Политсовет вместо съезда, спикер вместо президента
Нурсултан Назарбаев, в лице председателя партии Nur Otan, подписал постановление о проведении расширенного заседания Политсовета партии 18 марта 2020 года. И это в то время, когда все (и не только «нуротановцы») ждали партийного съезда в феврале, призванного дать старт запланированному «внезапному» электоральному сезону. Но почему его отложили? Каковы были перспективы вновь переигранных планов власти? И вообще, причем здесь Дарига Нурсултановна?
Кина не будет?
О готовящемся расширенном заседании еще на прошлой неделе, в пятницу, обмолвился первый зампред партии Бауыржан Байбек. Это случилось на заседании коллегии Агентства по противодействию коррупции – он уточнил, что одним из вопросов мероприятия будет как раз это самое противодействие той самой коррупции. И не мудрено, как выяснилось на упомянутом заседании, 196 «нуротановцев» было привлечено к партийной ответственности за подобные нарушения, в том числе сразу несколько замакимов. Про уголовную ответственность тогда сказано не было, но нетрудно догадаться, что фигуранты многих громких коррупционных имели соответствующий партбилет в кармане.
Но не будем отвлекаться. Вчера, сразу после объявления о дате заседания Политсовета, Назарбаев принял «сына одноклассника». Официальный партийный сайт сообщает, что «Первому Президенту Казахстана было доложено о предпринимаемых мерах по усилению обратной связи с населением и улучшению качественного состава актива партии, а также о ходе подготовки к проведению расширенного заседания Политического совета». Ну и далее скучные отчеты, по привычке похожие на доклады акима о проделанной работе, а в завершении – дежурная фраза «дал конкретные поручения».
Какие именно поручения, остались загадкой. Как и другой внезапный вопрос – а что со съездом-то, который на февраль был запланирован? О его проведении в конце ноября уведомил сам Нурсултан Абишевич в ходе встречи с представителями региональных филиалов. Тогда, кстати, он практически прямым текстом призвал собравшихся готовиться к электоральному периоду в следующем (то есть, уже в наступившем) году. А также опять дал «конкретные поручения»: «Что касается предвыборной программы партии Nur Otan на выборы в мажилис, то премьер-министру, как члену Бюро Политсовета, надо персонально возглавить эту работу и уже сейчас приступить к разработке этой программы». А затем указал, что в новых партийные списки должны, как минимум, на 30 процентов состоять из женщин и 20 – из молодежи. «Также в списки должны войти представители разных слоев населения, соотечественники, возвратившиеся на Родину, люди с особыми потребностями, предприниматели и представители СМИ», – настоятельно порекомендовал председатель.
В общем, даже конспирологом не обязательно быть, чтобы «предсказать» срочные досрочные парламентские выборы. Правда, некоторые «посвященные» предрекали их в феврале-марте, но уже как-то по срокам не подходит. Да и вряд ли кто-либо (а конкретно – президент) будет выборы в мажилис назначать, не согласовав с партией власти. Получается, запланированные «внеочередные» опять откладываются? Почему? И вообще, что происходит сейчас в «Нур-Отане»?
«Китайская» модель
Один из вариантов ответа на поверхности – развязывание межэлитных войн, вольным или невольным проявлением которых стали откровения «внука-сына» елбасы. Являются ли жалобы Айсултана спланированными или нет, но в любом случае они негативно сказались на имидже его мамы. А ведь это не единственный момент в потоке «черного пиара» против Дариги Назарбаевой – на нее за последние месяцы вылилось столько всего, что иногда даже жалко ее становится. Однако политика не терпит жалости, а большая политика даже использует ее. Поэтому будем беспристрастными и трезвыми.
Надо отметить, что Дарига Нурсултановна не перестает называться претенденткой на пост главы государства даже после того, его занял Касым-Жомарт Кемелевич. Некоторые сетевые оракулы даже «предрекали», что Токаев уступит ей свое место каким-либо образом, а ее нынешнее положение (спикера сената, как первого претендента на замену президента в случае его неспособности президентствовать) выводило эту теорию в аксиому. Однако, не все так просто в «королевстве», в котором за последние несколько лет произошло пресловутое перераспределение полномочий и статус хозяина Акорды, мягко говоря, не такой всемогущий, как при прежнем ее владельце. Тем более, страна идет к президентско-парламентской республике, неумело подражая западным демократиям.
И именно в эту структуру, согласно мнению более продвинутых политологов, должна была быть встроена политическая фигура Назарбаевой. Если все упростить, то она должна была быть избрана председателем «Нур Отана» (на том самом съезде, о котором все почему-то забыли), а в перевыбранном мажилисе возглавить его, тем самым взяв в руки его парламент и правительство, которое сейчас по букве закона выбирают депутаты.
Очень логичная схема. Ее хотелось бы дополнить тем, что что-то подобное разрабатывалось еще лет семь-восемь назад. Это был некий китайский вариант правления страной, хотя многие почему-то сравнивают его с КПСС, как «рулевой» Советского Союза. Сегодня мало кто задумывается над тем, что при всей видимой полноте власти компартии Китая, она далеко не единственная партия в стране. В парламенте КНР (Всекитайское собрание народных представителей – ВСНП), являющимся высшим законодательным и государственным органом власти, на сегодняшний день, помимо КПК, еще восемь партий. Они имеют от двух до семи мест (всего 38) в Постоянном комитете ВСНП, который, к слову, может и Конституцию поменять, и войну объявить, и даже Председателя КНР вместе с его заместителем выбрать (или сместить).
Четыре «плюса»
Но понятно, что все это в большей степени декоративно, а парламент автоматически утверждает решения, уже принятые руководством Коммунистической партии. Зачем это нам нужно? О, тут много «плюсов»! Во-первых, страна лишается жесткой президентской вертикали, но не потому что режим вдруг «переобуться» решил, а просто ради мира и согласия в пост-назарбаевский период. Так сказать, чтобы какой-то из кланов не захватил всю полноту власти и не разделался с конкурентами. Во-вторых, это игра в демократию (точнее, заигрывание с ней) – надо зарубежным наблюдателям и местным «проснувшимся» показать, что мы сами делаем то, что они требовали – парламентскую республику, где президент уже становится формальным лицом.
Есть еще и финансово-экономический фактор, связанный не столько с экономикой страны, сколько с интересами отечественных ФПГ и некоторых транснациональных компаний, которым вместе с олигархами разного пошиба легче «вершить дела» через многих депутатов, чем через одного президента (или премьера). Это тот самый парламентский олигархизм, о котором у нас начали было заикаться, но потом дружно забыли. Это в-третьих. А в-четвертых, если вернуться к образу Дариги Нурсултановны, то нужно понять, что даже возглавляемый ее құда (сватом) Центризбирком не сможет нарисовать ей убедительную победу, если бы она пошла на президентские выборы. А вот через голосование удобного парламента это сделать можно даже без подтасовок, «каруселей» и прочих привычных фальсификаций.
Кстати, для того, чтобы возглавить парламентскую фракцию, а вместе с ней и сам мажилис, совсем не обязательно быть председателем «Нур-Отана». Например, кто-нибудь знает, кто такая Ронна Ромни-МакДэниэл? А ведь она лидер Республиканской партии США, член которой сейчас является хозяином Белого дома. Это лишь самый показательный пример, а их во всем мире достаточно много. Стоит отметить, что смена лидера партии с Назарбаева на Назарбаеву может объективно сказаться на ее (партии, а не Дариги Нурсултановны) имидже и, следовательно, на количестве проголосовавших за нее. Да и съезд можно запросто перенести во времени – было бы желание и повод.
Изменения и дополнения
Вернемся же к самому поводу. Расширенное заседание Политсовета, конечно же, легче собрать и провести, чем съезд. Но дело-то не в простоте, тем более, все понимают, что это формальность. Но для того, чтобы планы сбылись, нужны провести другие формальности – законодательные. Причем, сделать это лучше при нынешнем парламенте, который еще должен выполнить кое-какие функции во благо режима перед тем, как уйти в историю, как сессия при двух президентах. В общем, с большой долей вероятности можно сказать, что настоящей причиной отсрочки съезда, призванного дать старт к очередным внеочередным выборам, является внезапная инициатива властей предварительно отредактировать кое-какие законы.
Какие именно? Прежде всего, это касается поправок, о которых говорил Касым-Жомарт Токаев на совещании с президентским Нацсоветом в декабре прошлого года. Речь идет об «изменениях и дополнениях» в законы о выборах и политических партиях, а также в митинговое законодательство и еще кое-что «по мелочам». Однако, есть мнение, что это «редактирование» может быть более радикальным, что скажется на общем политическом раскладе в стране. Кроме этого, на арену могут выйти новые персонажи, в том числе те, о которых говорили год-два назад, но сейчас по разным причинам подзабыли.
В общем, судя по всему, страна находится на пороге очередных «обновлений». А что же с Политсоветом? По его решениям тоже можно будет «раскладывать пасьянс» на ближайшую перспективу, но особых ставок на его «расширенное заседание» делать не стоит. Хотя оброненная Байбеком фраза о «противодействии коррупции» наводит на положительные эмоции – интересно же будет посмотреть, как межклановые войны преобразуются во внутрипартийные стычки…