четверг, 23 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

В Кыргызстане пытаются сформировать правительство народного доверия

Мы задали кыргызским экспертам вопросы, что произошло в Кыргызстане с 5 по 6 октября – революция или переворот, где находится Сооронбай Жээнбеков и кто возглавит страну. Прогнозами и анализами с Exclusive.kz поделились политологи Эмиль Джураев, Марс Сариев, политэкономист Мирсулжан Намазалиев.

«Как назвать то, что произошло в Кыргызстане, мне кажется, пока сложно. Политическому событию такого рода нет определенного названия. Но очевидно, что это не военный переворот – тут военных вообще не было. Но сменилось правительство. Весь нынешний день (6 октября – ред.) проходили в разных местах, в разных группах обсуждения, поиск компромиссов, переговоры разных сил, в основном, лидеров и участников разных политических партий. Но какое бы решение не было бы принято, оно будет временным. Новые выборы в парламент, а затем, скорее всего, и президента, состоятся, конечно, и тогда уже будут выбраны и утверждены уже постоянные и легитимные представители власти Кыргызстана. На сегодня нынешний парламент еще действует, и ему, скорее всего, будет определена задача легитимизировать и утвердить назначение новых выборов, и двигаться дальше. И, возможно, этот же парламент утвердит временное правительство до прихода нового руководства исполнительной власти в Кыргызстане. Пока же ни президентом, ни премьером в полном смысле слова никто сейчас считаться никто не может», - поделился своим видением Эмиль Джураев.

«Скорее всего, то, что одна группа назвалась сегодня координационным советом, это один из подходов для организации работы парламента и формирование повестки дня для утверждения парламентом», - считает политолог. Он также предположил, что президенту Сооронбаю Жээнбекову сейчас не совсем хорошо представляет, что делать. - «Очевидно, что де-факто он уже не является руководителем страны, не имеет действенных полномочий что-либо решать. Но законные полномочия, конечно же, все еще принадлежат ему в какой-то степени там, где уместно, наверное. Он может содействовать организации новых выборов в парламент и на пост президента и уйти на законном основании в отставку», - считает эксперт.

Политолог Марс Сариев солидарен со своим коллегой в части определения произошедшего в Кыргызстане.

«Сейчас трудно сказать, что произошло. Дело в том, что у нас такого формата перевороты были дважды: в 2005-ом и в 2010-ом годах. Мы считали это революциями, но ничего не изменилось, и ничего Кыргызстан не приобрел от этого, разве что свободу слова. Поэтому сейчас все зависит от того, как будет сформирован кабинет министров, структура власти, произойдут ли коренные изменения. Во всяком случае, Жээнбеков сейчас формально остается президентом, но реальная власть на местах уже принадлежит так называемому правительству народного доверия, которое сейчас пытаются сформировать. Для этого нужно войти в конституционное русло, созвать внеочередной съезд парламента – Жогорку Кенеш, созвать хотя бы 61 депутата, чтоб был кворум, который мог бы провозгласить правительство народного доверия, избрать премьер-министра и, таким образом, объявить вотум недоверия президенту. Тогда те, кто участвовал в нынешнем перевороте, обретут легитимность и можно будет говорить о легитимной власти. А пока, хотя президент не обладает никаким влиянием на силовые структуры, на администрации на местах, он остается формально легитимным президентом, он призвал к диалогу и назвал происходящее в стране незаконным. Но сейчас на местах смещают его представителей, губернаторов и ставят самопровозглашенных людей с помощью захвата административных зданий. Поэтому сейчас с юридической точки зрения эта власть еще не легитимизирована. А в целом в республике все спокойно, функционируют учреждения. Вот только смещают верхушки, мэров городов, губернаторов. А аппарат продолжает работать, и силовые структуры тоже работают, хотя смещены министры, но заместители выполняют свои обязанности. Элитные группы, которые сейчас пришли к власти, пытаются легитимизировать этот процесс через созыв парламента, но не удается. Человек десять собрали, а кворум – не получилось. Я думаю, что таким образом завтра этот вопрос будет решен», - рассказал Сариев.  

По мнению эксперта, особой дестабилизации в стране не будет.

«Жээнбеков сейчас потерял и контроль над ситуацией, и власть потерял. Трудно сказать, какова будет его судьба, но я не думаю, что он пойдет на реванш, потому что его позиции очень слабы. На юге его сторонники попытались провести митинг в Оше, но были вытеснены более многочисленными противниками Жээнбекова, которые не хотят раскола по вектору «Север-Юг», регионализма, понимают, что это обреченный путь. Многие южные кланы интегрированы уже в север, поэтому позиции Жээнбекова на юге тоже очень слабы», - уверен он.

Также политолог отметил отличие данных событий от революций 2005-ого и 2010-ого годов.

«Пока в республике не было погромов. Ночью не били витрины, не разграблены магазины, все произошло цивилизованно. Единственное, сейчас идет противостояние в рядах протестующих в том, что молодые люди из партии «Реформа» собирают своих сторонников и призывают всех собраться около Дворца спорта, чтобы провести полную люстрацию и исключить все старые кадры, в том числе и тех, кого сейчас освободили из тюрем: Атамбаева, Исакова, Равшана Жээнбекова, Фарида Ниязова и других. Они требуют привести молодых к власти. Вот на этом концептуальном уровне противостояние идет. Те, кто был выпущен из тюрем, они вместе с Темиром Сариевым, Омурбеком Бабановым, Равшаном Жээнбековым и другими создали координационный совет для того, чтобы создать правительство народного доверия и войти в правовое русло. А молодые ребята из «Реформы» - это партия прозападного типа – требуют полной люстрации. Вот такой раскол на концептуальном уровне среди протестующих есть», - обратил внимание Сариев.

По мнению эксперта, противодействия «со стороны жээнбековских структур» нет: «Силовые структуры заняли позицию народа».

«Сложился юридический казус, когда действующий президент легитимен, но не имеет власти, а имеющие власть протестанты не легитимны, но имеют власть. Вот всяком случае, в городе все спокойно, митинги продолжаются, но противоправных действий нет», - резюмировал он.

Политэкономист Мирсулжан Намазалиев считает, что смена власти случилась из-за недовольства граждан несправедливостью «уже в третий раз за последние 15 лет».

«Президенту остается либо добровольно уйти в отставку, либо парламент должен инициировать процедуру импичмента и легальным образом его отстранить от должности. Почему это так случилось? Потому что еще в 2016 году самый популярный кандидат в президенты Омурбек Бабанов на заседании фракции открыто поднимал вопрос Раима «Миллиона» или Раима Матраимова. Он считается известным коррупционером в стране. Про него уже выходило множество журналистских расследований за последний год. Раим Матраимов еще в 2015 году собрал 50 тысяч голосов в одном из районов в пользу провластной партии, а в 2017 году он подкупил 100 тысяч голосов в пользу Сооранбая Жээнбекова, используя криминал и неограниченные деньги. Он активно работал против Бабанова. Матраимов создал партию, которой управлял его брат», - рассказал предысторию переворота Намазалиев.

Он отметил, что партия Матраимова, а также провластные партии «Биримдик» и «Кыргызстан» получили абсолютное большинство мандатов в парламенте «через массовый подкуп избирателей, запугивания и угрозы».

«Таким образом, вечером 4 октября, когда объявлялись результаты выборов, мы увидели, что партии власти проходят в первую тройку. Итоги возмутили общественность, в частности, оппозиционные партии. Среди них – партия «Республика»  – партия Омурбека Бабанова. Около 12 партий выразили свое возмущение и заявили, что не признают итоги выборов. Еще несколько партий начали протест на площади, несколько партий – «Республика», «Ата-Мекен», «Бир бол», «Замандаш» - провели возле театра оперы и балета большое собрание и присоединились к протестующим на площади. Ближе к вечеру партия «Республика» подготовила заявление, которые подписали еще 10 партий. И именно это заявление мы передали в ЦИК, и на основе этого заявления ЦИК отменила результаты выборов», - привел хронологию событий Намазалиев.

Также эксперт поделился своим видением причин захвата Белого дома.

«Мирное собрание проходило мирно, но примерно в 8-00 вечера маленькая группа провокаторов начала толкать ворота Белого дома и залезать на забор. И в этот момент милиция начала применять светошумовые гранаты вместо того, чтобы оцепить здание и отстранить провокаторов от основной группы. Вместо того, чтобы задержать провокаторов, милиция пустила слезоточивый газ, стреляли каучуковыми пулями, водомет притащили и, таким образом, разогнали митингующих. Но, как вы знаете, в Кыргызстане нельзя играть на злости народа. Таким образом, власть сама пошла на преступление, сама спровоцировала народ. Ранения получили больше 100 человек. По нашей информации, несколько человек погибли. Наши бесстрашные люди вернулись назад, отвоевали площадь и захватили Белый дом. Этого бы не случилось, если бы не было провальной стратегии власти напугать народ», - заключил он.

Намазалиев повторил мнение своих коллег, что сейчас в Кыргызстане нужен временный премьер-министр.

«Нам нужно выбрать достойного премьер-министра, который не просто будет защищать свои интересы, а человека, который сможет вывести из этого политического, конституционного, экономического кризиса, в котором мы оказались. По мне, так наилучший вариант – это Омурбек Бабанов. Самый популярный кандидат на выборах, чьи голоса украли в пользу Сооронбая Жээнбекова. Безусловно, есть большая конкуренция, этот вопрос будет активно обсуждаться. Где сейчас находится Жээнбеков, я не знаю. Насколько я знаю, он в Кыргызстане, но не в резиденции», - добавил он.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33