Вперед - к банановой республике!
Когда мировые цены на нефть составляли 110 долларов за баррель, а главный союзник еще не был "изгоем", у Казахстана мало что получалось с решением социальных проблем, диверсификацией экономики, искоренением коррупции. Вряд ли ситуация будет меняться к лучшему сейчас, когда все руководящие кадры и методы остались прежние, зато цены на нефть опустились до 60 долларов за баррель.
По итогам досрочных президентских выборов у многих людей сложилось ощущение дежавю - вроде как все новое, но ощущение, что где-то уже это было. Не стало исключением и первое расширенное заседание вновь сформированного правительства Казахстана. Дело не только в том, что состав высшего исполнительного органа остался практически без изменений, и не во вновь избранном президенте. Дело также в озвученных намедни новых приоритетах правительства.
В частности, на заседании снова речь зашла о модернизации, повышении профессионализма госуправления, создании в этих целях корпорации "Правительство для граждан". Ставя такую задачу, видимо, имелось в виду, что чиновники недостаточно эффективно защищают интересы граждан и должны быть ближе к народу. Правда, в комментариях и соцсетях инициатива вызвала немало критики и сарказма. Например, о том, "для кого прежде работало правительство?" или "надо было создавать новое правительство, а не окучивать старое. Старый конь, хоть борозду и не испортит, но и по - новому ходить не станет". А кто-то усмотрел параллели с приснопамятной программой времен СССР, направленной на построение "социализма с человеческим лицом". Тогда советские граждане тоже сидели по своим малометражным кухням и недоумевали: "Каково было это лицо раньше?".
Необходимость наличия планов действий на близкую и более отдаленную перспективу едва ли вызывает сомнения. Касается ли это отдельного индивида, компании или целого государства. Разница состоит лишь в том, что у кого-то эти программы претворяются в жизнь, обеспечивая рост экономики, а вместе с ним благосостояния народа. Например, как это происходит в Китае, Турции, Германии. С другой стороны находятся и те, у которых обещания не вяжутся с результатами. Можно было бы сетовать на то, что никто не застрахован от ошибок. Но проблема усугубляется привычкой не замечать эти самые ошибки, не задумываться о причинах их породивших и привлекать к ответу нерадивых чиновников. Вместо этого, одна проваленная программа ставится на убыль, либо объявляется формально выполненной. Ее место занимает следующий стратегический документ, затем еще один, и так - до бесконечности.
Разумеется, одними обещаниями сыт не будешь. И тогда сроки достижения благополучной жизни отодвигаются все дальше. В Советском Союзе первый секретарь Компартии Хрущев еще в 1950-х заверял, что "следующее поколение советских граждан будет жить при коммунизме". Однако в 1970-х светлое коммунистическое будущее оказалось отложено еще на 25 лет. Между тем, совершенно отставшие от жизни партийные бонзы превращались в небожителей и тихо старели в своих кабинетах. В отсутствии реальных улучшений их заменяла пропаганда. Население заставляли поверить, что все беды от проклятых империалистов, которые вот-вот "загниют", а страна Советов вступила в "эпоху развитого социализма"... с вечными очередями, дефицитом, скудным ассортиментом товаров и продовольствия, запретами и славословиями руководству. Понятно, что подобный контраст между декларациями и реальностью не мог продолжаться бесконечно. Как закономерный итог, вместо обещанного "рая на земле", в начале 1990-х СССР приказал долго жить.
Можно ли усмотреть аналогии между печальным советским опытом и сегодняшними прорывными проектами в Казахстане, пусть всяк решает сам. С чем сложно поспорить, так это тем, что нельзя на новые вызовы отвечать старыми средствами. Нельзя постоянно уповать на пропаганду и эксплуатировать доверие общества. Нельзя бесконечно откладывать на завтра то, что нужно делать сегодня. Нельзя экономить на первоочередных нуждах людей, увлекаясь помпезными проектами. Нельзя вечно кивать на молодость и неопытность, либо перекладывать вину за неудачи на внешние факторы. Нельзя профанировать главные принципы демократии, как честные и альтернативные выборы, периодическая сменяемость власти, подотчетность правительства народу, свобода слова, самовыражения и шествий. Наконец, нельзя думать одно, говорить другое, а делать третье.
Конфуцию принадлежит изречение: "Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела". Говорить и обещать можно все что угодно, хоть манну с небес, хоть кисельные берега. Но без воплощения слов в конкретные дела, они, как и доверие к их авторам будут с каждым разом обесцениваться. В конце концов, может наступить момент, когда искренние обращения исправить положение вещей вызовут со стороны адресатов сплошной пессимизм, сумбур и бездействие. Просто потому что они судили на делам.