Депутаты против Forbes?
Один из самых громких скандалов уходящего года - «депутат Балиева vs бизнесмен Рахимбаев и детский омбудсмен Саин» начался не вчера, однако до сих пор будоражит общественное мнение.
С одной стороны, слышны эмоциональные аргументы вроде «пока вы заседаете, система калечит детей», с другой – сухие ссылки на «правила законотворческого процесса».
Вот краткое изложение сути конфликта.
Осенью мажилис начал рассматривать законопроект о статусе педагога. Депутаты не скрывали: сроки очень жесткие, надо успеть до 1 января, чтобы, по словам мажилисвумен Ирины Смирновой, учителя могли получить обещанную президентом Токаевым прибавку к зарплате. В то же время, бизнесмен и меценат Айдын Рахимбаев, заручившись поддержкой президента, еще весной объявил об открытии при участии других бизнесменов частного Национального агентства по усыновлению.
По его словам, правительство инициировало внесение поправок для ускорения их принятия в мажилисе и параллельно передало агентству по усыновлению право работать в пилотном режиме в трех областях.
Однако депутаты не спешили рассматривать эти поправки, за что получили отповедь нового уполномоченного по правам ребенка Аружан Саин, которая заявила, что все детские дома в Казахстане давно можно было закрыть, но этому мешает "равнодушие должностных лиц". "Пока вы там заседаете, а мы надеемся, что там всем не все равно, система калечит детей. Насилует. Морально. Физически. Сексуально. Я общаюсь с детьми - жертвами насилия. В том числе пострадавшими и в стенах детских учреждений. И со взрослыми, пережившими там насилие. Мысли про автомат и расстрел - это самое гуманное, что приходит от этого всего. Но находятся защитники насильников, продажные "активисты-блогеры" и даже так называемые общественники, так находятся и равнодушные "должностные лица", которые "не хотят портить отношения с коллегами", "мало ли как завтра повернется",
Айдын Рахимбаев вдогонку опубликовал в фейсбуке гневный пост:
«Я возмущен! Два дня в парламенте идут слушания о поправке к закону, в рамках которого наконец-то должны дать статус национальному агентству по усыновлению.. Но некоторые доблестные депутаты против этого, и всяческими немыслимыми доводами пытаются помешать этому. Я шокирован, они даже оказывается призывают своих коллег-депутатов проголосовать против рассмотрения поправок. Не к тому закону и типа давайте потом отдельный закон вводить, а это еще 1.5-2 года ожидания (а дети в дет домах пусть подождут). Что якобы у нас с дет.домами в стране все хорошо, зачем нам дополнительные рассмотрения новых поправок. Догадайтесь, какая фамилия у главной недовольной тетушки? По закону, принятому ими в 2010 году, усыновлением наших казахстанских детей могут заниматься только 12 иностранных (!!) агентств, у которых на сайте есть ценники с большими прайсами в десятки тысяч долларов. И ни одно казахстанское агентство не имеет права на эту деятельность – а мы хотим, чтобы эти услуги для казахстанских граждан были безвозмездными, и в приоритете.
Сейчас наше агентство благодаря поддержке правительства уже работает в пилотных областях и нам дали статус, который позволяет работать с детскими домами напрямую до принятия закона. И, как правило, вскрывается очень много проблем…»
Депутат (и, кстати, в недавнем прошлом детский омбудсмен) Загипа Балиева, по ее словам, узнала о «наезде» бизнесмена из прессы. Она считает, что в законопроектах о статусе педагога должны рассматриваться нормы, касающиеся только учителей, воспитателей и детей. "Сейчас рассматривается основной, второй - сопутствующий. Основной закон состоит из 19 статей, сопутствующий - из 195 статей. Я впервые такое вижу. Норма о национальном агентстве по усыновлению сидит в сопутствующем законопроекте. К нему мы еще не приступали. Я предлагаю в сопутствующем законе рассматривать все по педагогам, снижению нагрузки на учителей. Я сейчас готовлю комплекс вопросов по детям". "Норму о национальном агентстве мы еще не рассматривали. Я внесла предложение: убрать все, что не касается статуса педагога. Коллеги еще не рассматривали. Согласно статье 61 Конституции все общественно значимые отношения регламентируются законом. Все законы во всех отраслях и отношениях уже сформированы (в Казахстане. - Прим.). Есть законы в образовании, защите прав ребенка, по воинской службе...»
Завсегдатаи соцсетей, судя по их комментариям, разделились на два лагеря. Большинство поддержало инициативу об агентстве по усыновлению. Но были и другие мнения. Вот самый показательный комментарий в ФБ:»Судьбу детей - сирот должно определять государство и никто другой. Прекратите шельмовать и клеветать государственные детские дома! Нельзя превращать детей-СИРОТ В БИЗНЕС И ПЕРЕДАВАТЬ В ЧАСТНЫЕ РУКИ , ИНАЧЕ ЭТО ПРЕВРАТИТСЯ В ТОРГОВЛЮ ДЕТЬМИ СИРОТАМИ». Очень многие пользователи, как оказалось, убеждены: воспитание сирот – задача исключительно государства, «которому мы за это платим налоги».
Тем временем, бизнесмен и многодетный отец Рахимбаев активничал не только он-лайн. Он встретился с председателем мажилиса Нурланом Нигматулиным, о чем весьма оптимистично сообщил в ФБ: «Хорошая новость! Сегодня встретился со спикером Мажилиса Нурланом Нигматулиным. Был обстоятельный и непростой разговор по вчерашней теме моего поста. Лично Нурлан Зейруллаевич поддерживает поправки в законопроект по созданию Агентства по усыновлению и заверил, что времени будет достаточно и они примутся. Правда жестко высказался, что нельзя обобщать депутатов и что мнение одного депутата, это не мнение
большинства Парламента. И я с ним соглашусь, так как и в правительстве, и в Парламенте было понимание и поддержка поправок, но из-за мнения отдельных депутатов в рабочей группе наши вопросы заблокировали. В этом и была нарастающая проблема и риски по их непринятию! Мы в нашем фонде очень рассчитываем на скорейшее принятие поправок по Агентству усыновления».
Этот текст он разместил 20 ноября. А на следующий день, 21 ноября директор фонда «Ана үйі» Балия Акимбекова на брифинге в столице сообщила: власти пообещали, что законодательные поправки о создании агентства по усыновлению будут приняты до конца года.
«Вчера мы были в Акорде, нас заверили, что власти прислушиваются к гражданскому обществу. Помимо Калетаева (Дархана, первого заместителя руководителя администрации президента РК – авт.) на встрече были представители парламента, администрации президента. В принципе, все вопросы урегулированы. (…) Нам обещали, что поправки будут приняты в этом году – до конца декабря». – сказала она.
Что ж, похоже, точку в этом споре «представителей народа», (каковыми по идее должны быть депутаты) с общественностью и «социально ответственными бизнесменами» ставить еще рано.
Интересно будет понаблюдать за развязкой этого «великого противостояния».Тем более, что предмет спора –дети. А дети –это святое.
Как бы то ни было, за скобками поднявшегося хайпа повисают в воздухе, как минимум, два вопроса. Первый: почему государство не спешит отказаться от казенных детских домов, которых нет и никогда не было в большинстве стран мира? И второй: если по официальным данным на каждого воспитанника детдома государство выделяет 1,9 миллиона тенге в год, то не в этом ли стоит поискать первопричину спора?