четверг, 23 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Фактор Украины. Часть 2

Сохранение разных долгосрочных целей у России, Казахстана и Белоруссии, а также у новых участников ЕАЭС,  в лице Армении, Кыргызстана и, в будущем, возможно, у Таджикистана, может привести к росту трений и конфликтов экономического и политического характера внутри интеграционного объединения

 Инвестиционный климат. Эффект бумеранга

Что касается возможного влияния экономического кризиса в России на инвестиционный климат в Казахстане, то существует две точки зрения.

1. К позитивным моментам от санкций можно отнести переориентацию инвестиционных поток из Украины и России в Казахстан, где также возможно появление западных компаний, которые попытаются выйти на рынок России или Белоруссии через открытие предприятий на территории Казахстана. Такой тренд также возможен, если кризис вынудит руководство России пойти на радикальные меры в экономике, в том числе через усиление контроля над движением капитала. Что касается Казахстана, то еще в прошлом году в рамках ежегодного исследования «Ernst & Young» об инвестиционной привлекательности Казахстана говорилось о том, что восприятие имиджа страны улучшилось, а степень уверенности инвесторов в потенциале Казахстана возросла по сравнению с результатами прошлых лет. По итогам опроса 2014 года, а также по результатам исследований предыдущих лет.

Казахстан занял второе место в СНГ после России по уровню инвестиционной привлекательности.

При этом многие респонденты из числа работающих в Казахстане инвесторов отдали стране предпочтение по сравнению с Россией, в то время как потенциальные инвесторы поставили страну на третье место. В этой связи, можно предположить, что по мере ухудшения экономической ситуации в России, Казахстан займет первое место в СНГ по инвестиционной привлекательности, тем более с учетом принятия целого пакета новых законодателей изменений в 2014 году для улучшения инвестиционного климата в стране. Кстати, министр финансов Казахстана Бахыт Султанов уже заявил о том, что Казахстан не будет повышать налоги в 2015 году, чтобы остаться «тихой гаванью» для «мечущихся по всему миру инвесторов».

2. К отрицательным последствиям войны санкций для инвестиционной привлекательности Казахстана можно отнести риск роста стоимости заемного иностранного капитала для казахстанских банков, так как многие западные инвесторы просто не видят особой разницы между Казахстаном и Россией, предпочитая не рисковать. Ситуацию усугубляет тот факт, что два этих государства входят в Евразийский экономический союз, который официально начал функционировать с 1 января 2015 года. Это может создать в глазах потенциальных инвесторов эффект «Титаника», когда падение российский экономики в кризисную яму может потянуть за собой и всех остальных участников этого интеграционного проекта.

 Автомобильный рынок

В связи с падением курса рубля, многие граждане Казахстана начали массово скупать автомобили в российских автосалонах, которые стали значительно дешевле стоить по сравнению с новыми автомобилями в Казахстане.

В этой связи, массовая скупка автомобилей гражданами Казахстана в российских автосалонах привела к тому, что в ноябре-декабре 2014 года резко упали объемы продажи новых автомобилей в самом Казахстане. По данным Национальной палаты предпринимателей Казахстана на 60% упал спрос на автомобили казахстанской сборки из-за ажиотажа вокруг завоза в республику автомобилей с территории России. По данным ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ), в 2014 году продажи автомобилей в Казахстане снизились впервые с 2009 года. По среднесрочным прогнозам АКАБ, в последующие годы тренд понижения продаж будет доминировать, в том числе по причине обострения геополитических ситуаций на территории СНГ, а также в связи с санкциями против России и вследствие этого дисбалансом валют, повлекшим за собой вал «серого» дешевого импорта из России.

В Казахстане, по аналогии с Россией, также предлагали ввести утилизационный сбор для российских машин, чтобы весь его объем направлять на прямые субсидии автосборочным предприятиям. Но нельзя исключать того, что если рубль и в дальнейшем продолжит ослабевать, то импорт автомобилей в Казахстан из России заметно увеличится.

Космическая сфера

Война в Украине, может также создать проблемы для Казахстана, который пытается развивать свою собственную космическую программу. В частности, Казахстан решил использовать ракетный комплекс «Zenit-M», так как он более экологичный, чем российский «Протон». Но  «Zenit-M» производят в Украине. Казахстанская сторона еще до войны санкций убедило Россию использовать его на Байконуре. Теперь неясно будет ли в состоянии Украина обеспечить поставку этого ракетного комплекса в Казахстан.

Военная сфера

Участие России в конфликте с Украиной, может привести к тому, что часть военной продукции, которую Россия раньше покупала в Украине, она теперь постарается приобретать в других странах СНГ, в том числе в Казахстане. По крайней мере, Генеральный секретарь Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа уже заявил о том, что страны ОДКБ будут сами производить военную технику и оборудование, ранее закупавшиеся в Украине. По мнению Николая Бордюжи, возможности выпускать такую продукцию имеются у Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана.

Таким образом, конфликт между Россией и Западом может стимулировать развитие военно-промышленного комплекса Казахстана, чья продукция будет, в первую очередь, рассчитана на российский рынок.

Трудовая миграция. Социальная напряженность.

Есть риск переориентации из России в сторону Казахстана трудовой миграции из стран Центральной Азии, в случае роста в 2015 году уровня безработицы в России, что способно вызвать напряжение на местном рынке труда. Это связано с риском сокращения российского рынка труда для таджикских, узбекских и кыргызских гастарбайтеров. В России количество таджиков оценивается от 650 тысяч до 1 млн. 170 тысяч, количество граждан Узбекистана - 3 млн. и Кыргызстана - более 500 тысяч. Их возвращение в свои страны, может вызвать рост социальной напряженности, что способно дестабилизировать обстановку во всем регионе, особенно с учетом повышенной активности экстремистских и террористических организаций.

По причине обвала рубля и скатывания российской экономики в рецессию реальные заработки миллионов мигрантов из Центральной Азии резко сократились. Кроме того, российские власти ввели целый ряд новых законодательных ограничений в отношении иностранцев, желающих работать в России на законных основаниях. В частности, с 1 января Россия обязывает мигрантов сдавать тесты на знание русского языка, истории и основ российского законодательства, а также проходить медицинское обследование и покупать медицинскую страховку. Кроме того, московские власти повысили стоимость патентов на работу в столице страны, где, в основном, и работают многие трудовые мигранты.

По причине введения новых требований и падения рубля, в ближайшие месяцы Россию покинут до 25% мигрантов. И, возможно, что часть из них попытается найти работу в Казахстане.

Кстати, по данным Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития населения Казахстана большую часть трудовых мигрантов в стране составляют граждане Узбекистана. При этом в Комитете также не исключают вероятность того, что часть трудовых мигрантов из стран Центрально-Азиатского региона, находящихся на заработках в России, может поменять рынок труда на казахстанский.  В середине январе 2015 года, лидер парламентской партии «Ак Жол»  Азат Перуашев уже заявил о том, что массовый отток трудовых мигрантов из России увеличит конкуренцию на рынке труда Казахстана. Тем более что в 2015 году, в ЕАЭС может вступить Кыргызстан, чьи трудовые мигранты в основном ездили в Россию.

 Война санкций и риски для Евразийского экономического союза

 Дискредитация Евразийского экономического союза

Действия России в Украине, а также война санкций между Россией и Западом усилила внутри Казахстана позиции противников Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который официально начал функционировать с 1 января 2015 года.

Самой главной проблемой является то, что в ЕАЭС перенеслись все те проблемы, которыми страдал Таможенный союз. В первую очередь, речь идет о том, что это искусственный интеграционный проект, чьи создатели в лице Казахстана, России и Белоруссии изначально ставили разные цели. Например, для руководства Казахстана создание Таможенного союза и его трансформация в ЕАЭС в первую очередь имели экономические цели. Для России эти интеграционные проекты больше имели не экономический, а геополитический характер, который должен был закрепить за ней роль субрегиональной державы.

Кстати, пока неясно, как создание ЕАЭС совпадает с казахстанской форсированной индустриально-инновационной программой развития, где основной акцент делается не столько на восстановление старых экономических связей с Россией и Беларусью разрушенных после развала СССР, а сколько на создание новых инновационных направлений, куда так активно привлекают иностранных инвесторов. Как показали первые году существования Таможенного союза, Казахстан лишь укрепил позиции сырьевого придатка этого интеграционного объединения, чем заложила основу для инновационного прорыва. Стоит отметить, что из трех стран участниц этого интеграционного проекта, только в Казахстане возникли активные антиевразийские настроения. То есть в отличие от России и Белоруссии, создание Таможенного союза, а также его трансформация в Евразийский экономический союз, привело к серьезному расколу в казахстанском обществе.

Что касается постсоветского пространства, то деятельность ЕАЭС в 2015 году окончательно расколет его на несколько групп: евразийцы (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргызстан, Таджикистан), антиевразийцы (Азербайджан, Узбекистан, Молдова, Украина, Грузия) и нейтральные (Туркменистан).

 Таким образом, «подводными камнями» ЕАЭС для Казахстана является:

1. Бюрократизация интеграционного проекта, что затормозит развитие ЕАЭС.

Как показывают торговые конфликты между Белоруссией и Россией, Москва и Минск умудряются доводить свои экономические трения до открытого конфликта даже несмотря на существование в рамках того же Таможенного союза так называемых наднациональных структур в виде Евразийской экономический комиссии состоящий из Совета Комиссии, куда входят вице-премьеры трех стран и Коллегии Комиссии. Выходит, что само наличие этих структур больше имеет ритуальный характер, чем практическое значение, раз они не могут гасить разногласия до того, как эти трения перерастают в публичную перепалку.

2. Война санкций и реэкспорт

Несмотря на действия Кремля по поводу введения санкций против импорта продукции из западных стран, Казахстан отказался поддержать эти действия. Астана считает, что запрет на импорт некоторых видов продукции односторонняя мера России, и она не предполагает вовлечения других стран - членов ЕАЭС. Кстати, Казахстан, еще до введения российских санкций против западной продукции, отказался поддержать российское предложение ввести ограничения на импорт украинских товаров. Все это говорит о том, что Казахстан не хочет быть вовлечённым в экономический конфликт России  с Западом.

Это связано с тем, что кроме России и Китая, не менее важным торговым партнером Казахстана является Европейский союз (ЕС). В прошлом году, министр иностранных дел Республики Казахстан Ерлан Идрисов, на встрече с главой департамента Европейской службы внешних действий Гуннаром Вигандом, сообщил о том, что 49% иностранного капитала в экономике Казахстана имеет европейское происхождение. Торговый оборот Казахстана-ЕС составляет свыше $50 млрд. долларов США. Все это говорит о том, что, несмотря на партнерство с Россией в рамках ЕАЭС, Казахстан не собирается ограничивать свои экономические связи ни с ЕС, ни с США, ни с Украиной. Хотя определенные проблемы в этой сфере уже возникли. Тот же исполнительный директор казахстанской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец недавно заявил о том, что на фоне снижения покупки угля Россией, Казахстан хотел бы поставлять свой уголь в страны Восточной Европы, а также в Украину, но именно уголь в Украину не пропускает Россия.

Таким образом, введение российских санкций на импорт из ЕС, США и их партнеров, во-первых привели к ухудшению взаимоотношений внутри Таможенного союза, так как Казахстан и Белоруссия не поддержали эти санкции. В результате, Москва обвинила Белоруссию в том, что она занимается реэкспортом запрещенных товаров на российский рынок.  Во-вторых, Россия ввела ограничения не только на поставки товаров из самой Белоруссии, но также на их транзит через свою территорию, в том числе в Казахстан. Таким образом, были нарушены основные принципы ТС.

Национальная палата предпринимателей Казахстана (НППК) в декабре 2014 года заявила о том, что запрет «Россельхознадзора» на транзит импортных продуктов без российского досмотра противоречит базовому принципу евразийской интеграции – свободе перемещению товаров, услуг, капитала и рабочей силы.  В январе 2015 года, согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС стала на 7,8% меньше, чем в январе 2014 года.

Все это говорит о том, что и в 2015 году, с момента начала функционирования ЕАЭС, все эти разногласия будут сохраняться в связи тем, что война санкций, а также российская война с реэкспортом, скорее всего, продолжится.

Сохранение разных долгосрочных целей у России, Казахстана и Белоруссии, а также у новых участников ЕАЭС в лице Армении, Кыргызстана и, в будущем, возможно, у Таджикистана может привести к росту трений и конфликтов экономического и политического характера внутри интеграционного объединения.

Расширение ЕАЭС за счет бедных и экономически неконкурентоспособных участников (Армения, Кыргызстан и Таджикистан) может замедлить развитие этого интеграционного проекта по причине серьезных финансовых расходов на поддержку новых членов. 

Оставить комментарий

Политика

Враг у ворот Враг у ворот
Карлыгаш Еженова
05.03.2015 - 09:30
Сукины дети Сукины дети
Редакция Exclusive
26.02.2015 - 15:45
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33