Евразийские реалии
Окончание
Однако самыми интересными выглядят сравнительные показатели внешнеторговой деятельности данных государств как внутри ТС, так и со всем остальным миром.
Начнем с Беларуси. Основным торговым партнером страны традиционно выступает Российская Федерация, доля которой во внешнеторговом обороте постепенно повышается, от 46,7% в 2009 году до 49,6% в 2013 году. При этом доля стран ЕС за эти годы, в основном, снизилась, причем с некоторыми партнерами достаточно существенно, как например с Латвией - с 3,6% до 0,8% от белорусской внешней торговли. Доля Казахстана во внешней торговле Беларуси за аналогичную пятилетку также увеличилась, но цифры здесь совсем иные, с 0,8% в 2009 году до 1,2% в 2013 году. Если учитывать данные за первые 9 месяцев текущего 2014 года, то доля России стабильна – 48,5%, доля Казахстана увеличилась до 1,5%. Таким образом, если Россия является главным внешнеторговым партнером Беларуси, то Казахстан не входит даже в первую десятку, располагаясь на 11-м месте. Доля торговли с новыми членами евразийских объединений для Беларуси и вовсе ничтожная: с Кыргызстаном – 0,1%, с Арменией – 0,05%. Внешняя торговля Казахстана в гораздо большей степени диверсифицирована. Хотя самой большой долей обладает Российская Федерация (17,9% по итогам 2013 года), у Казахстана есть и другой важнейший партнер – Китай (17% по итогам 2013 года). Что касается Беларуси, то ее доля во внешней торговле Казахстана крайне мала – 0,6% по итогам 2013 году, снизившись на целых 36,4% по сравнению с 2012 годом. Больше чем с членом ТС Беларусью Казахстан торгует даже с отдаленной Португалией: 756 против 952 миллионов долларов США. В совокупности же, страны Таможенного союза составляют лишь 18,4% от внешнеторгового оборота Казахстана. Для сравнения, аналогичный показатель Казахстана со странами ЕС составляет 41%. Что касается планируемых членов объединения, то доля товарооборота с Кыргызстаном в 2013 году достигла лишь 0,8%, а с Арменией и вовсе не дотянула и до одной десятой процента: в абсолютном выражении – менее 8 миллионов долларов США, в 11 раз меньше, чем с Марокко!
Крупнейшим страновым торговым партнером Росссийской Федерации является Китай, товарооборот с которым в 2013 году достиг 88,8 млрд долларов США. Если учитывать экономические блоки, то в 2013 году 49% российского товарооборота приходился именно на страны Евросоюза. Весьма пикантным выглядит ситуация, когда доля Евросоюза во внешнеторговой структуре РФ в 2013-м по сравнению с предыдущим годом увеличилась почти на 2%, а ТС уменьшилась (!) на 5,2%. Это неудивительно, потому что страны ТС не занимают главенствующих позиций в числе экономических партнеров России: Беларусь занимает 6-ю строчку, Казахстан – 11-ю. При этом совокупная торговля России со странами ТС составляет всего 7,1% от общего внешнеторгового оборота.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в России и Беларуси государственные источники информации склонны рассматривать по отдельности торговлю со странами СНГ и торговлю с «дальним зарубежьем». В секции СНГ, разумеется, члены тройки, плюс Украина, являются друг для друга основными торговыми партнерами. За счет такого бумажного ранжирования «целесообразность» союза повышается. В Казахстане же основной пропагандистский упор делается на пресловутый рынок в 170 миллионов человек, который на практике, мягко говоря, не совсем доступен для казахстанских товаропроизводителей по причине различных бюрократических заслонов.
Таким образом, очевидно, что в данном случае экономический принцип «интегрируйся с тем, с кем больше торгуешь», не работает. Для России и Беларуси Республика Казахстан в числе торговых партнеров находится во второй десятке. Зачем Казахстану создавать барьеры в торговле с остальным миром в пользу ЕАЭС? Видимо, для того, чтобы беспрепятственно и с удовольствием потреблять товары стран-партнеров, ведь импорт российских товаров Казахстаном в 3 (!) раза превышает экспорт в данную страну, а с Беларусью цифра еще более говорящая – в 12 раз! И если Республика Беларусь «выбила себе ряд явных преимущества в виде той же отмены экспортной пошлины на российскую нефть и нефтепродукты, то Казахстан в данном объединении снова выглядит щедрым баем. Что поделаешь, за имидж нужно платить…
Если рассматривать экономическую значимость присоединения Армении и Кыргызстана к евразийской тройке, то она совсем невелика для остальных участников. В особенности, это касается Армении, мизерный экономический вклад которой компенсируют уникальное геостратегическое расположение и дополнительный голос в пользу России, потенциально уравновешивающий центрально - азиатские республики.
Теперь мы видим, что провозглашенный на бумаге экономическим, ЕАЭС, по сути, обязан своим существованием, деликатно говоря, не совсем экономическим основаниям. Ни одна из сторон не извлекла из Таможенного союза существенных экономических дивидендов. Российская продукция стабильно осваивает рынки Казахстана и Беларуси, в то время как объемы торговли между Беларусью и Казахстаном относительно невелики. Кроме того, для России интеграция в рамках ЕАЭС – это еще и шанс оживить и удержать отдаленные от европейской части страны Сибирь, Алтай и, впоследствии, Дальний Восток. Недаром поэтому немалое внимание уделяется приграничной интеграции с Казахстаном. К слову, из 8,445 км автотрассы Западная Европа – Западный Китай 5,020 км будут проходить именно по территории ЕАЭС, в рамках которого около 86% таможенных поступлений будут распределены в пользу РФ.
Сходство политических режимов, военно-политическое сотрудничество тех же самых стран в рамках ОДКБ накладывают тяжелый отпечаток на «экономическую составляющую». Однако, самым главным мотивом является стратегический интерес России в восстановлении контроля на пространстве, еще недавно подчиненном воле Москвы. Это ярчайшим образом показывает интерес РФ в расширении интеграции за счет таких малозначимых для экономики стран, таких как Армения, Кыргызстан и, в перспективе, Таджикистан.
В связи со всем сказанным, вызывают недоумение отдельные заявления по поводу того, что создаваемый ЕАЭС – вещь сугубо экономическая. В реальном мире не существует экономических систем, которые были бы полностью независимы от политических (и наоборот). Ведь, как выразился премьер министр ОАЭ, и, по совместительству, эмир Дубая Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум: «Экономика – это лошадь, политика – это телега». Если наши страны свяжут себя прочными экономическими узами, то от политического брака уже никуда не деться. Телеге не уехать далеко без лошади.
Жандос Темиргали