понедельник, 20 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

К каким еще чрезвычайным положениям готовится власть?

Обе палаты парламента вдруг озаботились редактированием законов о чрезвычайном положении и мобилизации, а также «изменениями и дополнениями» в сопутствующие законодательные акты. Понятно, что власти спешат провести «работу над ошибками», однако ясно и то, что в текущий режим ЧП они не успеют это сделать. Тогда к чему такая спешка? Может ли косметическая редактура законодательства кардинально изменить ситуацию? 

На ошибках мучатся

Ни для кого не секрет, что власть, мягко говоря, оказалась не совсем готова работать в особых условиях. Многое делалось и делается «методом тыка», что уже стало не только предметом критики казахстанцев, но и многочисленных мемов и поводов для шуток. Однако самому режиму не до шуток – он паталогически лишен способности признать свою неправоту. Нет надобности напоминать, как власти переигрывали свои решения, спотыкались о собственные приказы и каждый раз, как выразился президент Токаев, «допуская административные промахи». Все это на виду и, хотя Касым-Жомарт Кемелевич пообещал со всем разобраться после карантина, создается впечатление, что ничего особо не изменится. 

Система же, как субстанция, состоящая из ее субъектов, привыкла во всем обвинять народонаселение, но так как в условиях ЧП общество практически выключено из процесса, то надо было искать другие причины. Причиной просчетов и промахов оказалось несовершенное законодательство, хотя об этом вслух никто ничего (пока) не говорил и все напрочь забыли, что действующие законы принимали те, кто сейчас вносит в них «изменения и дополнения». А это многоразовые депутаты, обменивающиеся креслами члены правительства, скрытые и не очень идеологи Администрации президента и «Библиотеки». 

По большому счету, законы действительно показали свою неработоспособность в условиях, «приближенных к боевым». Даже специализированный закон о чрезвычайном положении оказался на деле формальной бумажкой, по которой только один раз можно издать указ о введении ЧП, пару раз его продлить и создать соответствующую госкомиссию, которая также больше, чем на слабую «троечку» не наработала. Теперь власти хотят в ускоренном темпе провести работу над ошибками, при этом не признавая этих самых ошибок. 

К слову, по принимаемым в Казахстане законам можно делать прогнозы на среднесрочную перспективу в плане внутренней политики и хоть как-то спрогнозировать непрогнозируемое – действия режима в ближайшее время. Степенная жизнь законотворцев в лице парламентариев была осложнена не только карантином, но и срочным принятием незапланированных законопроектов. Среди них новый закон о митингах, поправки в законы о партиях и выборах, а также назревшие поправки в законы и чрезвычайном положении и мобилизации. Первые мы разбирали, а что с двумя последними? 

ЧП с ЧП

Вообще, законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам чрезвычайного положения» начал обсуждаться  в мажилисе в прошлый четверг. Известно, что ни в квартальный, ни в годовой план он не попал – это не удивительно. Но обращает внимание, что поправки обсуждаются в Комитете по экономической реформе и региональному развитию. Из этого можно сделать вывод, что дело в большей мере касается экономической составляющей проблемы. 

Мы прежде говорили, что существующий закон был в большей мере заточен под так называемую чрезвычайную ситуацию социального характера. В переводе на нормальный язык, это вторжение извне, попытка государственного переворота, сепаратизм и массовые беспорядки.  Наиболее существенные поправки в него были внесены несколькими «траншами» после кровавых событий в Жанаозене именно по части беспорядков и угрозе существующему режиму. Однако относительно стихийных бедствий и техногенных катастроф никаких особых изменений не было. 

Итак, не дожидаясь окончания нынешнего периода ЧП, законодатели задумались о предстоящем. На сегодняшний день мажилис уже одобрил законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам чрезвычайного положения. Судя по словам министра нацэкономики Даленова, новшества коснутся 14 сфер, в которых во время ЧП будут установлены особые условия регулирования, если «возникает необходимость принятия оперативных мер, в том числе налоговое стимулирование, ускоренное проведение госзакупок, вопросы соцзащиты, валютное регулирование и ряд других вопросов». 

Кроме всего прочего, будет предусмотрено расширение полномочий президента, которым на этот раз действующий глава государства особо не воспользовался. Так, авторы законопроекта считают, что его реализация «позволит обеспечить оперативное вмешательство президента в общественные отношения в условиях чрезвычайного положения, требующего неотлагательных действий, направленных на сохранение стабильности и обеспечение национальной, в том числе экономической безопасности государства». 

Все это хорошо, особенно по части социальной сферы, однако есть сомнения, что опять-таки на практике все будет выглядеть иначе. Коротко говоря, все это теория, и не расписаны конкретные действия всех ветвей власти, начиная с главы государства и заканчивая участковым на случай нового введения чрезвычайного положения. А то, что оно может быть введено вместе со второй волной коронавирусной атаки, которую эксперты прогнозируют на сентябрь. Но надо помнить, что ЧП может быть вызвано не только очередной волной пандемии. 

Угрозы внешние или внутренние?

Пока нижняя палата парламента разбиралась с корректировкой этого закона, верхняя на расширенном заседании Комитета по международным делам, обороне и безопасности рассматривала законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации». 

Если говорить общими (официальными) словами, то целью законопроекта является «совершенствование системы мобилизационной подготовки, а также государственной системы гражданской защиты в части формирования, хранения и использования государственного материального резерва». Выясняется, что поводом для редактирования этого и других, связанных с ним правовых актов, оказались «правовые пробелы» в данном направлении, но при этом особо подчеркивается, что нужно было «повысить ответственность физических и юридических лиц за неисполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки, установить постоянный контроль за организацией и проведением мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации». Кроме этого, выясняется, что так и остались нерешенными проблемы с государственным материальным резервом. Отсюда возникает логичный вопрос – а где продовольствие на складах «на случай войны»? Сгнило или разворовали? И почему никто не несет ответственность за это уже сейчас, не дожидаясь окончания ЧП или введения нового закона? 

По словам «космического сенатора» Талгата Масабаева, «новеллой является ввод государственного контроля в области мобилизационной подготовки и мобилизации». Он также подчеркнул, что законопроект «является очень важным, поскольку его принятие позволит поддерживать мобилизационную готовность нашей страны на уровне, обеспечивающем военную безопасность и оборону государства». 

То есть, получается, до сегодняшнего дня никто ответственности не нес ни за мобилизацию, ни «НЗ» с матрезервами, а военная безопасность с обороной государства не были достаточно хорошо обеспечены? Хорошо, конечно, что законодатели вовремя спохватились, однако создается впечатление, что они что-то знают. И, действительно, совершенно не обязательно, что нас ждет новый карантин – это может быть «обычный» комендантский час в связи с «массовыми беспорядками», о которых больше всего беспокоится власть. Или у нас все же существует опасность сепаратизма? Ведь не зря стали появляться провокационные петиции по государственному языку, а накануне введения ЧП был введен запрет на въезд россиян по внутренним документам. 

В любом случае, власти нужно быть пооткровенней с собственным народом. Ведь никто, кроме него не станет защищать государство (и ее саму) от внешних угроз и не поддержит при возникновении внутренних. Если, конечно, режим сам народ не воспринимает в качестве такой угрозы. 

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33