Что стоит за десятидневной отсрочкой заседания правительства с участием президента?
Похоже, мы становимся свидетелями нарастающего противостояния правительства и администрации президента. Вернее, тех сил в АП, которые видят усиливающуюся тенденцию пробуксовки инициатив президента Токаева – с одной стороны, и тех, кто тормозит эти инициативы на уровне исполнения – с другой.
В минувший понедельник в эфире государственного телеканала «Хабар-24» схлестнулись (другого слова не подберешь!) внештатный советник президента Олжас Худайбергенов и министр труда Биржан Нурымбетов. Худайбергенов, напомним, ранее констатировал невыполнение правительством в лице Минтруда президентского поручения - проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования. В скобках заметим: многие эксперты раскритиковали эту идею еще в сентябре после того, как Касым-Жомарт Токаев впервые озвучил ее в своем президентском послании. Однако, Худайбергенов уверен: задача выполнима.
Вот что он написал в фейсбуке: «Вчера я был на круглом столе, где, к сожалению, представители правительства, а именно министр труда Биржан Нурымбетов и директор Центра развития трудовых отношений, экс-министр труда Тамара Дуйсенова, продолжают стоять на прежней позиции. Цифра, конечно, изменилась, теперь речь не о 102 тыс, а о 114 тыс. Но это чисто "косметическое" изменение. Судя по всему, госорганы не будут менять позицию и лишь "играются". Более того, вчера на передаче нам доказывали, что пенсионная система отличная, что жилищная система дает возможность всем решить жилищный вопрос, что всего 1 млн человек нуждающихся. Обсуждение вопросов в рамках логики, что "все хорошо, прекрасная маркиза", является лишь потерей драгоценного времени и доверия к государству, которое начало расти с приходом Токаева. Нужна полная реформа пенсионной и жилищной системы, а не этот местечковый подход» .
Напомним, министр заявил, что по новым расчетам его ведомства своими пенсионными накоплениями смогут воспользоваться уже не 102, а 230 тысяч казахстанцев, в том числе – 120 тысяч действующих пенсионеров, при условии, что оставшаяся часть накопительной пенсии плюс базовая и солидарная будут не меньше 40 процентов дохода по последнему месту работы пенсионера. По словам Нурымбетова, сейчас эти предложения направлены президенту. Если он их утвердит, то потребуется внести изменения в законодательство. И только после этого механизм заработает – «скорее всего, с 2021 года».
Такая позиция вызвала резкую отповедь Олжаса Худайбергенова. «В послании Токаева были поручения, связанных с пенсионной и жилищной системы:
- разработать единую модель жилищного развития в стране, отойти от практики принятия разрозненных между собой программ;
- проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования;
- изучить вопрос консолидации внебюджетной системы социального обеспечения путем создания единого социального фонда и введения одного социального платежа.
К сожалению, все три поручения выполнены в "косметическом" стиле. Более того, все три поручения были рассмотрены отдельно одна от другой, а потому они исполнены в контексте узкого видения. В общем, система госуправления неспособна на что-то существенное, пока сохраняется старая логика принятия решений.
Но на этом все не заканчивается. Я передал в АП предложения по снижению порога, в рамках которых:
1. В краткосрочном периоде число тех, кто сможет использовать пенсионные накопления на покупку жилья, должно вырасти с 102 тысяч до 500 тысяч человек. В целом с учетом изменения законодательства эта мера может быть внедрена самое раннее с 1 июля 2020 года, а самое позднее с 1 января 2021 года.
2. На втором этапе должна быть реализована полная реформа, где все 100% населения получат возможность использования пенсионных взносов на покупку жилья (сингапурская модель). Эта меру можно внедрить самое раннее с 1 января 2022 года.
В рамках первого пункта население должно получить возможность потратить эти деньги для себя и для близкого родственника на:
- использование средств в качестве первоначального взноса при покупке квартиры на первичном рынке через программы ЖССБ.
- оплату имеющегося ипотечного кредита.
- оплату лечения по заболеваниям, которые не покрываются в рамках ФОМС.
В рамках второго пункта должно добавиться образование и инвестиции.
И последнее. Все те, кто стоит на достаточности "косметических" изменений, думаю, должны добровольно подать в отставку. И так потеряли четыре месяца, не хочется терять еще больше».
По существу, советник президента выдвинул ультиматум если не всему правительству, то его социально-экономическому блоку. Примечательный штрих: сразу после «наезда» дату заседания кабмина с участием президента, на котором должны быть рассмотрены итоги 2019 года, перенесли на десять дней –со вторника14 января на пятницу 24-го. Причем, судя по сведениям наших источников в Акорде, советники и помощники Токаева в экстренном порядке готовят для него некое «программное» выступление.
Некоторые политологи пророчат отставку правительства с возможной сменой премьер-министра. В том числе не исключается очередное пришествие на этот пост Карима Масимова, место которого в КНБ якобы займет племянник елбасы Самат Абиш.
Если Масимов действительно станет премьером, то для Токаева это будет означать еще бОльшую зависимость от своего предшественника. Очевидно, что и в Акорде, и в Библиотеке хорошо понимают: социально-экономическая ситуация в стране необратимо ухудшается, уровень жизни населения снижается. Но если окружение действующего президента пытается (правда, пока без особого успеха) переломить ситуацию либерально-реформаторскими мерами, то команда Лидера нации видит ключ к успеху в тотальном затягивании поясов и жестком администрировании. Как раз в последнем Карима Каимкановича принято считать специалистом.
В то же самое время, Библиотека не может не видеть роста популярности в обществе нового президента, который, пусть пока далеко не все может, но хотя бы пытается. В этом контексте Нурсултану Назарбаеву и Ко крайне важно провести в наступившем году досрочные парламентские выборы, пока раздухарившийся под крылом Токаева НСОД не поменял кардинально правила политической игры. В этом контексте провал одной из ключевых инициатив Токаева о досрочном изъятии вкладчиками ЕНПФ своих накоплений может оказать серьезное влияние на политическое будущее второго президента.
Перенесенное заседание правительства, а главное – намеченный на февраль съезд партии «Нур Отан» могут стать провозвестниками перемены его участи.
Так что, похоже, Олжас Худайбергенов прав: времени на косметические реформы у его внештатного шефа действительно не осталось.