Есть ли жизнь после «эпохи Назарбаева»?
Обычно власти не комментируют слухи, но на этот раз пришлось. Однако это не развеяло сомнения, а даже придало им более интригующий фактор. С большой долей вероятности, можно сказать, что лидер нации жив-здоров, но сегодня хотелось бы не об этом, а о том, насколько готовы мы к так называемому часу «Х»? Ведь складывается ощущение, что не только чиновники и все «винтики Системы»не представляют себе, как жить в пост-назарбаевский период, но и ярые оппоненты власти.
Слухи о домыслах
Слухи о кончине или плохом здоровье Нурсултана Назарбаева появляются с незавидным постоянством вот уже полтора десятка лет. С развертыванием социальных сетей домыслы в различных вариациях приобрели видимость массового характера. Одновременно власти стали видеть нелицеприятное отношение населения к «безоговорочному лидеру», поэтому нужно было как-то реагировать, хотя известно, что мнение «Фейсбука» не означает общенационального мнения на заданную или любую другую тему. Кстати, значительная часть казахстанцев стала думать об этом только после того, как в СМИ было озвучено «опровержение».
Но, как бы то ни было, развернувшиеся сетевые дискуссии и вынужденная реакция на них властей, кроме всего прочего, говорят о необходимости всем и вся срочно и глубоко перестраиваться. Уже больше года Нурсултан Абишевич не является президентом РК, а занимает скромную должность главы Совета безопасности, члена Конституционного совета, почетного сенатора и прочее. Однако с его именем до сих пор все ассоциируют не только верховную власть в стране, но и роль некоего «смотрящего». Поэтому сложилось устойчивое мнение, что с его «окончательным уходом» в Казахстане жизнь резко изменится.
Несмотря на то, что обсуждение жизни и смерти человека считается, так сказать, не этичным, с чем мы во многом согласимся, но в данном случае речь идет о политике, формировавшем повестку дня не только Казахстана, но и региона. Поэтому, скорее неэтично не отдавать всем нам в этом отчета. Другими словами, попробуем разобраться, насколько мы готовы (или не готовы) к так называемому пост-назарбаевскому периоду.
Власть
В принципе, власти готовились к постназарбаевскому периоду уже давно. Еще в 2000 году был принят закон о первом президенте, который до вступления его в полную силу только год назад, успел за это время раз семь пройти через всевозможные «дополнения и изменения». В последние несколько лет был предпринят комплекс законодательных мер по перераспределению полномочий различных ветвей власти, начиная с местного самоуправления и заканчивая должностью президента.
Все эти меры были направлены как раз на создания базы для дальнейшего развития страны, когда Нурсултан Абишевич отойдет от дел. Кроме перераспределения полномочий, были тщательно отредактированы другие нормативно-правовые акты, а в некоторые из них поправки вносились по несколько раз за короткое время. Эти и другие «изменениям и дополнениям», а также кое-какие поправки в сценарий транзита были предприняты после скоропостижной кончины Ислама Каримова.
Если говорить коротко, то большая часть деятельности на государственном уровне по этому поводу сводилась к превентивным мерам по недопущению большой междоусобицы, когда елбасы уже не сможет контролировать ситуацию в политическом поле. По этому же принципу за последние несколько лет произошел передел на финансово-промышленном (прежде всего, банковском) уровне. Тот самый передел собственности, о котором многие говорили, но, так сказать, в прикладном варианте.
Можно считать, что государственная власть во многом готова к часу «Х», включая строительство пантеона и предварительное переименование улиц и проспектов, не говоря уже о самой столице. То есть, номинально все нормально, но мы-то с вами знаем, что когда доходит до дела, то вскрываются многие «недоработки».
Элиты
В первую очередь, могут «подвести» элиты. Можно предположить, что в Узбекистане тоже были достигнуты договоренности между кланами, но потом «что-то пошло не так». Можно надеяться, что отечественная внутриполитическая система сдержек и противовесов сможет дать свои плоды на деле, но каждая из властных группировок будет подозревать другую сторону в нарушении договоренностей.
Надо признать, что Назарбаев учел этот фактор, но на сегодняшний день еще не до конца установлен буфер, об который могли бы гаситься возможные недовольства того или другого клана. Но то, что в настоящее время эти кланы никак особо себя не проявляют (в первую очередь, по отношению друг к другу), говорит о том, что с «Ноль-Первым» все нормально. Или относительно нормально.
С одной стороны, планам по дальнейшей реализации операции «Преемник» помешала пандемия, но с другой, введение чрезвычайного положения может помочь загасить возможные протесты – как стихийные, так и организованные (спровоцированные) одной из группировок. Здесь, вообще, трудно делать ставку на то, как будут развиваться события. Этого точно не знают даже сами элиты, а уже тем более «плебс». Но то, что возможно все, начиная с арестов олигархов и министров и заканчивая отступлением на заранее приготовленные позиции (ой, а аэропорты закрыты), никто спорить не станет.
Оппозиция
Этот пункт достоин расширенного толкования и отдельного материала. Ведь под определение «оппозиция» можно включить многие движения, нередко воюющие между собой пожестче, чем власть и элиты. Но совершенно очевидно, что кто-то из оппозиции попытается извлечь из часа «Х» политические дивиденды или даже подыграть одному из кланов, а кто-то постарается использовать возможность продвижения правовым путем. Например, через выборы.
Стоит отметить, что классическая (ее еще называют конструктивной, но это сейчас для многих звучит чуть ли не как оскорбление) оппозиция уже лет 15-20 поднимает вопрос о пост-назарбаевском периоде. Для нее важно показать стране и миру, что в Казахстане есть силы, которые способны взять власть в свои руки и направить дальнейшее его развитие по демократическому пути.
Это наиболее трезвые силы, которые находятся и в стране, и за ее пределами. Возможно, что при определенных обстоятельствах, они смогут сплотить вокруг себя и другие здравомыслящие силы (не обязательно оппозиционные), а также получить поддержку пробужденного гражданского общества. Однако нужно учитывать, что режим не будет сидеть, сложа руки, и максимально оградит себя от подобных действий. При помощи тех же арестов или чрезвычайного положения.
Зарубежье
Не стоит недооценивать и внешние силы. Так, даже через официальные российские СМИ зрителям внушается мысль, что только Назарбаев является главным защитником от национал-патриотов и гарантом не повторения в Казахстане крымско-донецкого сценария. Для восточного соседа тоже нужны гарантии преемственности режима, в который они вложили миллиарды долларов, и поэтому Пекин будет зорко наблюдать за происходящими в нашей стране событиями.
Но, судя по всему, примерный сценарий переходного периода обсуждался и с рядом заинтересованных зарубежных лидеров. С кем-то эти вопросы согласовывались, кто-то просто ставился в известность, а кое с кем приходилось обсуждать различные вариации развития предварительного сценария, в том числе и форс-мажора. Речь идет не только о преемнике Назарбаева, фигуре транзитного президента и других обстоятельств переходного периода, но так же и том, что и как будет со страной после часа «Х».
С большой долей вероятности можно сказать, что Москва не будет активно вмешиваться во внутреннюю политику Казахстана при условии, что все пойдет по плану или же, по крайней мере, не будет далеко от него отходить. При этом, в самой России сейчас немалые проблемы, поэтому пресловутая самоизоляция может будет касаться и отдельных стран, причем даже после снятия карантина в мировом масштабе.
Страны Запада тоже в курсе проводимого в РК транзитного периода. Это продемонстрировал визит Госсекретаря США и его встреча с обоими президентами, что является показателем того, что Вашингтон принимает правила игры Акорды. Но при этом Госдеп выставляет некоторые претензии в плане необходимости реформ, которые могут быть реализованы и в пост-назарбаевский период. Европейский Союз тоже дипломатично заявляет о своем желании видеть Казахстан идущим по направлению к демократии, однако вынужден напоминать себе о нефтяных контрактах с Астаной, многие из которых могут быть пересмотрены, если к власти в стране придут «совсем другие люди». Но в любом случае, многие наши зарубежные друзья и почти друзья так или иначе готовы к разным сценариям и «в случае чего» будут действовать по заранее оговоренному плану.
Вывод
Впрочем, в связи общемировой пандемией некоторые договоренности теряют силу, а вместе с падением цены на нефть падает международный вес Казахстана, кто бы там у руля не находился. Но при всем при этом важно то, как к этому отнесется народ, как отнесутся казахстанцы.
Как отмечалось выше, Акорда с «Библиотекой» приходят к неприятному для себя выводу, что вряд ли этого народа можно ожидать повальной скорби и искреннего траура. Но, с другой стороны, не в привычках власти обращать внимание на мнение народа. Это факт может сыграть со всеми злую шутку, так как эмоции народонаселения трудно предсказать в полной мере, и они могут вылиться в неуправляемую толпу или хуже того – управляемую и целенаправленную толпу.
Поэтому уже сейчас нужно морально готовить население к тому, что все в нашей жизни бренно и, как говорится, мир не перевернется с остановкой биологических часов одного человека, пусть даже если с ним очень многое связано в этой стране. Именно осознание этого и готовность к неизбежному являются гарантиями стабильности в стране и обществе, хотя каждая его прослойка понимает «стабильность» по-своему. Но это уже тема для другого разговора.