вторник, 24 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

"Темные пятна" по делу Алиева

"То, о чем я вам рассказываю сейчас, звучит отчасти как голливудское кино, но все это происходило на самом деле" - призналась в австрийском суде прокурор Беттина Валлнер.

В эти дни в Вене проходит суд по делу об убийстве топ-менеджеров «Нурбанка» Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова в 2007 году. Их останки после долгих поисков были найдены близ Алматы лишь спустя четыре года. На скамье подсудимых два гражданина Казахстана - бывший шеф КНБ Альнур Мусаев и экс-телохранитель президентской семьи Вадим Кошляк. Главный обвиняемый по данному делу, Рахат Алиев, примерно два месяца назад был найден повешенным в тюремной камере. Процесс уже назван самым необычным в судебной истории Австрии.

В материалах обвинения предполагается, что Рахат Алиев, будучи мажоритарным акционером «Нурбанка», решил таким образом расправиться с топ-менеджерами, которые, якобы,  за его спиной проворачивали сделки. Что касается непосредственно Мусаева и Кошляка, то им, как ближайшим соратникам некогда всесильного Алиева, инкриминируется соучастие в похищении и убийстве банкиров. В случае обвинительного приговора подсудимым грозит от 10 до 20 лет тюрьмы или пожизненное заключение. Впрочем, сам Альнур Мусаев рассчитывает на оправдательный приговор суда, пытаясь, видимо, всю ответственность свалить на покойного благодетеля, с которого уже ничего не спросишь.

«Обвинения безосновательные и придуманные. Я не был на месте преступления и не могу комментировать произошедшее. Исследование доказательств подтвердит, что меня там не было. Я рассчитываю на оправдательный приговор», - сказал он, в частности, в интервью австрийской газете «Österreich».

В ходе расследования возможных мотивов убийства было опрошено более 100 свидетелей. Тем не менее,  в деле остается много темных пятен. К примеру, сомнения вызывают как материалы и  вещественные доказательства, представленные стороной обвинения, так и показания свидетелей. На нынешнем процессе заказано три экспертизы, 90 свидетелей получили повестки. Известно, что некоторые из них находятся в Казахстане под стражей. По мнению австрийской стороны, местные власти опасаются, что они могут попросить в Австрии убежища, а потому не выдают им разрешения на поездку. В связи с этим они будут допрошены судом посредством видеоконференцсвязи. Всего процесс будет  состоять из 27 заседаний и продлится до июня. 

Дело об убийстве казахстанских банкиров привлекло еще больший резонанс после загадочной смерти главного фигуранта в тюремной камере. Как известно, австрийская полиция арестовала Рахата Алиева в июне 2014 года после того, как он сам сдался, поскольку беспокоился за свою безопасность. К тому времени некогда влиятельный президентский зять, чиновник и бизнесмен был уже заочно осужден в Казахстане на длительный срок по ряду уголовных обвинений, в том числе попытке организации государственного переворота. При этом сам он называл обвинения в свой адрес политически мотивированными и позиционировал себя в качестве оппозиционера. После того,  как Рахата Алиева нашли мертвым, его венские адвокаты поставили под сомнение версию о самоубийстве. Результаты экспертизы крови, взятой из его тела, показали наличие следов барбитурата, сильнодействующего препарата, запрещенного в Австрии. Расследование обстоятельств его смерти продолжается.

Понятно, что дело Рахата Алиева,  даже после его странной кончины вызывает много вопросов и беспокойств. По понятным причинам оно касается и Астаны, которая хотела бы побыстрее забыть о нем,  как о кошмарном сне. Решение родственников о захоронении тела Алиева в Австрии, а не на родине, вероятно, мотивировано также этим. Но данное дело оказалось слишком громким и, несмотря на все усилия его замять, будет иметь серьезные последствия для властей и Казахстана в целом. 

Начнем с того, что ранее Вена неоднократно отказывала в выдаче Алиева и его подельников в Казахстан на основании того, что они не могут рассчитывать здесь на справедливое и независимое судебное разбирательство. Аналогичную несговорчивость демонстрировали еще несколько европейских стран, отказавших в экстрадиции других высокопоставленных перебежчиков. Все это стало публичной пощечиной судебной системе республики. Можно только догадываться, какие колоссальные ресурсы, включая финансовые, привлекаются Астаной для решения  подобных деликатных вопросов в Европе или Америке. Но эти потери ничто по сравнению с ущербом, который наносится имиджу Казахстана в глазах политических, бизнес и прочих элит Запада. 

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что Рахат Алиев, как член президентской семьи, равно как и его подельники,  являлись носителями высших государственных секретов. Когда в России, Великобритании, США, любой другой стране на чужую сторону переходит агент даже низшего звена, это становится ЧП, которое влечет за собой жесткие разбирательства и отставки. В нашем же случае речь идет ни много, ни мало о человеке, возглавлявшем Комитет национальной безопасности, а также далеко не рядовом сотруднике Службы охраны президента.

Сколько интересующей западные спецслужбы информации уже переданы в их руки, снова остается лишь предполагать. 

Однако более всего удручает то, что суд в Вене вряд ли поставит точку в деле Рахата Алиева. Кроме установления всех виновников убийства Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова, своего часа ждут десятки других громких преступлений, совершенных в Казахстане за годы независимости. Само по себе участие высших должностных лиц, призванных обеспечивать национальную безопасность, в расправе над собственными гражданами, трудно назвать иначе, как вырождением системы. И зловещее явление, пусть и прозванное в народе "рахатизмом", едва ли ограничивается фигурой экс-зятя и его ближайшим кругом. "То, о чем я вам рассказываю сейчас, звучит отчасти как голливудское кино, но все это происходило на самом деле" - призналась в австрийском суде прокурор Беттина Валлнер. Происходило "это" в Казахстане и, при существующем положении вещей, мы имеем мало оснований быть уверенными, что такое не повторится впредь. 

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33