бывало так, что, не дав доработать до конца срока, премьера переизбирали в считанные дни.
Так, Малкольма Тернбула, предшественника нынешнего премьера Скотта Моррисона, переизбрали в августе прошлого года, не дав доработать несколько месяцев до конца срока. Другому премьеру парламент, помнится, объявил вотум недоверия прямо ночью, когда тот преспокойно отдыхал дома. О том, что он уже больше не глава правительства, узнал только утром. В своем последнем слове к народу экс-премьер не мог сдержать слез, говоря о том, что не успел сделать многое из своей предвыборной программы. Мало того, что у него упал рейтинг внутри партии, которую он возглавлял, так ему еще и поставили в вину то, что во время официальных визитов в другие страны он повез за счет казны свою жену. Электорат возмутился… Когда он пошел на следующие выборы, то поддержки в народе не нашел.
Налогоплательщики строго следят, куда расходуются их деньги. Наверное, поэтому служебного транспорта у депутатов парламента нет. Они ездят либо на личном авто, либо обходятся общественным транспортом. Женщины-депутаты похожи на загнанных лошадок. Бегать по салонам красоты им некогда. Они, выражаясь по-нашему, пашут: принимают законы, утверждают бюджет, встречаются с избирателями, сопровождают школьников, когда те приходят на экскурсии в парламент... Моральный облик депутатов должен быть безупречным в глазах электората. Один избранник народа, будучи женатым, закрутил однажды роман с коллегой из другой партии, - и потерял кресло. Когда министр финансов Западной Австралии совершил незначительную аварию в нерабочее время на служебной машине, его тоже сняли с работы, несмотря на то, что он считался сильным политиком и хорошим финансистом. Недавно я его видела. Он, держа в руках бумажный стаканчик с кофе, торопился на электричку.
В этом году о дате выборов в парламент объявили за месяц. Кто-то может сказать, что это слишком маленький срок, но в принципе особой роли это не играет. Здесь идет перманентная политическая борьба: каждый шаг политика оппонентом из другой партии отслеживается как под рентгеном.
18 мая, в день выборов, избирательные участки были открыты для голосования с 8.00 до 18.00. Один из них расположился возле нашего дома, в школе, где учатся мои дети. Я направилась туда в начале девятого утра. Думала, что людей будет мало. Однако там уже стояла хоть и небольшая, но очередь.
На улице бойко шла торговля хотдогами, кофе и чаем, дети продавали лотерейные билеты, которые тут же разыгрывались, а разные партии пользовались последней возможностью заявить о себе: раздавали листовки.
У входа в избирательный участок людей встретил специальный человек - он направил на регистрацию и к столикам, где давали бюллетени. В комнате для голосования кабинок нет, просто столики, отделенные друг от друга картонными перегородками. Везде висели инструкция, где написано, как заполнять бюллетени - один для выборов в Сенат, другой - в Парламент. На должность главы правительства претендовало 9 человек, в выборах в Парламент участвовало 23 партии. Суеты не наблюдается, наблюдателей – тоже. Если сделал ошибку в бюллетене – ничего страшного, можно взять другой.
По всем австралийским каналам в этот день с раннего утра шла прямая трансляция с разных участков. Политики, политологи и представители разных партий, комментируя происходящее вокруг, делились своими прогнозами. Ежесекундно по экрану пробегали титры – сколько процентов избирателей проголосовало за каждого кандидата и какая партия лидирует на данный момент. Вот на экране высветился Сидней. Баллотирующийся на новый срок премьер-министр Скотт Моррисон пришел на избирательный участок со своей супругой и детьми. Она и две их дочери - его группа поддержки, телохранителей и прочей свиты рядом нет. Ско Мо (соотечественники сократили имя своего премьера до двух слогов) проголосовал, купил себе хотдог и стал общаться с другими избирателями.
В финал вышли Рабочая партия и коалиция - Либеральная и отдавшая ей свои голоса Национальная партия. Выборы закончились везде одновременно - в 6 вечера, но из-за разницы в часовых поясах в Перте, где живет наша семья, последние данные сообщили в половине десятого вечера: 41.3% - коалиция либералов и националов, 33,8% - Рабочая партия. Либералам не хватало четырех голосов, но все уже знали, что они победят.
Прямой эфир между тем продолжался. Символом Рабочей партии является красный цвет, у Либеральной - голубой. Лидеры этих партий пришли на выборы в галстуках этих цветов. Атрибутика партий - шары, футболки и буклеты – была соответственного цвета.
У Билла Шортена, лидера Рабочей партии, лицо было очень расстроенным, когда он с женой (она, естественно, была в алом платье) взошел на трибуну. Но под взглядами тысяч людей быстро взяв себя в руки, бодро поздравил своего оппонента - лидера Либеральной партии - с победой. Пожелал Скотту Моррисону, его супруге и дочерям всяческих успехов. А своих избирателей обнадежил:
- Мы не собираемся мириться с поражением. Будем работать над тем, чтобы выиграть на следующих выборах.
Когда зацелованный своими ликующими сторонниками лидер Либеральной партии вышел на трибуну, то первое, что он не сказал, а выдохнул: «Я верю в чудеса! Речь не обо мне, речь о каждом австралийце, поверившем в меня».
Определяя свое политическое кредо Ско Мо, сказал что, это честная борьба за свои идеи и работа на благо народа. Он пообещал, что сделает все, чтобы его любимая Австралия процветала и дальше.
В искренности слов вновь назначенного премьера можно не сомневаться. Мало того, что оппоненты не дремлют (они будут атаковать сформированную им команду по разным направлениям с первых же дней), так еще и избиратели спросят с него за каждый пункт предвыборной программы (ну и, естественно, за каждый цент при формировании бюджета). Они (электорат) все здесь политически продвинутые. Поехала я, к примеру, накануне выборов в поликлинику делать прививку от гриппа, а там бабули и дедули обсуждают со знанием дела всех премьер-министров Австралии: бывших, действующих и потенциальных. В этой стране такого понятия – участвовать-не участвовать в выборах - не существует. Каждый – и стар, и млад - голосует сам за себя. Не можешь прийти на избирательный участок – проголосуй заранее. Австралия - страна консервативная. Здесь все четко организовано и предусмотрено, все хорошо знают свои права и никому в голову не придет нарушить закон. Что касается выборов, то они априори по вышеназванным причинам честные, поэтому никаких наблюдателей и не требуется.
… Я много думала на тем, почему австралийцы (и я ведь теперь тоже одна из них) так любят и берегут свою страну. Мне кажется, секрет кроется в высокой толерантности. И да - здесь очень много доброты. В Австралии живут практически представители всех национальностей, цветов кожи и вероисповедании, представленных на земле, но при этом нет дискриминации ни по одному из этих признаков. Эти чувства переданы в гимне страны. Когда его начинают играть на больших праздниках, то по телу пробегают мурашки от торжественных звуков. В нем есть такие слова, которые трогают сердце любого человека: каждый, кто прибыл сюда из-за океана, найдет здесь приют.
Многие австралийцы искренне верят, что у их чистенькой, уютной и ухоженной страны есть свой Дух-покровитель (Australian Aussie spirit), который живет в самом центре страны – на горе Uluru. А, может быть, он и в самом деле есть? По крайней мере, Опра Уинфри, знаменитая американская телеведущая, побывавшая в это святом для австралийцев месте, призналась, что верит в это…