пятница, 20 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Компас многовекторности показывает на «Северного соседа»

Президент Токаев подписал Концепцию внешней политики Казахстана (КВП) на 2020-2030 годы. У прежней срок подошел, да и «мировые вызовы» несколько изменились. Документ этот, как известно, больше должен быть подробно изучен внешними силами и зарубежными партнерами всех видов, но и для простых казахстанцев он будет интересен. Поэтому дадим нашим читателям небольшой ликбез по новой Концепции.

Как было…

Несмотря на выходной день, вчера глава государства работал, не покладая рук. Можно было подумать, это было связано с его заявлением накануне уик-энда, когда он посетовал на сложившуюся практику, когда праздничные дни выпадают на воскресенье, а потом вся страна отдыхает на следующий день. В общем, президент своим примером хотел показать, что можно и нужно работать, несмотря на потенциальное похмелье. Тем более, преддевальвационный настрой в обществе заставил принимать экстренные решения. Впрочем, решения эти были не очень логичными, но это отдельный разговор.

Итак, под рост доллара (а точнее, падение тенге) Касым-Жомарт Токаев утвердил Концепцию внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы. Правда, соответствующий Указ № 280 был подписан еще 6 марта, но обнародован был почему-то только в понедельник. Соответственно, утратила силу предыдущая Концепция, рассчитанная на 2014-2020 годы – она была принята в то время, когда Токаев был спикером в сенате.

Утратившая силу КВП была подписана прошлым президентом в начале 2014 года и первым пунктом в главе «Цели и задачи» значилось «Всемерное обеспечение национальной безопасности, обороноспособности, суверенитета и территориальной целостности страны». Это в ту пору звучало актуально на фоне происходящих в Украине событий, однако на самом деле этот пункт являлся (и является) дежурным. Примерно такие же положения существовали и предшествующих документах, но слишком далеко в прошлое заглядывать не будем.

Прошлая Концепция была во многом построена на видении и цитатах тогдашнего президента, в том числе в виде планов о вхождении в 30-ку развитых стран и воплощении «Стратегии-2050». Главными приоритетами в ней значились мир и стабильность в Центральной Азии и развитие в рамках ЕврАзЭС. Далее идут пункты о правовом оформлении госграниц, проблемы раздела Каспия, участия в ООН и других международных организациях и далее – уже чисто формальные упоминания о борьбе с терроризмом и оборотом оружия, экологии и тому подобное.

Что касается темы «с кем дружить против всех», то на первом месте шла Россия, затем – Китай, республики Центральной Азии, США и Европейский союз. Отдельно были указаны Беларусь с Украиной и Азербайджан с Арменией и Грузией. А потом только на очереди оказалась Турция, Иран и далее по списку, в конце которого расположились страны Африканского союза.

С позиции сегодняшнего дня интересно было бы ознакомиться с пунктом «ожидаемые результаты», но, скажем так, все они еще в процессе выполнения. А вот основным принципом внешней политики Казахстана прописана та самая многовекторность вместе с «сбалансированностью, прагматизмом, взаимной выгодой, твердом отстаивании национальных интересов страны». Примерно тоже самое было изложено в самом первом подобном документе в далеком 1995 году.

Новое слово

Проект новой Концепции был представлен в декабре прошлого года и во многом отличался от того, что вышел из-под пера Токаева. По сути, этот проект представлял собой переписанную прошлую КВП. Возможно, сам Касым-Жомарт Кемелевич, как признанный международник и дипломат, произвел редактирование документа. В итоге получился совершенно другой документ, но направление мысли осталось прежнее.

Пропустим внушительную вводную часть, где, между прочим, опять упомянуты «Стратегия-2050» и другие громкие «прожекты», а также не станем обращать особого внимания на главу «международный опыт», которая больше похожа на презентацию для внутреннего пользования и сводится к тому, что для создания Концепции «использован позитивный опыт мировой практики». Поэтому перейдем сразу к «Основным принципам» реализации внешней политики Казхастана. И тут сходу первым пунктом идет «Преемственность внешнеполитического курса Первого Президента – Елбасы Н.А.Назарбаева на новом этапе развития страны».

Дальше можно было не читать, но раз уж начали, то придется. Тем более, ниже идет «содействие построению стабильного, справедливого и демократического мирового порядка; равноправная интеграция в мировое политическое, экономическое и гуманитарное пространство; эффективная защита прав, свобод и законных интересов казахстанцев и проживающих за рубежом соотечественников». Это, как будто, внутри страны данные проблемы решили, и теперь надо за ее пределами. Но к этому мы тоже привыкли – к тому, что перед интуристами мы выдаем желаемое за действительное. Ну и дальше – про многовекторность, прагматизм и урегулированию конфликтов с построением мира в постконфликтных странах (этим мы уже славимся, а точнее – хотим прославиться).

Цели и задачи, по большому счету, не особо поменялись. Оказывается, одной из них является «полноценное использование потенциала внешней политики в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня и качества жизни казахстанцев». Честно говоря, до этого казалось, что власть делает все в точности наоборот. А последний пункт в этой главе просто умиляет – задача: «возведение практических интересов граждан Казахстана и национального бизнеса во главу угла внешней политики государства».

Дальше идет глава «Тенденции и видение развития внешней политики», которая больше похожа на тезисы из реферата молодого дипломата на соискание хорошей должности в МИД. Здесь, действительно, развита такая «многовекторность», что обо всем упомянуть просто нет физической возможности.

Отличные отличия

Вообще, введенная в строй КВП является олицетворением новой власти Казахстана. Во-первых, как уже было отмечено, она более изящно и профессионально сложена. Но при том (это во-вторых), что все изменения формальны и иногда даже иллюзорны. Стратегическая задача все та же – войти в 30-ку, но при этом захватить лидерство в регионе. Если бы это решалось по принимаемым программам и стратегиям, то Казахстан, безусловно, был бы лидером не только в Центральной Азии, но и на всем континете. Но это к слову.

Идем дальше. Заметно больше внимания в новой Концепции уделено вопросам экономики, в том чисел в «Тенденциях и видениях». Даже специально оговорено и расписано понятие «экономическая дипломатия». Здесь сказано и про «цифровой Казахстан», и про «Хоргос», и про финансовый центр «Астана» и так далее. Наверное, чтобы иностранцы наконец-то узнали, как мы хорошо в экономике и финансах разбираемся, а то только для внутреннего пользования вся информация о «прорывных проектах» идет.

Но заслуживает внимание подпункт, в котором говорится, как и с кем мы собираемся дружить. Его стоит процитировать полностью: «дальнейшее развитие союзнических отношений с Российской Федерацией, всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, расширенного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, стратегических взаимоотношений с государствами Центральной Азии, расширенного партнерства и сотрудничества с Европейским Союзом (ЕС) и государствами-членами ЕС». Ниже идет упоминание о Евразийском союзе и далее по списку, почти как в предыдущей Концепции. Но в ней не было такой четкой градации – с кем дружим «союзом», с кем «всесторонней стратегией», а с кем просто «расширенным партнерством». То есть знаменитая наша многовекторность уже не только на деле, но и в официальных документах стала не такой уж и равносторонней.

Впрочем, этого и стоило ожидать. Только не очень понятно, почему на этот раз Концепцию растянули аж на десять лет? Ведь даже в ней самой, в вводной части, говорится, что международные отношения нынче переживают сложную трансформацию, свирепствует кризис доверия, а малые и средние страны (к коим Казахстан соизволил себя причислить), вообще, в опасности.

Фото на обложке: turantimes.kz

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33