вторник, 08 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Элизабет Уоррен – возможный преемник Трампа

Новый внешнеторговый план американского сенатора Элизабет Уоррен подкрепляет её статус кандидата в президенты от демократов.

Внешнеторговая политика США уже давно определяется корпоративными и финансовыми интересами. Она обогащает эти группировки, одновременно снижая доходы среднего класса и ухудшая ситуацию во многих местных сообществах. План Уоррен представляет собой радикальное переосмысление внешнеторговой политики в интересах общества в целом.

Как отмечает Уоррен, мы живём в мире, в котором пошлины на импорт в большинстве случаев уже достаточно низки. Представители на торговых переговорах тратят сегодня основную часть времени на споры не о налогах на импорт или других барьерах на границе, а о регулировании внутри этих границ, например, о правилах защиты интеллектуальной собственности, технических стандартах, промышленной политике и так далее. Современные торговые соглашения стремятся достичь «глубокой интеграции», а не «поверхностной интеграции».

Глубокая интеграция способна поднять международную торговлю и инвестиции на более высокие уровни, но при этом она сильнее вмешивается в социальные отношения внутри страны. Она создаёт ограничения для налоговой политики государств и их регулирования, а также снижает их возможности придерживаться собственных социальных и трудовых стандартов. Неудивительно, что транснациональные компании, а также крупные фармацевтические и финансовые фирмы стремятся получить доступ к зарубежным рынкам в ущерб нуждам рабочих и среднего класса.

Ключевой пункт плана Уоррен заключается в введении предварительных условий перед подписанием соглашений о глубокой интеграции. Любая страна, с которой США ведут переговоры о торговом соглашении, должна признавать и соблюдать международные признанные трудовые права, а также права человека. Эта страна должна быть участником Парижского климатического соглашения и международных конвенций против коррупции и уклонения от налогов. Уоррен называет «постыдным» тот факт, что сама Америка не соблюдает некоторые из этих стандартов, особенно в сфере труда и экологии. Её план обязывает США исправить эти недостатки.

Такой подход намного лучше нынешней практики, когда предполагается, что торговые партнёры повысят свои стандарты, как только будет подписано торговое соглашение. В реальности дополнительные соглашения о труде и экологии доказали, что они весьма неэффективны. Единственный способ гарантировать такое же внимание к подобным вопросам, как и к вопросам о доступе к рынку, – ограничить торговые соглашения только теми странами, которые уже соблюдают высокие стандарты.

Уоррен намерена исключить некоторые наиболее вредные пункты из торговых соглашений – или смягчить их. Она правильно предлагает ликвидировать действующую систему урегулирования споров между инвесторами и государством – эта спорная практика позволяет иностранным корпорациям засуживать правительства. Она также предлагает ограничить размах монопольных прав на интеллектуальную собственность, пообещав никогда не заставлять другие страны продлевать эксклюзивный период для лекарств по рецепту.

Кроме того, Уоррен хотела бы резко повысить прозрачность торговых переговоров. Сегодня проекты текстов соглашений держатся в секрете до тех пор, пока их не выносят на голосование в Конгресс. Уоррен предлагает открыть проекты договоров для контроля и комментариев со стороны общества. Возможно, что в прошлом такая секретность (в сочетании с запретом на внесение поправок законодателями) помогала либерализации внешней торговли – в модели поверхностной интеграции. Однако, начиная с 1990-х годов, она помогала усиливать корпоративное лобби и приводила к заключению несбалансированных соглашений.

Уоррен также готова ввести «пограничную углеродную коррекцию» налогов для того, чтобы отечественные компании, которые несут все социальные издержки, связанные с выбросами углекислого газа, не оказались в невыгодном положении по сравнению с теми иностранными компаниями, у которых таких издержек нет. Помимо этого, торговые соглашения будут оцениваться не только по их национальному эффекту, но и с учётом их региональных последствий. Уоррен намерена передавать соглашения на одобрение Конгресса только после того, как они будут одобрены консультативными комитетами по вопросам регионов, труда, защиты потребителей и интересов сельских жителей.

Некоторые критикуют эти требования за то, что они настолько строги, что исключают возможность заключения каких-либо новых торговых соглашений. Такое возможно, но это не так уж и плохо. США могут оставаться открытой экономикой, пользующейся выгодами работы на мировых рынках, но при этом они не обязаны подписывать плохие торговые соглашения, которые разработаны в соответствии с моделью глубокой интеграции. Плохо продуманные соглашения, подобные НАФТА, приводят к негативным последствиям: они подрывают легитимность внешней торговли и усиливают протекционистскую реакцию.

Есть и другая претензия: Уоррен сосредоточила внимание на США и мало говорит о многостороннем торговом режиме и о том, как его надо реформировать. Однако, наверное, вполне естественно, что, будучи кандидатом в президенты США, Уоррен отстаивает американскую точку зрения. Впрочем, стоит отметить, что единственный раз, когда она упомянула мультилатерализм, это был точный удар в цель. Она обещает заключить многостороннее соглашение, которое защитит субсидирование зелёных продуктов и технологий от возможных проблем, создаваемых правилами мировой торговли. Учитывая неотложность борьбы с изменением климата, а также то, что эта борьба в значительной степени игнорируется торговыми правилами, такой приоритет для многостороннего торгового режима является абсолютно правильным.

Третья критическая претензия заключается в том, что торговая политика Уоррен – столь же протекционистская, как и политика Трампа. Но это лицемерие. Торговая политика Трампа – это дымовая завеса, прикрывающая его регрессивную экономическую повестку дня внутри страны. Предложения Уоррен в сфере внешней торговли призваны поддержать её широкую программу прогрессивных экономических реформ в США и гарантировать, что торговые соглашения косвенным путём не помешают её реализации.

В конечном итоге политическое и экономическое будущее Америки будет в меньшей степени определяться её торговой политикой и в большей – её внутренней политикой, способствующей повышению инклюзивности и проведению структурной трансформации. О многом говорит тот факт, что внешнеторговый план Уоррен появился относительно поздно – уже после большой серии предложений по реформированию правил работы американского капитализма, начиная с антимонопольных правил и промышленной политики и заканчивая финансовым регулированием и институтами рынка труда.

Внешнеторговая политика в основном является приложением к этой повестке. По сути, план Уоррен не является протекционистским. Но если иногда он требует той или иной степени торговой защиты (с целью защитить рабочих, местные сообщества, налоговый режим или экологические правила), то только потому, что существует внутриполитическая программа, которую действительно стоит защищать.

Дэни Родрик профессор международной политэкономии в Школе государственного управления им. Джона Кеннеди при Гарвардском университете, автор книги «Прямой разговор о внешней торговле: Идеи для разумной мировой экономики».

Copyright: Project Syndicate, 2019.
www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33