пятница, 22 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

МухтарТайжан: «В партии «НурОтан» возможен раскол

Выступление Елбасы вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Большинство считает, что Назарбаев напомнил всем, кто истинный хозяин в доме. Что же на самом деле произошло на расширенном заседании политсовета НурОтан? – об этом exclusive.kz побеседовал с одним из членов НСОД Мухтаром Тайжаном.

- Мухтар, итак, судя по выступлению первого президента, никаких изменений выборного законодательства не будет. Что это значит?

- Да, первый президент сделал несколько неоднозначных заявлений. Во-первых, сказал  о том, что в стране не будет внедрена мажоритарная выборная система. Это значит, что в стране не будет  независимых депутатов как мажилисе, так и в маслихате. Это значит, что исполнительнаявласть не будет находиться под независимым контролем. Мы знаем, что партии создать на сегодняшний день практически невозможно. Это значит, что, как и сегодня, как и вчера в мажилисе и маслихататах будут присутствовать в основном депутаты только от одной партии – партии НурОтан. Результаты такой ситуации мы видим уже больше двадцати лет. Это значит, что политическая система будет законсервирована. Это значит, что и экономическая ситуация  не будет улучшаться. И это вызывает серьезную тревогу.

Во-вторых, первыйпрезидент призвал народ обогащаться за счет животноводства: «возьмите себе двух коров и не просите  помощи у государства». Согласен, что животноводство всегда было очень хорошим бизнесом, благодаря которому казахи и жили, и обучали своих детей. Но реальность сегодня такова, что выжить за счет животноводства невозможно. Дело в том, что этим двум коровам нужно будет сено. Стоимость только одной телеги сена – в пределах 15  тысяч тенге. Вопрос – где их взять? В стране с огромным количеством земель сельхозназначения нет ни пяди свободной земли. Пасти скот негде, а если хочешь – плати. Если мы хотим обогатить народ за счет животноводства, значит мы должны дать ему для этого землю, отобрав ее у латифундистов. А латифундисты в основном - как раз члены партии Нұротан!

В-третьих, сама постановка вопрос поводу многодетных семей – их упрекнули в том, что они, прежде чем рожать, не советовались с государством.  Но дело в том, что государство все эти годы как раз и призывало рожать. Вообще-то, тут совета от государств в принципе не требуется – пусть граждане страны рожают столько, сколько считают нужным. Государство должно обеспечить всего 18 млн человек рабочими местами. Для этого нужно оживить экономику. Дело в том, что это звучит как минимум контрастно на фоне того, как государство ежегодно помогает банкам, крупному бизнесу, выделяя триллионы тенге и поощряя их бездарный менеджмент. Только в прошлом году правительство выделило   600 млрд. тенге банкам, еще столько же квазигоссектору, по 450 млрд. тенге Цесна банку и Казагро. И при этом государство призывает многодетные семья не просить у них помощи…

-  Кроме того, заявление Елбасы по сути дезавуировало создание НСОД – одной из основных задач которого было как раз изменение выборного законодательства?

- Я по-прежнему глубоко убежден,  что главной задачей НСОД является разработка нового выборного законодательства. И теперь я убежден в этом еще больше, как и, надеюсь, большинство членов НСОД.

- Но ведь это подразумевает прямой конфликт с первым президентом? Назарбаев четко дал понять, что никаких изменений не будет. Речь идет ни много, ни мало, как об угрозе политического раскола?

- Я отдаю себе отчет, что легкой прогулки не будет.  Я знаю, что очень многие против политических и экономических реформ. И среди них не только те, кого мы видим по телевизору, но и те, кого мы видим на страницах соцсетей. Они присосались к этой коррупционной системе и кровно заинтересованы в ее консервации. Мы столкнемся с большим противостоянием реформам, и не только с той стороны, которой ожидаем, и но и от тех, от кого не ждем. Всегда точка зрения зависит от точки сидения. Поэтому будет нелегко. Но мы будем стремитьсяи большинство нас понимает, что нужны законодательные изменения на принципиально новых основах. И я очень надеюсь, что мои единомышленники в НСОД будут последовательны.  Я проехал более 10 тысяч км по Казахстану, провел очень много встреч и они мне дали уверенность в правильности той работы, которую я делаю. Мне дали наказ: «Не выходи из совета, никого не слушай, другого шанса не будет. Иначе будет открытый бунт, но мы не хотим доводить ситуацию до этого. Поэтому ты и твои соратники должны работать там».

- Но ведь формально Елбасы обещает сделать то, что уже давно требовало общество: создание полупарламентской республики с значительным урезанием полномочий президента. А мы опять недовольны?

- Их план именно в этом и состоит, чтобы с помощью нуротановского большинства и дальше править страной. Но весь вопрос заключается в том, что этот парламент должен формироваться по новому выборному законодательству. Речь идет как минимум о двух законах – о выборах и политических партия. Если НурОтан наберет большинство, так тому и быть. Но проблема в том, что страна стала другой. Да, НурОтан имеет право ставить свои цели, а мы имеем право ставить цели, выгодные большинству народа. Мы должны поменять состав маслихатов и мажилиса и это является неизменной моей целью.

- Чего вы ожидаете от послания президента Токаева?

- Заявления о политических и экономических реформах. Так дальше жить нельзя. Нужны реальные действия. Если власть хочет законсервировать нынешнюю ситуацию –будет взрыв. Я знаю настроения народа и терять людям уже нечего. Уровень жизни очень упал, уровень закредитованности населения уже приближается к критическому. Народ ждет мирных реформ. Иначе будет взрыв.

- Мы все чаще сталкиваемся тем, что власть дает установки, которые тут же сама и отменяет. Например, буквально за несколько месяцев до президентских выборов нам сказали, что их не будет. Та же ситуация повторяется сейчас, но, по всем косвенным признакам очевидно, что парламентские выборы все же будут и очень скоро. Особенно это заметно по активизации НурОтана. Может, все же власть понимает, что общество не проглотит эту пилюлю и будет расти  общественноедавление?

- Совершенно верно. Конечно, с точки зрения НурОтана выгодней провести выборы именно этой осенью, не меняя выборного законодательства, не предоставляя времени для создания новых партий. Но это для нас это не выгодный вариант – мы получим клон сегодняшнего мажилиса. Нам выгодно выиграть время, а потом уже в конституционные сроки проводить выборы. Не исключаю, что партия НурОтан, имея парламентское большинство, все же объявит досрочные выборы. И тогда позиция общества и НСОД должна быть однозначной.

- Но вот некоторые члены НСОД намерены заниматься  «конкретными вещами». Например,  лоббировать создание условий для прозрачности госорганов в виде программы облегчения доступа населения в здания госорганов. Очень велик риск того, что фундаментальные вещи будут заболтаны…

- Есть такой риск. Но я намерен заниматься как раз вопросами фундаментальными. Все проблемы Казахстана являются системными, поэтому и заниматься ими нужно системно. И надеюсь, что таких как я больше, чем тех, кто удовольствует пропускной системой в официальные здания.

- Некоторые эксперты охарактеризовали произошедшее на заседании политсовета НурОтанакак конституционный переворот. Что Вы думаете по этому поводу?

- Были озвучены вещи, которые не входят в компетенцию никакой политической партии. Никакая партия не имеет право безапелляционно говорить о конституционном устройстве страны. Любая партия может предлагать свое видение, но не может решать, каким будущее страны. Не берусь утверждать, что речь идет о конституционном перевороте – президент на своем уровне, государственное устройство не нарушено, но права на истину никто не может узурпировать. Ни одна партия не может говорить от имени народа. Даже назначаемая. Все население свое отношение к политике проявило на последних президентских выборах. Народ заточен на перемены!

- Но дело в том, что Назарбаев предложил сценарий, очень органичный еще несколько лет назад, но совершенно не применимый в новой реальности. Выступление первого президента может привести если не к явному, то к скрытому расколу. И начнется внутренняя внутрипартийная конкуренция… Вы рассматриваете такую версию?

- Это абсолютно рабочая версия. Партия и власть совершенно неоднородны – в ней есть и ястребы, и голуби, консерваторы и либералы. Вы заметили лица присутствовавших на заседании? Многие были в шоке от услышанного. Более того, на их лицах был страх от того, во что они вляпались. Сейчас социальные сети отражают реальное мнение народа и адекватные люди понимают, что нам предложили устаревший сценарий – но страна изменилась и мир вокруг нее. Но главное – стремительно меняется наше сознание.  Еще десять лет назад народ поддерживал НурОтан и лично Назарбаева. Сейчас все изменилось. И адекватные люди, которых немало, это понимают. Никто не обещал легкой прогулки. Но я вдохновлен поддержкой людей. И не только в соцсетях, а реальных людей, которые глубоко понимают сегодняшнюю ситуацию. Аксакалы дали мне бата и с ним я еду в Нур-Султан. Это я делаю для своих собственных детей, чтобы у них был шанс реализовать себя в нашей стране, это я делаю для всей молодежи Казахстана. И призываю внимательно следить и поддерживать нас. Поэтому я буду добиваться прямого эфира и максимальной прозрачности, чтобы все видели и слышали, кто как себя поведет.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33