Готов ли Казахстан стать ареной «противостояния с потенциальными противниками?
Премьер-министр Канады пообещал президенту Казахстана помочь с демократией. В начале месяца на это прямо намекнул глава Госдепа США, который чуть позже опубликовал свою Стратегию по отношению к Центральной Азии на ближайшую пятилетку. Судя по всему, Штаты решили закрепиться в регионе, сделав его новой ареной для противостояния с «потенциальными противниками», к чему те тоже были готовы. Но готов ли к этому сам Казахстан?
От общего к частному
Краткий рабочий визит госсекретаря США Майкла Помпео в Казахстан достаточно широко освещался в отечественной прессе. Не много меньше СМИ уделили внимания работе саммита министров иностранных дел стран ЦА «С5+1» в Ташкенте, куда, собственно, и ехал «Большой Майк». И лишь единицы уделили внимание обнародованию обновленной Стратегии. А сейчас, спустя две недели, все как будто забыли об этом, хотя, несмотря на свою краткосрочность, это был «долгоиграющий» и по-настоящему стратегический визит. Что он нам дает и что возьмет взамен?
Рассмотрим тему от общего к частному. Для среднестатистического американского избирателя (а именно к его мнению сводятся многие внешнеполитические действия Белого дома) республики Центральной Азии практически ничем не отличаются друг от друга, а окончание «stan» ставит их в один ряд с Афганистаном и Пакистаном. Однако само внешнеполитическое ведомство и потенциальные инвесторы, о которых упомянул мистер Помпео, прекрасно разбираются в различиях между нами и подчеркивают общие факторы. Об этом говорит тот факт, что Вашингтон резко ограничил визы гражданам Кыргызстана, несмотря на то, что это «самая демократичная страна» в ЦА, определив его неким «слабым звеном». Узбекистан получает больше шансов на инвестиции в экономику и прямую помощь вооруженным силам. «Нейтральная» Туркемения и готовящийся к передаче власти в рамках «семейного подряда» Таджикистан не слишком интересуют США и встреча Помпео с тамошними коллегами носила формальный характер.
К общим моментам относятся тоталитарные методы правления, близость к Афганистану и политико-экономическая зависимость от России и Китая. Причем, к первому пункту Госдеп относится традиционно дипломатично, ко второму более конкретно, но в связке с предыдущими договоренностями (в основном, с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией). А вот третий пункт наиболее важный для Белого дома в данный момент, и это касается не только внешней политики, но и внутренней – судя по всему, Дональд Трамп всерьез думает пройти на второй срок.
Вообще, Казахстан и Средняя Азия, как наш регион определили при Советском Союзе, традиционно находятся под влиянием «великих соседей», которые также традиционно находятся в разной степени конфронтации с Соединенными Штатами. В последние годы и месяцы эта конфронтация резко усилилась, а в риторику Москвы и Пекина вернулись такие подзабытые термины, как «потенциальный противник», «империалистическая монополия» и тому подобное. Теперь Вашингтон решил изменить сложившуюся ситуацию, открыто намекнув на то, что пора сменить привычных партнеров на более надежных. Получится ли это?
Дела в «подбрюшье»
Как известно, главный месендж был сделан Майком Помпео в Казахстане, затем откровенный шар против Китая был запущен в Ташкенте на переговорах с узбекским коллегой. Китайская дипмиссия в этих двух странах отреагировала мгновенно, выразив возмущение и заклеймив империалистов. Официальная Москва особо не отреагировала на вызов Госдепа, как будто была уверена в незыблемости своего положения в регионе, зато в прокремлевской прессе было достаточно материалов типа «Мы теряем Казахстан» и «Новый хозяин в российском «подбрюшье». Однако, это больше похоже на превентивный удар, чем на серьезные опасения.
Дело в том, что Кремль уверен в незыблемости договоренности с Акордой (и «Библиотекой») и по-прежнему видит в казахах одного из союзников в противостоянии с Западом. Своеобразным гарантом являются и некие договоренности на транзитный период. Более того, в отличие от КНР, РФ использует не дипломатический, а информационный ресурс, чтобы упрочить свое положение и заявить о «руке Запада», которая хочет вбить клин в многовековую дружбу народов и развязать новый Майдан теперь уже в Казахстане.
Однако, России нужно иметь в виду (она, наверное, и имеет) пресловутую многовекторность Нур-Султана. Встреча с обоими президентами РК показала, что США в курсе транзита и принимает его. Более того, очевидно, что они были заранее осведомлены о передаче Нурсултаном Назарбаевым власти – ведь именно накануне этого события в Казахстан прибыл новый посол этой страны Уильям Мозер, а верительную грамоту от него принимал (через недельку после своего назначения) уже и.о. президента Касым-Жомарт Токаев.
Стоит отметить, что г-н Мозер работал в посольстве США в РК в конце 90-х годов и являлся атташе по энергетическим вопросам. Вообще, в его дипломатической карьере многие посты были связаны с экономикой и хозяйственной деятельностью – так, до недавнего времени он был фактическим завхозом в Государственном департаменте. Но при этом у него немало и политического опыта, в частности по постсоветским странам – он был советником посла в Киеве и возглавлял дипмиссию в Молдове. К слову, в Кишиневе он участвовал (в качестве наблюдателя) в небольшом гей-параде, а в Нур-Султане в честь «месяца гордости ЛГТБ» рядом со звездно-полосатым, появился радужный флаг. Ясно, это не личный взгляд дипломата на сексуальную ориентацию, а демонстрация приверженности «защиты прав человека и основных свобод для всех».
Но все же у Ульяма Мозера, как и у его шефа Майка Помпео, была и остается более широкая миссия в Казахстане. Это политика и экономика в одном флаконе. Точнее сказать, сначала экономика, а потом политика, учитывая слова главы внешнеполитического ведомства США и опубликованной доктрины по ЦА – сначала реформы, а потом инвестиции. А что касается конкретики, то Мозер прибыл в Казахстан именно в качестве активного наблюдателя на время осуществления операции «Транзит» и вхождения страны «пост-назарбаевский период».
«Печеньки» Госдепа
Про «жизнь после Назарбаева» у нас предпочитают не говорить. А вот обещания инвестиций многим запали в душу. Но в этом плане следует быть трезвым и особо чутким. Да, за последнее десятилетие объем американских инвестиций приблизился к 30 миллиардам долларов, но их процентный рост не сравнить с тем, что Штаты вливают сейчас в экономику Узбекистана. Более того, многие инвестиции в соседней республике, в прямом смысле, можно потрогать руками – или полететь прямым рейсом на суперсовременном «Боинге» до самого Нью-Йорка.
У нас же большинство американских активов вложено в нефтегазовую сферу и дипломатический «подкол» посольства КНР в РК о том, что американцы не построили в Казахстане ни одного моста и ни одного километра дороги, призван обнажить этот факт. Кстати, при г-не Мозере США вкладывала активы в строительство дорог в Молдове, но, как отмечают наблюдатели, это стало возможным после активизации в Кишеневе антипутинских настроений, а также перекрытии молдавского направления по отмыванию капиталов из России. В этой связи нужно вспомнить, что нынешний посол США так же известен как ярый борец с коррупцией. А оно нам надо?
В упомянутой Стратегии Госдепа четко прописано: «Благоприятная среда для бизнеса в Центральной Азии будет привлекать американские компании и способствовать достижению более широких целей развития». Об этом говорится в шестом пункте документа. Но под понятием «благоприятная среда», кроме всего прочего, имеется в виду то, что указано в пятом пункте. А там речь идет о содействии реформам в сфере верховенства права и соблюдению прав человека. Или более конкретно: «Укрепление стабильности государств Центральной Азии через обеспечение серьезного участия граждан, инклюзивных политических систем посредством выборов, транспарентной политики, верховенство закона и уважение прав человека».
Это, конечно же, может понравиться нашим правозащитникам и НПО, но для власти это будет трудно, хотя она сейчас старается создать видимость реформ. Поэтому не стоит ждать, что в страну завтра повалят инвесторы от Дяди Сэма. Тем более, капиталисты десять раз подумают, куда вкладывать деньги, а по приказу Белого дома или Конгресса они это делать не будут. Несмотря на разные дипломатические реверансы, Казахстан все еще является зоной недоверия.
Однако кое-какие «печеньки» от Госдепа ожидать можно. Причем, не обязательно в области прав человека и демократических свобод. Так, через посольство финансировались проекты по культурному наследию (от 200 до 800 тысяч долларов), постоянно действует ряд грантов по образованию и повышению квалификации, проходят различные благотворительные мероприятия под эгидой американских международных организаций. Америка однозначно хочет понравиться обществу. Причем, разным его слоям.
В связи с этим, есть основания думать, что в ближайшее время мы станем свидетелями нового этапа борьбы Госдепа с антиамериканскими настроениями в обществе. Этому будет противостоять российская информационная машина, чувствующая себя в Казахстане как дома – деньгами ведь Москва не может подкупать казахстанцев (да и не в ее правилах это). Китай тоже не будет отставать, хотя сейчас уже не казахское и русскоязычное население с Казахстана стало обращать внимание на проблему с концлагерями в СУАР. Как бы то ни было, наша страна, наряду со всем регионом, может стать местом столкновения трех «великих держав», которые будут биться не за нас, конечно, а между собой, но на территории нашего региона.
Готовность к этому Казахстана можно воспринимать по-разному. Верховной власти придется определяться более четко, несмотря на свою многовекторность, гражданское общество будет голосовать «за» продвижение демократии, а пророссийская часть – тормозить. Но в любом случае, в первую очередь сейчас слово за Акордой и лично за президентом и «признанным дипломатом» Касым-Жомартом Токаевым. И он уже сделал первый шаг – на одной из панельных дискуссий в рамках Мюнхенской конференции, заявил буквально следующее: «Роль США для Казахстана велика. Я считаю, что у нас есть большие возможности для увеличения сотрудничества». А Касым-Жомарт Кемелевич, как известно, просто так ничего говорить не будет.