Президент начинает – аппарат выигрывает
Не зря было сказано еще в начале 90-х: в результате любой тектонической подвижки на вершине властного олимпа всегда выигрывает бюрократический аппарат у его подножия.
17 июня президент Токаев подписал указ о создании двух новых и реорганизации еще трех действующих министерств. На ведомственной карте страны появились министерства торговли и интеграции (министр Бахыт Султанов) и министерство экологии, геологии и природных ресурсов (министр Магзум Мирзагалиев).
Но как известно, из школьного кура физики, если в одном месте прибывает, то в другом – убывает. Так и произошло с перераспределением полномочий от старых ведомств к новым. Что же получили новички от старичков? Согласно президентскому указу, функции формирования и реализации внутренней и внешней экономической политики, международной экономической интеграции, защиты прав потребителей переданы от МНЭ - минторгинтеграции; от мининдустрии и инфраструктурного развития – техническое регулирование, стандартизация и обеспечение единства измерений. Наконец, от МИДа – координация деятельности в сфере продвижения экспорта.
Мало-мальски осведомленные люди не дадут соврать: все перечисленные зоны ответственности сулят их кураторам (и не только кураторам) щедрые дивиденды. Так что, в ближайшее время в новом министерстве начнутся старые, как мир, бюрократические забавы – битвы за теплые кресла и мягкие стулья.
Не менее лакомые куски перепадают чиновникам из минэкогеоприродресурсов. У минэнерго (где, кстати, г-н Мирзагалиев с 2014 года трудился вице-министром) новое ведомство «оттяпает» формирование госполитики охраны окружающей среды (на это сегодня выделяются миллиарды тенге), работу с твердыми бытовыми отходами (тоже золотое дно при «грамотном» подходе). Минсельхоз отдает использование и охрану водного фонда, водоснабжение (тут достаточно вспомнить перманентные коррупционные скандалы вокруг госпрограммы «Питьевые воды», чтобы понять: это дорогого стоит). От аграрного ведомства новички получат также водоотведение (что в контексте ежегодно повторяющихся паводковых кошмаров выглядит довольно сомнительным приобретением) и лесное хозяйство. Наконец, от МИИР новое ведомство унаследует государственное геологическое изучение и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Хотя геологическая отрасль в Казахстане в последние десятилетия переживает не самые лучшие времена, предприимчивому чиновнику и здесь есть где развернуться. Правда, в прошлом году бывшего главу комитета геологии МИИР Базарбая Нурабаева, наладившего системное получение взяток от предпринимателей за заключение контрактов на недропользование, схватили за руку борцы с коррупцией. Но факт остается фактом: место это очень даже хлебное.
Словом, остается констатировать: от перестановки ведомственных слагаемых сумма потенциальных бонусов для перемещающихся в новые кресла чиновников еще как меняется.